Библиографическое описание:

Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — №12.2. — С. 14-16.

Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдет и ученый, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде.

В. Г. Белинский

Научно-техническое творчество, кружки, конкурсы, выставки инженерной направленности, олимпиады профессионального мастерства позволяют осуществлять выявление и поддержку талантливой молодежи, а так же создает условия для раскрытия творческих способностей студентов, повышение результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве. Олимпиады, конкурсы нацелены на выполнение Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» [1], а так же пункта № 22 Комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. [2]

Рассмотрим влияние участия студентов в научно-технических проектах на их последующее обучение и профессиональную успешность. Для рассмотрения выше поставленного вопроса возьмём опыт работы секции технического творчества студентов «Электромеханические дисциплины» СПб ГБОУ СПО «АТЭМК».

Описание опыта.

Качественное и современное техническое образование является неотъемлемой частью развития технологий и модернизации экономики в стране.

В целях популяризации профессионального образования среди молодежи и повышения престижности таких профессий как: Техническое эксплуатация и обслуживание и электромеханического оборудования (по отраслям), Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий и других специальностей Министерство образования России, органы государственной города, организует Всероссийские, городские олимпиады профессионального мастерства.

За последние два года студенты колледжа приняли участие в нескольких подобных олимпиадах, конкурсах. Но прежде чем выйти на городской, региональный и всероссийский уровень студенты проходят первый этап в колледже, участвуя в конкурсе профессионального мастерства «Все начинается с любви к профессии».

Рис. 1. Конкурс «Все начинается с любви к профессии»

 

Главное звено в каждом конкурсе это этап практического, профессионального мастерства. Именно организации этого этапа уделяется больше всего внимания, как на этапе в колледже, так и на всероссийском уровне. Обязательным условием проведения этапа является присутствие среди членов жюри представителей социальных партнеров, производственников, профессионалов своего дела.

Участие в подобных конкурсах дает опыт, который без преувеличения можно назвать основополагающим в становлении специалиста.

Всероссийские конкурсы позволяют оценить уровень подготовки студентов, выявить особо одарённых технически студентов, развить их технические наклонности, совершенствовать учебно-методические материла, материально-техническую базу. Повысить конкурентоспособность выпускника, привлекательность для работодателя и технических высших учебных заведений.

Примеры: победитель и призер регионального этапа конкурса профессионального мастерства 2013 года, сегодня техники Мариинского театра, еще один призер подобного конкурса — работает в горной отрасли и учится в профильном ВУЗе.

Рис. 2. Победители и призеры региональной профессиональной олимпиады

 

Еще один положительный опыт работы секции, это организация работы кружка технического творчества студентов «МехатрониКо» СПБ ГБОУ СПО «АТЭМК».

За два года работы кружка студентами при наставничестве и помощи преподавателей колледжа, собраны макеты, устройства, конструкторские разработки, лабораторное оборудование (роботы, светотехнические стенды, стенды для диагностики двигателей, и др.). Работы выполненные на занятиях в кружке ежегодно выставляются на выставке в колледже и городских выставках конкурсах. Многие работы были отмечены грамотами, призами, а главное непосредственно работодателями.

Результаты работы кружка:

-        повышение интереса к выбранной профессии;

-        разработка и работа над инновационными проектами;

-        сотрудничество с научно-исследовательскими институтами;

-        получение опыта публичной защиты;

-        совершенствование материально-технической базы учебного заведения;

-        и т. п.

На рисунке 3 представлен робот-поисковик «Экоробот», студента первого курса, участника кружка технического творчества.

https://pp.vk.me/c623826/v623826449/279f8/zH57KCN4w0c.jpg

Рис. 3. Робот — поисковик «Экоробот»

 

Очень важно участие студентов в конференциях, семинарах, круглых столах, это позволяет повысить общую и профессиональную эрудицию. Секция работает тесно сотрудничая с другими секциями колледжа, а так же с ресурсным центром колледжа. Для обсуждения и высказывания своего мнения в секции организован дискуссионный клуб «Профессиональный ответ». На заседаниях клуба рассматривались такие вопросы как: «Профессиональная ответственность», «Энергетика победы», «Энергосберегающие технологии в профессиональной деятельности», «Великая отечественная война и ее экологические последствия».

Оценка работы клуба была осуществлена с помощью анкетирования выпускников колледжа, участников клуба. Результаты анкетирования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования

№.

Вопрос

ответ

общее кол-во опрошенных

да

нет

воздержались от ответа

1

Помог ли Вам опыт выступлений в клубе на защите ДП?

21

-

4

25

2

Помогло ли Вам участие в студенческом научном обществе при трудоустройстве?

23

 

2

25

 

Работа секции нацелена на проведение предметных олимпиад, конкурсов кроссвордов, и т. д»..

Работа секции по подготовке профессиональных осуществляется на постоянной основе, и мы рассматриваем работу секции как проект по развитию творческих способностей студентов.

Текущие результаты проекта.

В настоящее время создана рабочая группа, включающая в себя представителей работодателей, руководителя СНО, кружка технического творчества и ресурсного центра, а так же преподавателей и мастеров производственного обучения. Рабочая группа сформировала Концепцию подготовки, проведения ежегодных мероприятий по развитию технического творчества студентов СПб ГБОУ СПО «АТЭМК», поддержания и развития творческо-одаренной молодежи. Рабочая группа проработала конкретные шаги и действия по реализации Концепции, такие как:

-        прохождение практики, стажировок на площадках ведущих отечественных предприятий и за рубежом;

-        целевое обучение;

-        наставничество;

-        именные стипендии;

-        сопровождение и продвижение студенчески проектов;

-        привлечение экспертов, для экспертного участия в реализации проекта, как вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов в отрасли (например, гранты на продолжение исследований, стипендии от компаний или предприятий победителям и призерам);

-        —будущее трудоустройство выпускников.

Максим Горький писал «Можно много видеть, читать, можно кое-что вообразить, но чтобы сделать — необходимо уметь, а умение дается только изучением техники».

Сделаем вывод, для подготовки техника необходимо развивать его технические, эстетические и нравственные стороны, и тогда выпускник сможет стать не просто исполнителем, еще и современным Кулибиным.

 

Литература:

 

1.                  Указ Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», 2006.

2.                  Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, 2012.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle