Библиографическое описание:

Подлиннова А. Г. Выявление проблем в рамках инновационного аспекта экономики Калининградской области и направления их решения // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 614-621.

Часто маленькие возможности — начало великих предприятий.

Демосфен (знаменитый древнеримский оратор)

 

В рамках исследования автором было проанализировано нормативно-правовое законодательство в области инновационной политики Калининградской области, рассмотрены имеющиеся актуальные статистические данные, связанные со сферой инноваций. На основе изученных материалов были выявлены проблемные зоны, имеющиеся в инновационной сфере эксклава, и предложены пути развития инновационной составляющей Янтарного края.

 

Актуальность данной темы исследования.

В качестве фундамента формирования и развития государственной инновационной политики выступает активизация инновационных процессов на мезоуровне — в рамках отдельных субъектов федерации. Регионы борются за привлечение инвестиций, за федеральную поддержку инициатив и вспомогательное финансирование, за возможность реализовать крупные проекты, способствующие развитию отрасли или региона, а также стремятся выделиться на фоне остальных эксклюзивными управленческими решениями и идеями. Опираясь на международный опыт, можно с уверенностью констатировать факт того, инновационная активность в рамках региона, является залогом его процветания, обеспечения конкурентоспособности производимых товаров как на внутреннем, так и на внешнем рынке, и, как следствие, приводит в реализации потенциальных возможностей территории, что невозможно осуществить без достаточной инвестиционной привлекательности территории. От того, на сколько региональные власти будут способны создать благоприятные условия для протекания инновационных и инвестиционных процессов и поддержки инновационных решений, будет зависеть его экономический успех. В этом контексте, следует рассмотреть уникальный российский регион, отличающийся от всех остальных своим особым геополитическим положением, климатическими особенностями, льготным режимом налогообложения и другими положительными аспектами — Калининградскую область.

Говоря об инновациях и инновационной политике, целесообразно рассмотреть сущность и трактовку данных понятий, предлагаемых в рамках научной литературы, а также российского законодательства. Не существует унифицированного определения термина «инновации» — в различных словарях и у многих авторов можно встретить множество трактовок, схожих по смыслу, но имеющих отличия в зависимости от сферы деятельности. В Федеральном законе № 127 «О науке и государственной научно-технической политике» [1] предлагается следующее определение: «Инновации — введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях». Социологический словарь даёт несколько иное понимание: ««инновация» (от лат. «innovatio», англ. и нем. «innovation» — введение чего-либо нового) — как процесса изменения, связанного с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур в определенной социальной системе» [2]. В рамках современного экономического словаря «инновации» рассматриваются как «нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также применение этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности» [3].

Анализ разнообразных точек зрения показывает сходство позиций большинства ученых с позицией известного экономиста, политолога и социолога — Йозефом Шумпетером, который под инновациями понимает «осуществление изменений путем внедрения чего-либо нового» [4]. Главной особенностью инновации является создание дополнительной ценности, позволяющей инноватору улучшить тот или иной аспект своей деятельности путём её внедрения. Другими словами, нововведение нельзя назвать инновацией, до тех пор, пока оно не было внедрено в процесс, и не начало производить полезный эффект.

На практике очень часто путают «инновации» с «новациями», под которыми можно понимать, что-то новое, без привязки к сфере деятельности. Таким образом, различие между этими понятиями заключается, во-первых, в том, что новация является более широким термином, в то время как «инновации» ограничены специальными сферами, во-вторых, упоминая в речи «новации», чаще хотят обозначить сам факт новшества, а в «инновациях» можно выделить аспект «процессности».

Следует отметить, что исследуемый иностранный термин всё больше набирает популярность в нашей стране: его можно периодически слышать с экранов телевизоров, он проскальзывает в средствах массовой информации, звучит в речах известных политиков и научных деятелей. Таким образом, на основе эмпирического опыта, можно сделать вывод, что он может использоваться, как и самостоятельно, так и для обозначения родственных понятий или связанных процессов: «инновационное решение», «инновационная деятельность», «инновационная политика».

В рамках законодательства отсутствует определение «государственной инновационной политики», поэтому автором предлагается своё, составленное на основе анализа вышеизложенных понятий: инновационная политика государства является частью социально-экономической, и выражает то, как государство относится к инновационным процессам; в ней определены цели, формы и направления деятельности уполномоченных органов власти в контексте достижений науки и техники. Инновационная политика региона отличается от федеральной, которая задаёт лишь вектор развития в данной области; в числе её основных задач можно отметить создание условий развития малого инновационного предпринимательства посредствам не только налоговых инструментов, но и формирования и развития основы — инновационной инфраструктуры, выступающей частью инновационного потенциала субъекта [5]. Как показывает практика, управление инновационными процессами на региональном требует стратегического, а не оперативного подхода, что подразумевает создание соответствующей законодательной базы, в которой отражены подобранные под особенности территории цели и задачи инновационной политики территории, инструменты регулирования, финансирование и способы его привлечения. Таким образом, инновационная политика достаточно тесно взаимодействует и инвестиционной сферой.

Законодательная база исследуемого региона, включающая в себя аспекты регулирования инновационной деятельностью, представлена в таблице 1. Таким образом, на основе анализа отдельных положений, представленного нормативного правового сопровождения, в частности, Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, можно выделить цели научно-технической политики Калининградской области:

-          эффективное использование и развитие научно-технического потенциала региона.

-          развитие экономики области за счёт увеличения значимости результатов работы в сфере науки и техники.

-          обеспечение инновационных преобразований в традиционных отраслях экономики => повышение конкурентоспособности регионально продукции на внешнем и внутреннем рынке.

-          выстраивание «диалога» между научно-образовательной и практической сферой.

Таблица 1

Законодательная база в сфере инновационной деятельности Калининградской области [6]

Программа социально-экономического развития

Законодательство региона в сфере научно-технической и инновационной деятельности

Стратегия научно-технического и инновационного развития (план, программа и т. п.)

Закон Калининградской области от 28.12.2006 3 115 «Об утверждении Программы социально-экономического развития Калининградской области на 2007–2016 годы»

Закон Калининградской области от 02.07.2012 № 134 «О промышленной политике Калининградской области»

Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу»

Постановление Правительства Калининградской области от 28.04.2014 № 262 «О Государственной программе Калининградской области «Модернизация экономики»

Закон Калининградской области от 30.12.2010 № 536 «Об участии Калининградской области в проектах государственно-частного партнерства»

Постановление Правительства Калининградской области от 25.03.2014 № 144 «О Государственной программе Калининградской области «Развитие промышленности и предпринимательства»

Постановление Правительства Калининградской области от 02.12.2011 № 907 «Об утверждении схемы территориального планирования Калининградской области»

 

Таким образом, на основе анализа отдельных положений, представленного нормативного правового сопровождения, в частности, Стратегии социально-экономического развития Калининградской области, можно выделить цели научно-технической политики Калининградской области:

-          эффективное использование и развитие научно-технического потенциала региона.

-          развитие экономики области за счёт увеличения значимости результатов работы в сфере науки и техники.

-          обеспечение инновационных преобразований в традиционных отраслях экономики => повышение конкурентоспособности регионально продукции на внешнем и внутреннем рынке.

-          выстраивание «диалога» между научно-образовательной и практической сферой.

О необходимости развития инновационной деятельности упоминается и в стратегии Инвестиционной политики Калининградской области. Так, в данном документе зафиксированы следующие цели инвестиционной политики, касающиеся инновационной деятельности:

-          отмечается необходимость стимулирования внедрения инноваций в рамках выпуска научно-технической продукции промышленного сектора, который получил наибольшее развитие в Калининградском эксклаве.

-          формирование инновационной и диверсифицированной экономики, отвечающей требованиям современных реалий.

-          совершенствование системы подготовки высококвалифицированных кадров в приоритетных отраслях региона.

Для того, чтобы достичь заданных целевых установок, необходимо эффективное распределение имеющихся финансовых вложений: следует создать такие условия, при которых инвестиционные потоки бы направлялись в области, соответствующие стратегическим ориентирам эксклава, а также обладающих инновационным потенциалом. Чтобы разобраться какие области пользуются наибольшей популярностью у инвесторов и насколько эффективно распределяются инвестиционные потоки, обратимся к статистическим данным. Структуру инвестиций в основной капитал по отраслям экономики в динамике можно представить в следующей графической форме (рис. 1.):

На основе графически представленной информации, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес от общего объёма вложений в основной капитал в Калининградской области приходится на добывающую промышленность, обрабатывающие производства, транспорт и связь. За исследуемый период доля инвестиций в добывающую промышленность осталась на уровне 24 %, доля вложений в обрабатывающие производства возросла практически в 2 раза (с 18 % до 31 %) — в среднесрочной перспективе можно предположить умеренный рост промышленного сектора в связи с низким уровнем технического перевооружения предприятий, низкой конкурентоспособностью отечественной продукции на внешнем и внутреннем рынках.

Рост финансирования обрабатывающего сектора промышленности Калининградской области запланирован концепций социально-экономического развития области до 2015 года, что предполагает рост региональной экономики в основном за счёт выпущенной продукции в рамках обрабатывающей промышленности эксклава. На ряду с этим, инвестиционные вложения в транспорт и связь значительно снизились (с 26 % до 10 %) за счёт оттока капитала в более перспективные отрасли и в связи со снижением потока импортируемых (в частности — пищевых) товаров. Однако, транспорт и связь является одной из ключевых отраслей инвестирования по мнению региональных властей, что вступает в противоречие с наблюдаемым нисходящим трендом финансовых потоков. Можно предположить, что финансирование данной отрасли в ближайшее время будет значительно увеличено в связи с развитием инфраструктурного сектора региона в рамках подготовки к вводу в эксплуатацию ряда индустриальных парков (например, строительство индустриального парка «Черняховск» в 2014–2018 году), готовых инвестиционных площадок и формированием туристического кластера эксклава.

Рис. 1. Структура инвестиций в основной капитал по отраслям экономики Калининградской области в 2009–2012гг. (в % к итогу)

 

Наряду с активными финансовыми вливаниями в промышленный сектор, следует обратить внимание на незначительный рост инвестиций по направлениям образования и здравоохранения. Можно отметить, что приоритетом финансирования региональный властей данные расходные статьи никогда не пользовались — всё внимание уходило на поддержку инвестиционных проектов в более быстро окупаемых отраслях хозяйства. Данный вывод подтверждают данные рейтинга российских регионов по динамике вложений в человеческий капитал — Калининградская область заняла 11 место, доля расходов по выше названным направлениям финансирования в суммарных расходах бюджетов всех уровней оказалась ниже среднероссийского значения в 2011 году (36 % против 39,9 % соответственно) [7]. Фактически, это не стыкуется с потребностью области в квалифицированных кадрах и общей ориентацией на высокий показатель Индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП), рост расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) развитыми странами. То есть, мы видим, что реальные потоки финансовых вложений не соответствую инновационным запланированным результатам.

Кроме того, в соответствии со статистическими данными, наметился небольшой рост инвестирования в сельское хозяйство, что можно связать с ориентиром региональных властей вывести эксклав на третье место по темпам роста производства в рамках данного направления. Действительно, это дополнительная площадка для внедрения инноваций, без которых не возможен сколь значимый «интенсивный» рост показателей. А с учётом имеющихся земельных площадей, а также ориентацией на импортозамещение (долгое время мясное сырьё было импортируемым товаром), сельское хозяйство следует выделить в приоритетную отрасль хозяйства, подлежащую незамедлительному развитию.

Таким образом, можно наблюдать ситуацию, при которой инвестиционные потоки направляются в быстроокупаемые отрасли хозяйства гарантированным последующим доходом, что не способствует инновационному, научно-техническому развитию экономики Калининградской области. Аналогичная ситуация состоит и в рамках иностранного инвестирования: обрабатывающие производства (53 % по состоянию на 2012 год), идёт оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования (15 %), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (13 %). Наименьшей популярностью в 2012 году, с точки зрения иностранных партнёров, пользовались: отрасль сельского хозяйства, рыболовство, строительство, гостиничный бизнес, а также транспорт и связь.

Проанализируем динамику инвестиционных вложений в инновационную сферу Калининградской области, сопоставляя результаты с полученными выводами по итогам изучения распределения финансирования в рамках отраслей хозяйствования эксклава.

Можно констатировать факт того, что общие затраты на технологические инновации в регионе значительно снизились (таблица 2).

Из табличных данных следует, что выросли затраты на исследование и разработку новых продуктов, услуг и методов их производства, приобретение высокотехнологичной продукции в 2013 году в сравнении с предыдущим годом, что обосновывается функционированием IT-кластера, частного инновационного центра «Технополис GS», а также мерами региональных властей, направленных на поддержание развития инновационной деятельности в рамках агропромышленного сектора экономики [9]. По всем остальным направлениям наблюдается спад затратной части, кроме того, в ближайшие 2016–2017 года, можно предположить, что ситуация ухудшится, что связанно с урезанием финансирования государственных программ, в том числе Государственной программы развития Калининградской области, а как известно основным источником финансирования научной сферы продолжают оставаться государственные бюджетные средства. (Финансирование научных разработок и исследований в регионе происходит, главным образом, за счет средств из бюджетов всех уровней (57,2 процента), средств организаций предпринимательского сектора (33,9 процента), собственные средства составляют 2,4 процента от всех источников финансирования внутренних затрат) [10].

Таблица 2

Общие затраты на технологические инновации в Калининградской области, млн. руб., за 2006–2013 гг. [8].

Затормаживание инновационной активности эксклава подтверждают данные активности организаций, осуществляющих технологические инновации (таблица 3). Удельный вес организаций, задействованных в инновационной сфере снизился по сравнению с 2006 годом в 2013 году практически в 3 раза, что свидетельствует о неэффективности существующей поддержки инновационной деятельности, об отсутствие действенных стимулов в инвестиционной сфере [11].

Таблица 3

Уровень инновационной активности организаций, осуществляющих технологические инновации в Калининградской области за 2006–2013гг.

Об отставании Калининградской области в рамках инновационной активности свидетельствуют и данные рейтинга субъектов РФ по уровню инновационного развития. Так, исследуемый регион попал в последнюю IV группу (63 позиция из 83), в соответствии со значением российского регионального инновационного индекса (РРИИ), который составил составляет 0,2871, характеризующуюся наполнением субъектов с низким уровнем развития инноваций [12].

Один из главных факторов, который препятствует инновационному развитию эксклава, это отсутствие сформированной и надёжной инновационной инфраструктуры [13]. Исходя из международного опыта, можно отметить, что инфраструктура, поддерживающая развитие и активизацию инновационного бизнеса представляет собой эффективный инструмент экономического развития со стороны региональных властей. На сегодняшний день, можно выделить следующий перечень проблем, который характеризует инновационную инфраструктуру региона:

-          недостаточная адаптация имеющейся инфраструктуры поддержки инноваций под потребности целевой аудитории (имеются ввиду компании, использующие инновационную продукцию, научные и малые инновационные предприятия).

-          недостаток квалифицированных кадров в рамках коммерциализации инновационных разработок и технологий.

-          отсутствие системности в работе организаций, ориентированных на развитие экономики эксклава (то есть, не сформирована действенная схема «инновации — инвестиции — мониторинг конечных результатов — инвестиции» обеспечивающая возможность анализировать результаты и делать на основе этого выводы о результативности нововведений).

Чтобы реализовать системный подход по развитию инфраструктурного обеспечения инновационной сферы, следует скоординировать усилия региональных властей, промышленных организаций, бизнеса и научно-исследовательских учреждений. При таком подходе следует предусмотреть широкое распространение в регионе уже имеющихся основ (объектов инфраструктуры), которые положительно себя зарекомендовали, создание недостающих элементов, а также нормативно-правового обеспечения. В результате это приведёт к выстраиванию целостной системы, позволяющей получить коммерческих эффект от имеющихся научно-технических новаций.

Отдельно можно упомянуть о выводах, касающихся электроэнергетического комплекса. «Энергетическая проблема» на сегодняшний день в Калининграде стоит наиболее остро и существенным образом влияет на ухудшение инвестиционного климата к целом по региону. Инвестиционные вложения в данную отрасль нулевые в связи с чем энергосистема находится в состоянии деградации, что негативным образом сказывается на привлечении инвесторов в регион, так как для осуществления практически любой деятельности (а промышленной — особенно) требуется постоянно энергоснабжение. Помимо сетевого износа, имеется проблема энергобезопасности Калининградской области в целом, особо обострившаяся в связи с планируемым выходом из энергокольца Литвы, Латвии и Эстонии [14].

Для того, чтобы найти выход из сложившейся ситуации с энергетической отраслью, автором предлагается, в процессе проведения реконструкции сетевого фонда использовать инновационные разработки других субъектов Федерации, уже апробированные на практике. Например, в этом отношении интересен опыт Нижегородской области, в которой начали строить блочные трансформаторные подстанции наряду с установкой индивидуальных подстанций, что позволяет снизить энергетические потери (на сегодняшний день потери в сетях Калининградской области составляют больше 50 %), увеличить пропускную способность и повысить качество энергоснабжения потребителя [15]. Кроме того, для решения проблемы энергобезопасности автором предлагается развивать запущенную в России отрасль ветроэнергетики на базе имеющегося номинально самого мощного ветропарка в РФ в совокупности с другими видами альтернативной энергии [16]. Разработка ВЭУ с использованием инновацией, естественно, потребует инвестиционных вложений, соответственно, возможно организовать инвестиционный проект, в основе которого будет лежать модель государственно-частного партнёрства.

Кроме того, отдельное особое внимание следует уделить янтарной отрасли промышленности, которая в соответствии со Стратегией развития Калининградской области на долгосрочную перспективу, является приоритетной, а также в связи с уникальностью месторождений, позиционируется как бренд эксклава. Однако, в этой сфере имеется достаточный перечень проблем, сдерживающих его развитие: отсутствие действенной нормативной правовой базы, производственной цепочки (кластер не сформирован), научно-образовательной базы, эффективного маркетинга и другие [17]. Для того, чтобы ликвидировать данные проблемные области смотря через призму инновационной деятельности, необходимо создание научно-технического центра по изучения уникального минерала, что позволит интегрировать накопленную базу знаний, создать новые рабочие места, а также обеспечить отрасль высококвалифицированными кадрами. На базе центра необходимо позаботиться о создании бизнес-инкубатора, который позволит оказать эффективную государственную поддержку начинающим предпринимателям, а также апробировать инновационные технологии обработки и переработки янтаря с последующей коммерциализацией внедрений. С управленческой точки зрения, в перспективе, это окажет синергетический эффект, проявляющийся в росте субъектов малого и среднего предпринимательства, востребованности новых специалистов на базе училищ и университетов, развитии инновационной составляющей Калининградской области.

На основе имеющихся проблемных областей и предложенных автором их решений, можно сформулировать приоритетные направления инновационной деятельности в эксклаве, помимо всего, обосновывающиеся задачами социально-экономического развития территории:

-          транспортно-логистические технологии;

-          развитие инновационной составляющей в агропромышленном секторе;

-          инновационная основа развития янтарного кластера;

-          формирование высококвалифицированного кадрового состава в рамках приоритетных отраслей экономики;

-          биотехнологии/биоресурсы, развитие альтернативной энергетики.

Подводя итоги, следует сказать о том, что исследуемый регион обладает значительным как инвестиционным, так и инновационным потенциалом, что делает его привлекательным для потенциальных инвесторов, а также обладателем достойных условий для развития инновационной деятельности. Однако, на сегодняшний день имеется значительный перечень проблем, затормаживающих интенсивное развитие экономики эксклава, но при эффективном подходе, их абсолютно реально преодолеть, используя современные инновационные технологии и формируя условия для их возникновения с последующей коммерциализацией результата, и вывести Янтарный край на новый уровень развития.

 

Литература:

 

1.         ФЗ № 127 «О науке и государственной научно-технической политике». СПС «Консультант плюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ /cons_doc_LAW_172547/

2.         Социологический словарь. Режим доступа: http://enc-dic.com/sociology/ /Innovacija-2677.html

3.         Современный экономический словарь. Режим доступа: http://economic-enc.net/word/innovacii-1787.html

4.         А. Н. Асаул, Б. М. Карпов, В. Б. Перевязкин, М. К. Старовойтов Модернизация экономики на основе технологических инноваций СПб: АНО ИПЭВ, 2008. — 606 с. Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m5/2_1.html

5.         Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. «Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика». Издательство «Академия Естествознания», 2011 год. Режим доступа: http://www.rae.ru/monographs/112

6.         Составлено по материалам информационного ресурса «Наука и инновации в регионах России». Режим доступа: http://regions.extech.ru/

7.         Калининградская область заняла 11 место в РФ по динамике инвестиций в человеческий капитал. Региональная газета «rugrad.eu». Режим доступа: http://www.rugrad.eu/news/478391/

8.         Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://kaliningrad.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/kaliningrad/ru/statistics/enterprises/science

9.         Дрок Т. Е. Статистическое отражение инновационных процессов в Калининградской области [Текст] / Т. Е. Дрок, Е. А. Филюшова // Молодой ученый. — 2014. — № 19.1. — С. 5–9. Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/78/13708/

10.     Научный журнал «Молодой учёный». О развитии инновационной деятельности в Калининградской области. Режим доступа: http://www.moluch.ru/archive/66/11140/

11.     Журнал «Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта» выпуск № 3/2013 «Инструментарий формирования и реализации инновационной политики региона». Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/instrumentariy-formirovaniya-i-realizatsii-innovatsionnoy-politiki-regiona

12.     Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Выпуск 2. 2014 год. Режим доступа: http://cluster.hse.ru/doc/ /Innovation %20in %20the %20RF %20regions.2nd %20edition.pdf

13.     Правительство Калининградской области. Официальный портал. Постановление Правительства Калининградской области от 02.08.2012 № 583 «О Стратегии социально-экономического развития Калининградской области на долгосрочную перспективу». Режим доступа: https://gov39.ru/ekonomy/

14.     Ежемесячный журнал «Калининград Стройинтерьер». Режим доступа: http://stroyint.ru/glavnaya_tema/energobezopasnost_gaz_ugol_torf_drevesnye_othody/

15.     European Science and Technology [Text]: materials of the IX international research and practice conference, Munich, December 24th-25th, 2014 /publishing office Vela Verlag Waldkraiburg — Munich — Germany, 2014–604 p. Bezpalov V. V., Podlinnova A. G. «Investment policy implementation of the Kaliningrad region at the present stage»

16.     Российское энергетическое агентство министерства энергетики Российской Федерации. Зеленоградская ВЭУ. Режим доступа: http://russiagogreen.ru/ru/res/detail.php?ID=467

17.     Официальный сайт партии Единая Россия, региональное отделение. Калининградская область. Янтарный кластер — приоритетное развитие области. Режим доступа: http://kaliningrad.er.ru/news/2013/5/30/yantarnyj-klaster-prioritetnoe-napravlenie-razvitiya-oblasti/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle