Библиографическое описание:

Волкова А. Ю. Анализ социокультурных условий, необходимых для внедрения велосипедного движения в г. Краснодаре // Молодой ученый. — 2015. — №12. — С. 985-988.

В последнее время велосипедный транспорт приобретает все большую популярность у жителей Краснодара. Однако, система велодвижения в городе носит неразвитый и неорганизованный характер. Можно выделить две основные проблемы, которые необходимо решить, для создания современной велосистемы: средовую и социокультурную. Поэтому особенно важно наряду с созданием эффективного дизайн-проекта предусматривать социокультурные факторы его внедрения городское пространство Краснодара.

Ключевые слова: средовой дизайн, система велосипедного движения, социокультурный аспект.

 

Огромное количество велосипедов используются почти во всех странах мира. Несмотря на то, что в Краснодаре насчитывается несколько десятков тысяч велосипедов, система велодвижения носит неорганизованный характер [11]. Одной из основных проблем ее развития, наряду со средовыми факторами, являются социокультурные условия внедрения данной системы.

Социокультурные условия — уровень и структура материальной базы обеспечения культурных нужд, нравственного сознания и культуры поведения [5].

Наиболее кратко и информативно социокультурные условия отражаются через перечень потребностей человека данной культуры, а также индивидуальные нормы предоставления благ по этим потребностям. Важную роль при этом играют культурные заимствования — внедрение предметов, норм деятельности, ценностей, апробированных жизнедеятельностью других культур, и инновационно-поисковая деятельность — сознательный отход от устоявшихся норм и использование новых образцов деятельности [1]. Процесс отмирания старых норм и процесс внедрения новых в Краснодаре осуществляются параллельно: иногда стремительно, иногда постепенно.

А потому данный вопрос несет в себе особую актуальность при создании дизайн-проекта организации системы велосипедного движения в Краснодаре. Подобную тему также рассматривали уже в начале XXI века в рамках России Ю. Белецкий, В. Ляхов, И. Налимов, Г. Суздальцев, К. Карчавец, В. Бондарь и др.

Особую роль в формировании облика города играет способность человека (в частности, дизайнера) к проективной деятельности, т. е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели потребного будущего”. Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть прежде всего совокупность “проектных” способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека [8]. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере». В процессе производства и освоения “предмета культуры” человек рефлектирует относительно его совершенных, идеальных форм социального устройства, идеальных отношений между людьми и т. д. [8]. Зачастую, данные факторы внедряются в среду города путем исследования и переработки уже существующих аналогов (из культуры и опыта других стран). Создавая образцы решения конкретных социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации с системой велодвижения.

Еще в 20-е гг. XX столетия в архитектуре и дизайне сформировалось направление, получившее название «интернациональный стиль» [10], так характерный для современных решений, а в частности — для проектирования велодвижения. Особое внимание уделяется вопросам, так или иначе связанным с проблемами национального своеобразия, с традициями национальной культуры. Т. к. система велодвижения как часть инфраструктуры города изначально сформировалась в зарубежных странах, необходимо проанализировать и исследовать зарубежный опыт в данной области.

Желание сделать крупные города чище привело к тому, что европейские столицы все активнее стали развивать схему велосипедного движения. Амстердам, Берлин, Брюссель, Копенгаген, Париж, Лондон и Вена соревнуются за право называться велосипедной столицей Европы. [6] Велосипед в европейских городах — это прежде всего полноценная замена автомобилю и общественному транспорту. В Европе делают колоссальный упор на пропаганде велодвижения, потому как прокладывать велодорожки и развивать велодвижение дешевле и проще, чем строить новые автодороги. Кроме того, центр практически любого европейского города очень плотно застроен, и проложить новые автомобильные дороги зачастую попросту невозможно, в то время как обустройство велодорожек требуется гораздо меньше места.

Еще одним фактором, заставляющим европейцев пересаживаться на велосипеды, является высокая стоимость проездного билета в общественном транспорте (свыше 1 евро), а также высокая стоимость бензина (от 1.5 евро за литр).

По количеству велодорожек в Европе лидирует Хельсинки, за ним следуют Копенгаген, Стокгольм и Ганновер. Сейчас протяженность сети велосипедных дорог в столице Финляндии — 1180 км. На развитие транспортной инфраструктуры город тратит 120 млн евро в год, 4 млн евро из которых — на развитие велотранспорта, в том числе, на ремонт и улучшение сети велодорог. [5]

Самая «велосипедная» страна Европы — Дания, средний житель этой страны проезжает за год на велосипеде 893 километра. В Бельгии и Германии средний житель проезжает за год на велосипеде около 300 километров. [1]

Для популяризации велосипеда и велосипедного туризма принимаются следующие меры: устройство велосипедных дорожек и других элементов инфраструктуры; меры, облегчающие использование велосипеда в сочетании с общественным транспортом (велосипедные стоянки, как правило, крытые, зачастую охраняемые, оборудование пассажирских поездов специальными вагонами для пассажиров с велосипедами и т. д.). [1]

Велодорожек в Европе много, по ним можно доехать практически в любую точку города, также действует автоматизированная система проката велосипедов. При этом совершенно не обязательно возвращать велосипед в то же самое место, где ты его взял: автоматические пункты сдачи-приема расположены по всему городу. Так, в Копенгагене можно взять велосипед напрокат бесплатно, причём на любой срок: особый дизайн и раскраска велосипедов не позволяют выдать их за собственные. Аналогичная бесплатная программа есть в Нидерландах, а также действовала в Хельсинки до 2010 года. [12]

В Амстердаме ежедневно на улицу выезжают около 400 000 велосипедистов, для велотранспорта выделены широкие велосипедные дорожки, стоят специальные светофоры, всюду оборудованы парковки. Многие улицы в старом центре отданы велосипедистам. [12]

Велосипедный транспорт также используется многими общественными службами стран Европы. Так, британская почта использует велосипеды с 1880-х годов. Так же велотранспорт используется в «скорой помощи» Лондона, Таллина и многих других городов, позволяя медикам быстрее добираться до пациентов по городским пробкам. Полиции многих стран также используют велосипеды для патрулирования улиц.

Потенциал велосипеда также следует из данных опроса горожан западных городов. В 72 % выходов из дома люди перемещаются на расстояние не более 8 км, 50 % выходов связаны с перемещением на расстояние до 4 км. [11] Если же сочетать велосипед с общественным транспортом, то можно без труда преодолевать и существенно большие расстояния. На сегодняшний день, мы видим расцвет системы велосипедного движения в большинстве европейских стран благодаря усилиям местных органов власти по созданию режима наибольшего благоприятствования для передвижения на велосипеде. Результаты этих усилий видны по дорожной обстановке в таких странах, как Германия, Дания, Нидерланды, Финляндия.

Но говоря о социально-культурных условиях внедрения системы велодвижения, необходимо рассмотреть и проанализировать историю и характер Краснодара, ведь характер данного дизайн-проекта напрямую связан с особенностями города.

Краснодар является деловым и административным центром Краснодарского края. Предпринимателями являются десятая часть жителей этого города. Концертные залы, музеи, кафе, рестораны, торговые центры, банки, отели составляют значительную часть культурной жизни горожан. Улица Красная является сердцем всего города. Именно вдоль нее можно видеть образчики исторической застройки и памятники архитектуры [3].

Краснодар также является крупным промышленным центром и транспортным узлом юга России и входит в сотню городов России, отвечающих высоким оценкам качества жизни. Благоприятный климат и природа дополняются такими положительными факторами, как низкий уровень преступности, высокий уровень доходов по отношению к потребительской корзине и потребительских расходов населения. Город все больше становится туристическим, привлекая посетителей международными и всероссийскими культурными фестивалями, новыми монументами, ярмарками и зонами отдыха. Аналитики присвоили Краснодару первое место в стране по насыщенности торговыми и развлекательными центрами. На 1000 жителей в городе приходится 917 квадратных метров торговых площадей [3]. Эксперты кафедры социологии Кубанского Государственного Университета, проводившие социальный опрос о «Межнациональных отношениях в Краснодаре», пришли к выводу, что 80 % горожан считают свой город комфортным и удобным для проживания [12]. Почти 78 % жителей Краснодара вообще считают Краснодар одним из самых комфортных городов, где нет межэтнической розни, а жить в нем, по их мнению, удобно и безопасно. Однако, при этом состояние транспортной системы города не имеет столь положительных откликов — рост частного автомобильного транспорта и 7–9 балльные заторы (по шкале «Яндекс») являются раздражающим и негативным фактором в жизни горожан. По предварительным оценкам, в Краснодаре насчитывается несколько десятков тысяч велосипедов, а за сезон ежегодно продается порядка 5 тыс. единиц. Сегодня велосипед как средство передвижения использует сравнительно небольшое количество краснодарцев. Он больше связан с отдыхом или спортом. Но динамика объема продаж велосипедов стабильно растет и все больше людей предпочитают двухколесный транспорт автомобилю. [12]

Социально-культурный аспект входит в одну из основных проблемных групп, связанных с развитием системы велосипедного движения в Краснодаре. Можно выделить следующие положения, связанные с решением проблем в данной области:

-          Чтобы привлечь внимание жителей города к проблемам и преимуществам велосипедного движения, важны регулярные массовые мероприятия с участием велосипедистов. Примером таких мероприятий могут стать различные тематические велопробеги, велосипедные заезды и парады, велоночи (примером может послужить «твидовый» велопробег в английском стиле, прошедший в центре Краснодара в октябре прошлого года) [12]. Но особо важную роль могут сыграть организованные дни «На работу на велосипеде» и «День без автомобилей», которые невозможно провести без поддержки органов местных властей и без информирования населения посредством СМИ [12].

-          Реклама и пропаганда мускульного транспорта в качестве одного из условий здорового и правильного образа жизни становится эффективным культурным импульсом.

-          Важное значение имеет популяризация оздоровительных свойств велосипеда. Доказано: четыре часа в неделю с умеренной скоростью на велосипеде приносят ощутимую пользу здоровью [11]. Физическая активность играет существенную роль в общем состоянии и умственном здоровье человека и уменьшает риск сердечно-сосудистых заболеваний.

-          Также важно подчеркивание экологичности и функциональности велосипеда. Инженерная мысль, разрабатывая всё более совершенные узлы и детали велосипеда, придает этому виду транспорта неповторимую функциональность, простоту, надежность в эксплуатации, компактные размеры, возможность складываться и транспортироваться. Ни один другой вид транспорта не может сравниться с велосипедом по экологичности и дешевизне. Он не требует заправки и сложного технического ухода, не выделяет в окружающую среду вредоносных соединений, занимает гораздо меньше места для хранения по сравнению с автомобилем. Велосипед в силу простоты своей конструкции бесшумен, долговечен и надежен. Возрастание количества велопоездок вносят определенный вклад в уменьшение загрязнения окружающей среды.

-          Неоспорима и экономическая выгодность использования велосипеда, что является мощным положительным социально-культурным условием для роста и развития системы велосипедного движения в Краснодаре.

-          Выявление преимуществ велосипеда как индивидуального средства транспорта также является одним из таких положений. Жители города предпочитают велосипед автобусу и автомобилю, когда ехать до необходимого места недалеко и на дорогах заторы.

-          Положительным фактором для развития велосистемы являются климатические характеристики Краснодара. Умеренно-континентальный климат, с мягкой зимой и жарким летом, а также преобладающее количество солнечных дней отвечают необходимым условиям для создания эффективной велосистемы и использованию велосипеда в качестве приоритетного вида транспорта.

Исходя из вышеупомянутых условий, можно говорить об актуальности и востребованности велосипедного движения в Краснодаре. При исследовании вопроса социально-культурных условий внедрения и организации велосипедного движения в среду города, был обозначен ряд существующих проблем, а также выявлены наиболее значимые пути их решения. При всех положительных качествах и преимуществах велосипедного движения сложно не оценить существенный вклад дизайн-проекта по организации велосипедной системы в транспортную инфраструктуру Краснодара. А перечисленные выше меры по созданию системы велосипедного движения могут способствовать преодолению социокультурного барьера и обеспечат увеличение количества велосипедистов на городских улицах.

 

Литература:

 

1.         Батыгин Г. С., Подвойский Д. Г. / История социологии — Федер. Агентство по образованию, Нац. Фонд подгот. кадров. М.: Издательский дом «Новый учебник», 2008г.

2.         Белецкий Ю. / «Развитие велодвижения в Москве» — статья из материаллов Европейской Федерации Велосипедистов, 2013г.

3.         Бондарь В. / Краснодар: Судьба старого центра. Краснодар: «Кубанские известия», 2012г. — 105с.

4.         Гиппенрейтер Ю. Б. / Психология ощущений и восприятия — М: «ЧеРо», 2002г.

5.         Дюркгейм Э. / Социология.Ее предмет, метод, предназначение. М.: Канон, 2005г.

6.         Карчавец К., Паченков О. / Отчет о проведении количественного исследования по теме: «Велосипедное движение, связанные с ним услуги и инфраструктура». — С-Пб.: ООО «Агентство Экспертиза», 2012г.

7.         Келгард Б. / Город велосипедов. — Копенгаген.: «Bicycle Account», 2012г.

8.         Клифф С., Шабанье Ж. / Стиль жизни. — М.: АСТ: Астрель, 2004. — 168 с., ил.

9.         Ляхов В., Налимов И. / «Состояние и пути развития велодвижения в России» — цикл статей из материаллов Европейской Федерации Велосипедистов, 2012–2013.

10.     Михайлов С., Михайлова А. / История дизайна. Краткий курс. М.: Союз дизайнеров России, 2004, — 12с.

11.     Интернет-газета «Эксперт»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.experthw.ru/news

12.     Информационно-справочный портал «Krasnodar-Today»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. kubnews.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle