Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (104) декабрь-2 2015 г.

Дата публикации: 19.12.2015

Статья просмотрена: 65 раз

Библиографическое описание:

Чердакова, А. В. Качество подготовки бакалавров в системе инклюзивного образования / А. В. Чердакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1045-1048. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24361/ (дата обращения: 19.04.2024).



 

В статье рассматриваются вопросы организации профессионального обучения студентов с инвалидностью в системе инклюзивного образования; конкретизированы виды самостоятельной работы, способствующие развитию профессиональных компетенций у студентов.

Ключевые слова: инклюзивное образование,образовательные технологии, профессиональная деятельность, профессиография, профиль профессии, самостоятельная работа.

 

Проблему качества образования студентов с инвалидностью можно рассматривать в нескольких аспектах: с экономической точки зрения важна окупаемость произведенных затрат на обучение студентов и эффективность инвестиций в человеческий капитал; социальный аспект раскрывает вопросы связанные с профессиональной адаптацией и реабилитацией инвалидов; психологический аспект направлен на формирование личности студента в процессе обучения, обладающий общекультурными компетенций и сложившейся мотивационной сферой.

В статье предлагаем соединить знания трех наук (педагогики, психологии, социологии) в решении выявленной проблемы.

Образовательные технологии помогают сделать управляемой всю педагогическую систему обучения, включающую не только аудиторные занятия, но и самостоятельную работу студентов, проведение с ними индивидуальных консультаций, направленных как на разъяснение сложного учебного материала, так и на адаптацию студентов и привитие интереса к выбранной профессии. Поступая в высшее учебное заведение, студенты с инвалидностью попадают в среду, социальные условия которой формируют новые нормы и правила поведения, способствуют восприятию и осмыслению полученных профессиональных знаний, приобретению профессиональных умений и навыков необходимых для трудовой деятельности. Одной из задач в учебно-воспитательной работе профессорско-педагогического состава высшего учебного заведения инклюзивного образования выступает развитие у студентов профессиональной пригодности, адаптированных к профессиональной деятельности, способных выполнять социальные роли в обществе. Для студентов с инвалидностью важно осознание ими своей значимости в трудовой деятельности, выработки представления о трудовых операциях будущей профессии, формирование установок овладения знаниями по дисциплинам учебного плана.

Ориентация на национальные профессиональные стандарты и федеральные государственные образовательные стандарты «3+» позволят повысить качество компетентностного подхода в обучении студентов с инвалидностью по направлениям подготовки, и обеспечит конкурентоспособность выпускников высшего учебного заведения, реализующего концепцию инклюзивного образования [3].

Среди методов, направленных на изучение трудовой деятельности человека, широко используется метод профессиографии описательно-технической и психофизиологической характеристики профессиональной деятельности человека. Этот метод ориентирован на сбор, описание, анализ, систематизацию материала о профессиональной деятельности и ее организации с разных сторон. Психограммы представляют собой «портрет» профессии, составленный на основе психологического анализа конкретной трудовой деятельности, в состав которого входят профессионально важные качества и психофизиологические составляющие, актуализируемые данной деятельностью и обеспечивающие ее исполнение. Важность метода профессиографии объясняется тем, что он позволяет смоделировать содержание и методы формирования профессионально важных качеств личности, заданных той или иной профессией, и строить процесс их развития исходя из данных науки [2].

В связи с вышеизложенным, в организации учебного процесса необходимо применять различные формы контроля не только аудиторной работы студентов, но и самостоятельной, которая может выражаться в выполнении таких заданий как составление научных тезисов по изученной теме, использование информационных технологий при решении задач, разработка служебных документов. Учебный процесс должен быть выстроен по системе познания и закрепления лекционного материала посредством применения таких способов как дискуссии, резюмирование изученной темы, фронтальный опрос и метод «повторений», который заключается в том, что через определенный период времени повторяется опрос на раскрытие сущности изученных новых профессиональных терминов на лекции. Следовательно, систематический повтор новых знаний и навыков, приобретаемых при выполнении практических заданий, позволяет сформировать тот объем необходимых компетенций, которыми должен обладать студент направления подготовки.

В организации самостоятельной работы студентов следует учитывать методическое обеспечение дисциплины, которое включает разработку заданий, наглядного материала. В процессе изучения обязательных дисциплин направления подготовки «Экономика» преподавателю рекомендуем ориентировать студентов на использование исследовательского метода профессиографии для составления портрета будущей профессии. В результате студентами осознаются квалификационные требования к избранной профессии, определяется набор необходимых компетенций на основе изученных общероссийского классификатора занятий (ОКЗ), общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР), общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО).

Портрет профессии включает следующие разделы согласно Атласу профессий:

  1.                Общая характеристика профессиональной деятельности.
  2.                Виды экономической деятельности, в которых встречается данная профессия.
  3.                Встречающиеся названия профессии/специальности
  4.                Средства труда (применяемые технологии)
  5.                Основные виды работ (трудовые действия)
  6.                Необходимые знания.
  7.                Необходимые умения и навыки.
  8.                Общие компетенции.
  9.                Профессиональные компетенции.
  10.            Требуемый уровень образования.
  11.            Опыт работы.
  12.            Условия труда.
  13.            Особые условия допуска к работе.
  14.            Родственные профессии.
  15.            Направление подготовки.
  16.            Дополнительные требования по профессии [4].

При составлении портрета профессии студентами с инвалидностью иначе воспринимается учебный материал, так как приходит осознание значимости и важности получаемых профессиональных знаний, быстрее происходит адаптация к трудовой деятельности.

Основной целью профориентационной работы в профессиональном образовании является развитие личности студента как субъекта деятельности, при этом особое внимание уделяется интеллектуальному развитию. К технологиям психологического содействия в оказании помощи студентам ВУЗа в адаптации к новым условиям жизнедеятельности относятся:

          диагностика ценностных ориентаций, мотивов учения, социально-психологических установок;

          консультирование первокурсников, разочаровавшихся в выбранном направлении подготовки;

          коррекция профессионального самоопределения при компромиссном выборе профессии.

          диагностика научно-познавательной деятельности студентов.

          диагностика профессиональных способностей выпускников, готовности к будущей профессиональной деятельности.

Основными методами являются дискуссии, круглые столы, тренинги, проведение научного исследования, производственные экскурсии, посещение конференций, встречи с практическими работниками.

Интерактивным методом развития специалиста по направлению подготовки выступает тренинг, основными функциями которого являются:

          актуализация профессионально-психологического потенциала специалиста;

          повышение социальной и психологической компетентности;

          развитие профессиональных компетенций;

          коррекция профессионально-психологического профиля личности выпускника.

В проектировании тренингов развития специалистов приоритетная роль принадлежит совершенствованию личности специалиста, его профессиональных мотивов и ценностей, профессионального самосознания, компетенций. Проведение профессиональных тренингов предполагает хорошее знание профессии, социально-профессиональных характеристик личности специалиста. Благоприятные условия для работы группы создаются благодаря рефлексии, положительной эмоциональной атмосфере, снижающей психологическую напряженность, а также посредством овладения основными правилами поведения во время занятий.

Продуктивность профориентационной работы следует оценивать по сформированным способностям к профессиональной самопрезентации, приобретенной профессиональной идентичности.

Важную роль играет внеаудиторная работа со студентами-выпускниками в виде профессиональных кружков. Заседания кружка проводятся со студентами-выпускниками один раз в месяц по средам. Председатель кружка на основе плана-графика готовит повестку дня, секретарь протоколирует ход заседания. В самостоятельную работу членов кружка целесообразно включать участие в вебинарах, подготовку научных тезисов, статей к публикации в сборниках научно-практических конференций. В качестве примера приведем упражнение, выполняемое на тренинге развития научно-познавательной деятельности студентов.

Преподавателю в начале проведения необходимо участников ознакомить с целью: «формирование у студентов навыков проведения научного исследования, подготовки научного доклада». Следующим шагом дается инструкция: «подготовка научного исследования включает ряд этапов:

          определение и осознание проблемы, изучение литературы по данному вопросу;

          постановка цели исследования, имеющая теоретико-познавательный, практический, прикладной характер;

          формулировка задач, определение объекта исследования (кого изучать?), предмета (что изучать?);

          подбор методов и их сочетание [1].

Процесс исследования строится на сборе фактических данных с помощью выбранных методов. Завершающим этапом исследования является количественный и качественный анализ данных исследования интерпретация данных и формулировка выводов.

Внимание! Важно научиться работать с литературой по интересующей проблеме, теме исследования.

Разбейтесь на пары, выберите тему исследования из предложенного списка, подберите литературу, используя предлагаемые экономические словари и энциклопедии, установите основные понятия, относящиеся к изучаемой теме; составьте библиографию по данным периодических изданий, диссертационных работ в данной области исследования».

Примерными темами научного исследования для студентов направления подготовки «Экономика» могут быть:

  1. Государственное регулирование трудовой миграции в Российской Федерации: положительные и отрицательные последствия.
  2. Роль стимулирующих надбавок в повышении производительности труда управленческого персонала.
  3. Нормирование рабочего времени госслужащих: проблемы и перспективы.
  4. Тенденции развития бестарифной модели оплаты труда.
  5. Роль государственной поддержки инвалидов в трудоустройстве.

Таким образом, применяемые образовательных технологий и виды организации научно-познавательной деятельности студентов с инвалидностью в профессиональном обучении позволяют повысить качество их подготовки, а, следовательно, содействуют трудовой реабилитации, включающую такие мероприятия как профессиональная ориентация, профессиональная адаптация, способствующие успешному трудоустройству выпускников.

 

Литература:

 

  1. Волков Б. С., Волкова Н. В., Губанов А. В. Методология и методы психологического исследования/Науч. Ред. Б. С. Волков: Учебное пособие для вузов.-4-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект; Фонд «Мир».2005–352с.
  2. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 544 с.
  3. Чердакова А. В. Профессиональная подготовка специалистов. /Молодой ученый- май.-2015-№ 10(90)-с.1329.-1331
  4. Атлас профессий. URL:http://atlas.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 01.05.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, профессиональная деятельность, трудовая деятельность, высшее учебное заведение, компетенция, направление подготовки, научно-познавательная деятельность студентов, будущая профессия, профессиональная адаптация, профориентационная работа.


Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Профессиональное образование обеспечивает широкий профиль подготовки.

инклюзивное образование, адаптация, детский церебральный паралич

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

‒ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности.

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

...профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию; предварительная профессиональная диагностика...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

Ключевые слова: профориентационная деятельность школы, профессиональное самоопределение, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых

Так В 1903 г в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в г. Бостоне (США) начали работу первые профориентационные службы.

Т. е. образование определяло профессию и деятельность.

Похожие статьи

Инклюзивное образование в России | Статья в журнале...

Профессиональное образование обеспечивает широкий профиль подготовки.

инклюзивное образование, адаптация, детский церебральный паралич

Инклюзивное образование — стратегическое направление современного образования России.

Актуальность профориентационной работы в образовательных...

‒ Системность и последовательность раскрытия способностей профессиональной деятельности.

Немаловажное место в профориентационной работе занимает профессиональная консультация.

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

...профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная направленность, профориентационная работа...

Профессиональное самоопределение обучающихся в условиях...

В настоящее время система профориентационной работы включает в себя деятельность по следующим направлениям: профессиональное просвещение, включающее профинформацию, профпропаганду и профагитацию; предварительная профессиональная диагностика...

Мотивация учебно-профессиональной деятельности и её...

Учебно-профессиональная деятельность – это особая форма учебной деятельности, результатом которой является формирование профессиональных знаний, умений и навыков, а также развитие качеств личности профессионала и профессиональных способностей [4, с.12].

Формирование профессионального самоопределения учащихся...

выбор профессии, учебное заведение, профессиональное самоопределение, профориентационная работа, профессия, общее число, Уренгой, родитель, учащийся, респондент.

Некоторые аспекты профориентационной деятельности школы

Ключевые слова: профориентационная деятельность школы, профессиональное самоопределение, профессионально-ориентированное просвещение, профессионально-ориентированная диагностика...

Теория и практика профориентации в России: проблемы...

Внутренняя профессиональная ориентация — это деятельность, по введению новых

Так В 1903 г в г. Страсбурге (Франция) и в 1908 г. в г. Бостоне (США) начали работу первые профориентационные службы.

Т. е. образование определяло профессию и деятельность.

Задать вопрос