Библиографическое описание:

Никаноров А. П. Необходимость организации кураторской деятельности в высших учебных заведениях инклюзивного образования // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 785-788.

Статья посвящена организации кураторской деятельности преподавателя высшего учебного заведения инклюзивного образования.

 

Осуществление кураторской деятельности имеет особое значение в деятельности высших учебных заведений, так как посредством осуществления данного вида деятельности осуществляется воспитательная и организаторская деятельность. Преподаватель, наделенный данными функциями, дает направление осуществления жизнедеятельности, данный факт имеет огромное значение в направлении приложения усилий со стороны личности, поступившей в высшее учебное заведение.

В ходе осуществления кураторской деятельности одновременно идет воспитание личности, формирование в ней ценностей, которые надолго закрепляются. Также прививаются: интерес к труду, образованию, самообразованию, происходит помощь в освоении культурной среды.

Перед куратором ставятся такие сложные цели, как:

-          закладка в студентах стремление к осуществлению трудовой деятельности;

-          приобщение к общественной деятельности;

-          привлечение внимания к особому значению политической активности личности.

Поставленные цели находят свое подтверждение в работах Владимира Михайловича Бехтерева, который занимался проблемами развития и воспитания человека. Анализируя его труды, можно сделать выводы, что деградация личности происходит за счет тунеядства, злоупотребления алкоголем и отсутствия в жизни личности общественной деятельности. Деятельность куратора непосредственно связана с устранением данных явлений в жизни студента.

Кроме того, куратор должен профессионально ориентировать студента о направлениях применения знаний, получаемых в ходе процесса обучения, держать в курсе последних новшеств в сфере профессиональной деятельности, тем самым вызывая повышенный интерес к процессу освоения профессии. Такой подход имеет особое значение при работе с людьми, имеющими проблемы со здоровьем. Следует индивидуально подходить к каждой личности, с учетом предыдущего опыта обучения, особенности психологического состояния и, естественно, нужно анализировать первичные (основной диагноз) и вторичные (сопутствующие заболевания) отклонения здоровья.

Работая с группой, в которой проходит обучение человек с нарушениями здоровья, куратору следует предварительно изучить области специальной психологии, т. к. инклюзивное образование наряду со здоровыми людьми предусматривает обучение лиц, имеющих диагнозы: «детский церебральный паралич», нарушение слуха и другие заболевания, требующие особого, зачастую индивидуального подхода. Это связано с рядом нарушений, вызываемых особенностями заболеваний. Перечислим некоторые из них: волевые нарушения, проблемы восприятия, нарушения слуха, нарушения речи и др.

Куратору следует организовать свою работу таким образом, чтобы выявить индивидуальные особенности каждого студента для налаживания эффективного канала коммуникации.

Организация кураторской деятельности

Итак, прежде всего куратору следует понять, как проходит процесс поведения личности, а именно:

Поведение = Установка + Ситуация

Как мы можем увидеть из схемы, которая была впервые представлена в трудах Д. Н. Узнадзе, поведение напрямую зависит от установок личности. Кроме того, установка является и объектом исследования мотивации личности, то есть побуждений, вызывающих активность личности и определение ее направленности. Именно через формирование правильных установок мы можем достичь вышеперечисленных целей кураторской деятельности.

Установка – сложный психологический термин, представляющий собой готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

В социальной психологии установка изучается при изучении отношений личности к тем или иным социальным объектам, механизмам саморегуляции, устойчивости и согласованности социального поведения, процесса социализации и изменения установок, а также при прогнозировании возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. [1, с.369].

Функции установок:

-          установка определяет устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности, она выступает как механизм ее стабилизации, позволяющей сохранить ее направленность в динамично меняющихся ситуациях;

-          установка упрощает процесс принятия решения в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях;

-          установка выступает как фактор сдерживания, затрудняющий освоение личности новых ситуаций.

В зависимости от того, на какой фактор жизнедеятельности направлена установка, в психологии формируется иерархическая структура регуляции деятельности, которая состоит из следующих уровней:

Смысловые установки — это взгляды человека на мир, идеал, к которому стремится человек. Смысловые установки состоят из информационных, эмоционально-оценочных и поведенческих компонентов. При помощи данных установок личность социализируется, приобщается к системе ценностей и нормам, приемлемым для данного общества.

Целевые установки вызываются целью и закрепляют устойчивый характер осуществления деятельности. Данная установка меняется в процессе обучения при помощи устного или письменного инструктажа.

Данная установка проявляется в эффекте незавершенного действия или так называемом эффекте Зейгарник. Смысл его заключается в том, что незавершенная или прерванная задача запоминается лучше, чем законченная, связано это с мотивационным напряжением.

Операционная установка имеет место в ходе решения задачи на основе учета наличной ситуации и вероятности прогнозирования этих условий, опирающихся на прошлый опыт поведения в подобных ситуациях. [1, с. 371].

Как способ организации кураторской деятельности мы предлагаем «классный час» или «кружок качества», последний имел большое значение в системе становления качества и проявился в виде японского феномена качества. Методика организации такого кружка заключается в формировании группы от 5 до 15 человек. Возглавляет группу неформальный лидер, который работает параллельно с куратором, организующим явку и проявляющим активную жизненную позицию в организации студенческой жизни. Успешность осуществления кураторской деятельности будет зависеть от организации следующих мероприятий:

-          обеспечение систематической работы кураторской деятельности, то есть обеспечение постоянного сбора группы с сохранением состава;

-          правильная постановка темы (задачи) обсуждения, проявляется в том, чтобы мотивировать участников к активным действиям;

-          разработка системы передачи передового опыта, работа над собственными достижениями;

-          создание системы поощрения студентов.

Следует поощрять инициативность студентов, учитывать их предложения и инициативу, выявлять проблемы, связанные с образовательным процессом.

Куратор в ходе осуществления кураторской деятельности налаживает вербальные и невербальные каналы связи, постоянно работает над устранением коммуникационных барьеров. Особенно это важно при организации работы с людьми, имеющими нарушения здоровья, в связи с их психологическим и эмоциональным состоянием. Учитывать приобретенные и врожденные травмы, в случае необходимости и по мере возможности ознакомиться с историей болезни.

Неформальная обстановка располагает к более открытому общению, нежели регламентированное проведение аудиторной работы, тем самым позволяя установить доверительные отношения.

Основной проблемой проведения кураторской деятельности является формальный подход в осуществлении такой работы. Преподаватель зачастую не может правильно организовать работу группы. Основными ошибками является неправильная постановка разбираемых проблем или подбираемых для обсуждения тем.

Другой ошибкой является подавление инициативы студента в ходе обсуждения, следует давать высказать свою точку зрения всем на равных независимо от успеваемости. Если есть проблемы с посещаемостью, то они так же требуют анализа, в некоторых случаях индивидуального обсуждения.

Интересным моментом при осуществлении кураторской деятельности является прививание любви к обучению и труду, мы предлагаем осуществление группой определенного проекта посредством поручения определенного задания как один из вариантов. Причем это задание должно иметь практически значимое применение. Во-первых, при завершении задания виден конкретный результат, в случае положительного результата происходит эффект самоудовлетворения выполнением работы, в случае отрицательного результата появляется материал для работы над ошибками.

Во-вторых, у студента появляется некоммерческий проект, который может формировать определенные профессиональные навыки. У некоторых студентов они появляются впервые, т. к. ранее отсутствовала возможность выполнения подобной работы.

В-третьих, формируется командная работа (в малой группе) и приобщение при правильной постановке задания к общественно-полезному труду, что, в свою очередь, делает жизнь студента насыщенной и разнообразной.

Организация кураторской деятельности с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья

Лица, имеющие ограниченные возможности здоровья с самого рождения, то есть врожденные нарушения, зачастую не понимают сам процесс осуществления трудовой деятельности в силу отсутствия опыта выполнения работы. Получая профессиональное образование в высшем учебном заведении, будущий специалист становится участником рынка труда с его правилами и законами. В ходе осуществления кураторской деятельности задача преподавателя – заложить установку в будущего специалиста на конкурентную борьбу в условиях рынка.

Студент с нарушением здоровья должен осознать, какие отклонения от нормы вызывает его заболевание и каким образом это отразится на его профессиональном развитии. В дальнейшем должна осуществляться работа над снижением оказания влияния данных отклонений на работоспособность специалиста. Данных результатов можно добиться при долгой и кропотливой работе студента над самим собой. Задача преподавателя – замотивировать студента, индивидуально подойти к каждой личности, понять ее внутренний мир, предыдущий опыт социализации, уровень подготовки и другие факторы.

Наладить устойчивую коммуникационную связь с личностью, вызвать доверие, устранить все коммуникационные барьеры – только при решении данных задач можно понять состояние личности, степень влияния заболевания на ее состояние. Далее можно решать проблемы и устранять недостатки.

Студент с приобретенной травмой так же требует особого подхода в обучении, преподавателю следует понять психологическое состояние личности, замотивировать на дальнейшую профессиональную и полноценную социальную деятельность. Данная категория студентов должна ощущать себя не «брошенными» в обществе, преподаватель должен знать и уметь объяснить, как применять современные технологии для устранения недостатков в связи с полученными травмами, для осуществления личностью полноценной трудовой деятельности по полученной профессии.

Для этого следует разбираться в современных достижениях науки и техники, как они применяются в современном мире и как их можно использовать в процессе осуществления жизнедеятельности.

Современные технологии позволяют наладить устойчивую коммуникацию с социальной средой, как в профессиональной, так и социальной сфере деятельности. В данном случае преподаватель выступает как проводник, который понимает и знает, как поступить в ситуации, в которую попал травмированный человек.

Чем больше преподаватель будет уделять времени общению со студентами, тем более эффективно будет проходить процесс социализации и профессиональной подготовки студентов.

 

Литература:

 

1.                  Краткий психологический словарь. Под общей редакцией А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. Москва. Издательство политической литературы 1985.

2.                  Д. Н. Узнадзе. Теория установки. Москва-Воронеж 1997.

3.                  В. М. Бехтерев. Проблемы развития и воспитания человека. Москва-Воронеж 1997.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle