Библиографическое описание:

Еременко Ю. С., Киктева Ю. Г., Марокова Г. Е. Пути и способы развития методологической культуры обучающихся [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 111-113.



Статья посвящена вопросу реализации методологической культуры в современной образовательной практике. Авторы рассматривают формирование методологической культуры учащихся при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется методологическим умениям, необходимым в учебной и практической деятельности.

Ключевые слова: методологические умения, методологическая культура, аксиологическая среда, методологическая деятельность

Наступивший XXI век требует от будущих выпускников большой самостоятельности по совершенствованию своей профессиональной культуры в будущей профессии и способности к оценке происходящего.

При этом культуру можно считать средством духовного «возделывания» личности. Можно говорить о культуре труда, культуре межличностных отношений, национальной и языковой культуре или о методологической культуре. На современном этапе содержание образования, ориентируясь на обеспечение самоопределения личности, призвано создать условия для формирования и развития методологической культуры обучающихся для их самореализации. Известно, что сегодня методологическая культура ученика понимается как особая форма деятельности ученического сознания, управляющего мышлением ученика и проявляющаяся в методологических умениях целеполагания, определения ведущих принципов, отбора содержания, моделирования и конструирования условий и средств, формирующих и развивающих личностные структуры. Специфика функционирования методологической культуры обусловлена тем, что в процессе методологического поиска формируется субъектность, авторство понимания учебного материала и явлений, что является непременным условием последующего формирования учеником субъектности, востребованности его в будущем [3]. Методологическая культура позволяет будущему выпускнику быть более открытым новому образовательному опыту. Можно связывать методологическую культуру современного школьника с учебно-исследовательской деятельностью, что указывает на необходимость овладения учеником методологией «практико-ориентированной», дающей ему в руки «средства и методы рефлексии, анализа, оценки и самооценки учебных явлений и событий, поиска и выбора культурных смыслов, моделей и вариантов собственной образовательной деятельности» [1]. Содержание методологической культуры будущего выпускника может быть выстроено в логике личностно-ориентированной парадигмы образования, включающей когнитивный, аксиологический, деятельностно-творческий и личностный аспекты.

Аксиологический компонент призван ввести школьников в мир ценностей и оказать им помощь в выборе социально и личностно значимой системы учебно-исследовательской проблематики, гражданской проблематики. На уроках английского языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика. Его нравственный облик, т. к. предмет «Иностранный язык» затрагивает вопросы отношения и поведение ребенка в той или иной ситуации. Методологическая культура школьника связана с формированием ценностного сознания личности в условиях аксиологической среды современной образовательной организации.

Когнитивный компонент направлен на формирование системы знаний об основных подходах, принципах и методах учебного исследования, знаний, полученных обучающимися при изучении предметов, включенных в базисный план ОУ. Наше ОУ стало одним из пилотных ОУ, где обучающиеся начали активно заниматься учебно- исследовательской деятельностью. Сначала исследовательской деятельностью были охвачены старшеклассники, которые занимали призовые места в районе, городе, области, затем в учебно-исследовательскую деятельность включились обучающиеся средней и начальной ступеней. Каждый обучающийся, занимающийся исследовательской деятельностью, получает прежде всего теоретические знания о научных методах, знает разницу между теоретическим научным методом и эмпирическим научным методом, умеет использовать в своей работе такие методы, как эксперимент, наблюдение, измерение, рефлексия, дедукция, абстрагирование, классификация, анализ, синтез, аналогия, моделирование, анкетирование (закрытое, открытое), количественные методы. Широко применяются следующие конкретные методики: регистрация,ранжирование. Особое место в учебно-исследовательской деятельности обучающихся занимает беседа. В беседах, диалогах, дискуссиях выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Чтобы повысить надежность результатов беседы и снять неизбежный оттенок субъективизма, учим обучающихся использовать специальные меры. К ним относятся: наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности собеседника и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; обсуждение интересующих исследователя вопросов в различных ракурсах и связях; варьирование вопросов, постановка их в удобной для собеседника форме. Лично я практикую проведение тренингов с обучающимися, так как искусству беседы надо учить. В последнее время мои обучающиеся используют разновидность беседы, ее новую модификацию –интервьюирование, при написании учебно-исследовательских работ. При написании учебно-исследовательской работы «Влияние американского кинематографа на трансформацию ценностного сознания современного школьника России» интервьюирование было значимым методом в получении объективных результатов в масштабе исследований, проводимых в ОУ Кировского района. Деятельностно-творческий компонент обеспечивает формирование и развитие разнообразных способов деятельности и творческих способностей, которыми являются способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления и конструирования исследовательской деятельности [1]. Учитель целенаправленно должен учить ребят определять объект исследования, предмет исследования, ставить гипотезу, т. к. гипотеза-предположение, подвергающееся опытной проверке. Сформировавшаяся методологическая культура современного школьника проявляется в: обретении личностного смысла в освоении методологической культурой и собственной позиции в образовательных предметах и практике; его теоретическом мышлении; знании методологических характеристик исследовательской деятельности и умении их определять в конкретном учебном исследовании; умении трансформировать собственное образовательное сознание и коммуникативно-учебную деятельность; умении преобразовывать персональную учебную деятельность; развитой способности к рефлексии всех аспектов целостной учебной деятельности и собственного поведения. Эти положения в общем виде могут выступать как критерии сформированности методологической культуры будущего выпускника школы. Учитель должен учить своих учащихся

1. Ориентироваться в системе методов эмпирического исследования: быть знакомым с содержанием этих методов, с принципами их построения, алгоритмом применения, возможностями каждого метода при сборе информации определенного типа;

2. Владеть методологией научного исследования, то есть: понимать принципы его проектирования, организации и проведения; иметь четкое представление о его понятийном аппарате, чтобы научить обучающихся иметь четкое представление о структуре собственной проблемы и семантическом поле своего исследования. Вопрос формирования методологической культуры школьников связан с особенностями ступеней обучения в школе. Во-первых, поскольку деятельность учителя начальной школы связана с младшими школьниками, которые только вступили в учебную деятельность, то одной из важнейших проблем в формировании и развитии методологической культуры ученика начальных классов выступает воспитание духовно-нравственной личности. Образование, воспитание личности этих школьников с позиций духовно-нравственных основ приведет к качественным изменениям. Включение личностных структур сознания школьников, таких как: мотивирующая, рефлексивная, критическая, смыслотворческая и т. д., создаст возможность перехода общих для мировой культуры ценностей в личностные. Во-вторых, проблема формирования и развития методологической культуры школьников зависит от выборов методов их обучения. В этих целях современные методы должны быть наполнены гуманистическим содержанием, выводить на самостоятельный поиск путей решения проблемы и т. д. например, метод проектов. Метод проектов — это путь познания, способ организации процесса познания, способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая предполагает вполне реальный практический результат [4]. В рамках нового ФГОС будущие выпускники должны перестроить своё понимание к учению на основе системно-деятельностного подхода, который предполагает активное включение обучающихся в учебную деятельность на уроке. Методологическая культура рассматривается как часть общечеловеческой духовной культуры, включающей и другие виды культуры: умственного труда, общения, речи и т. д.; как особый склад мышления. Мы связываем методологическую культуру учащегося с его готовностью к осуществлению личностно ориентированной, смыслопоисковой, смыслотворческой (методологической) деятельности, направленной на обретение им собственной позиции. Рассмотрение методологической культуры как составной части учебной культуры позволяет в качестве ее компонентов выделить методологические знания, умения и навыки, необходимые в учебной и практической деятельности. Методологические знания — это инструмент теоретической и практико-преобразующей деятельности ученика, позволяющий ему самостоятельно ориентироваться в сложных динамичных процессах перестройки общества, дающие «ключ к принятию обоснованных, нестандартных решений» [4].

Методологическая культура — одна из составляющих компетентностей современного ученика. Среди них выделяем ценностно-смысловые компетенции, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования, социокультурные, здоровьесберегающие.

Современные технологии, приемы и методы обучения и воспитания являются мощным инструментом в арсенале педагогического воздействия.

Литература:

  1. Бережнова Е. В. Прикладное исследование в педагогике: Монография.– М.-Волгоград: Перемена, 2003.– 164с.
  2. Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. — М., 2005.4
  3. Кульневич С. В. Педагогика самоорганизации: феномен содержания.– Воронеж, 1997
  4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/ под ред. Е. С. Полат.– М., 2001.
Основные термины (генерируются автоматически): методологической культуры, развития методологической культуры, методологической культуры школьников, методологической культуры будущего, Методологическая культура, методологической культуры учащихся, методологической культуры ученика, реализации методологической культуры, функционирования методологической культуры, Содержание методологической культуры, культуры будущего выпускника, формирования методологической культуры, сформированности методологической культуры, современного школьника, методологическая культура, Рассмотрение методологической культуры, способы развития методологической, методологической культуре, исследовательской деятельностью, учебную деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle