Библиографическое описание:

Кодермятов Р. Э., Тумакова Н. А., Сенцов А. Э., Павловская Е. В. О социальной эволюции человечества в антропологии // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1860-1862.

Ключевые слова: антропология, эволюция, антропологический принцип, механизмы эволюции, факторы эволюции, человеческая жизнедеятельность, адаптивный процесс, воздействие, социальная эволюция.

 

Специальной наукой о человеке как об особом биологическом виде является антропология. В прошлом столетии с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке. Современная антропология значительно ограничила свой предмет. Термин антропология закреплен за дисциплиной, изучающей природное происхождение человека и его рас, изменчивость строения тела человека во времени и территориально. Антропология включает в себя 3 раздела:

1.         Учение о происхождении человека (антропогенез) — об изменении природы ближайшего предка человека под влиянием различных условий жизни и деятельности;

2.         Морфология человека (изучение индивидуальной изменчивости физического типа, возрастных стадий — от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, полового диморфизма, изменений физического развития человека под влиянием различных условий жизни и деятельности);

3.         Этногенез (расоведение).

В ХIХ в. Л. Фейербах ввел в философию антропологический принцип: категория человека была обоснована им как главная категория новой философии. Антропология в понимании Л. Фейербаха есть универсальная наука о человеке, включающая комплекс человековедческих знаний [1].

Из антропологического принципа берут начало философские концепции, авторы которых полагают понятие «человек» в качестве основной мировоззренческой категории и на ее основе разрабатывают систематические представления о природе и обществе. В России последователем антропологического принципа в философии был Н. Г. Чернышевский. Наиболее полно и обстоятельно антропологический принцип был реализован М. Шелером в разработанной им философской антропологии.

Антропологический принцип был положительно воспринят не только представителями философских и педагогических наук. Стремление включить в объяснительные схемы категорию человека характерно для многих конкретных наук, предметная область как бы поворачивалась в сторону человека. Категориальный строй антропологически ориентированной науки обогащался понятиями и схемами, заимствованными из гуманитарных дисциплин [4].

Одна из тенденций развития современного научного знания заключается в его гуманитаризации, в возникновении все большего числа региональных антропологий, в интеграции конкретно-научных знаний в целостную картину мира.

Антропогенез — учение о происхождении человека. Антропогенез, раскрывая место человека в животного мира, указывает на его реально существующую видовую эволюцию: с биологической точки зрения человек — один из видов млекопитающих, относящихся к отряду приматов. Человеческая эволюционная история вместила предшествующую историю живого на Земле как необходимый этап. Как биологический организм человек характеризуется принадлежностью к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, семейству гоминид. Развитие эволюция гоминид завершается появлением человека и его общества, существа не только биологического, но и социального: разумного и универсального во Вселенной [8]. Антропоген — геологическая эра, самая молодая в истории Земли. По различным оценкам охватывает от 0,6 млн. лет до 3,5 млн. лет. Это эпоха появления предков человека, зарождения и становления человека современного типа и человеческого общества. Появление человека и человеческого общества в истории Земли является революцией в развитии живого, по значимости сравнимой с появлением живого из неживого. Генетическое сходство человека и представителей животного мира (человекообразные обезьяны) заставляло ученых прошлого и современности изучать вопрос его происхождения сопоставлением с миром животных. Эти вопросы рассматривает приматоведение — дисциплина, изучающая обезьян, и антропоидов (человекообразных обезьян, предков человека, человека современного типа).

Механизмы и факторы эволюции предков человека были сходными с механизмами и факторами эволюции других типов живых существ на Земле. Биологическая совместность человека и всего живого мира планеты — результат всеобщей эволюции биологических существ планеты. Эта эволюция — результат адаптивного процесса. Под адаптацией в широком смысле слова понимается гармония организмов со средой обитания. В узком смысле слова адаптация — это процесс приспособления к естественному и социальному окружению; адаптации способны обеспечить выживание и сохранение не только отдельной особи, но и всего вида, популяции в конкретной среде. Адаптивные признаки организмов — связаны со средствами решения проблем, поставленных перед организмом окружающей средой [3].

Овладение знаниями о мире, силах, в нем действующих, превращение образования в институт социальной жизни позволяет накопить необходимые для жизнедеятельности материальные и духовные ценности, развить мифологию, религию, культуру [10]. В прошлом и современности культурный прогресс вел к росту продолжительности человеческой жизни: средняя продолжительность жизни гоминид и особенно их численность на планете росли именно в период цивилизации. Становление цивилизации в естественноисторических условиях улучшает положение и возможности человека во Вселенной, способствует развитию культуры, полезных знаний и зачатков наук, письменности.

Физическая антропология тесно связана с экологическим подходом, становлением экологии человека. Так, биологическая эволюция, как считают ученые-антропологи, перестала играть решающую роль в развитии человечества с тех пор, как человек выделился из животного мира. Не зафиксировано возникновение новых видов рода Homo Sapiens и физиологически человек неизменен уже несколько тысяч лет. Определяющим фактором в развитии человечества становится развитие общества.

Экологическая антропология древнего общества сосредоточена на изучении групп охотников, рыболовов, собирателей, приручающих животных, преимущественно в плане изучения адаптации к разнообразным возможностям основного ресурса (объекта охоты, наличия приручаемых животных, рыболовных и растительных ресурсов). Изучаются предметы охоты, рыболовства, методы добычи или выращивания животных и того, что тесно связано адаптацией древних обществ [2].

В изучении традиционного общества меняются объекты антропологического исследования и уже земледельческие и животноводческие племена, их социальная организация, культурные артефакты, ведение домашнего хозяйства приковывают внимание экологически ориентированных антропологов. Рассматривается ниша, занимающая традиционный уклад и его представители в окружающей среде. Позднесредневековая окружающая среда и деятельность человечества, капиталистическое производство изучаются системно [9;11]. Производители всегда были способны защитить себя и семью, свои земли и предприятия от факторов внешнего природного окружения, признают современные ученые. Однако политика государств, войны, неуспехи дипломатии или, напротив, удачное решение международных дел становились фактором экологического развития в колониях европейских стран. Экологические неопределенности ХХ века актуализировали изучение экологической антропологии, связанной с современным обществом. И именно последние десятилетия ХХ века указали на решительное изменение экологической ситуации в странах мира. Окружающая среда уже признается агрессивным пространством человеческой жизнедеятельности (как для отдельных этнических групп, так и человечества в целом) [5].

В самом общем виде окружающая среда трактуется тем надчеловеческим, которое влияет на людей, природным миром, в котором люди живут. Следует признать, что окружающая среда все больше включает биоантропологический аспект.

Заметную роль в истории человечества играет антропогенное влияние на окружающую среду. Это влияние в антропологическом исследовании охватывает огромный шлейф понятий и широкую область социально-научных знаний. Интерес к человеку в научно-эволюционном аспекте давно перестал быть чисто теоретическим: американский антрополог М.Мид (1901–1978) уже в середине ХХ века указывала на противостоящую спорам о мутациях, длящихся несколько поколений, панику американской общественности, вызванную обнаружением в молоке стронция-90, который может «повредить моему ребенку теперь». В современную эпоху обострилась ранее несущественная проблема сохранения телесности Homo Sapiens как родового существа: загрязнение окружающей среды создает устойчивые средовые условия несвойственных и даже вредных изменений тела человека, его систем и органов. Причем наиболее прогрессивные человеческие системы (психика, эмоциональная сфера и др.) испытывают это надприродное воздействие этих средовых условий в увеличивающихся размерах. Примечательно, что с техническим ростом сплетение этих факторов способно совершить удар по человеку и его жизненным системам [6].

Конечно, в современном мире, как и во времена написания М. Мид «Духовная атмосфера и наука об эволюции», где американский антрополог назвала линии экоантропологического исследования, антропологическое знание увязываются с творческими возможностями, предоставляемыми новой техникой, расширением человеческих возможностей, контролированием изменений, происходящих между близкими поколениями, достаточным экологическим анализом эволюции индивидуума и общества [7].

Человеческое во Вселенной выражает качество самосознающего разума, определяющего отношение человека к другим людям в действиях, мыслях, характеризующее ориентацию сохранения и поддержания их совместного существования. Антропологам в изучении экологических аспектов социальной эволюции важно указать контекст биологического развития (биологическим анализом), общественного развития (анализом ресурсов развития), культурных изменений (освоением образцов поведения, стиля жизни).

Для решения наиболее важных проблем социальной эволюции человечества необходимо знание режимов прибылей и собственности (общих, частных, единичных) в обществе.

 

Литература:

 

1.      Антропология. Хрестоматия. Москва. Изд-во: Институт прикладной психологии. Воронеж. Изд-во: НПО «МОДЕК».1998.

2.      Алексеев В. П. Очерки экологии человека. М.: Наука, 1993.

3.      Бунак В. В. Род Homo, его возникновение и последующая эволюция. М, 1980.

4.      Ефимов Ю. И. Философские проблемы теории антропосоциогенеза. Л., 1981.

5.      Келер В. Р. Homo sapiens. Человек разумный. М.: Молодая гвардия, 1964.

6.      Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта. М., 1983.

7.      Льюис Д. Человек и эволюция. М.: Прогресс, 1964.

8.      Рогинский Я. Я. Проблемы антропогенеза. М.: Высшая школа, 1977.

9.      Семенов Ю. И. Как возникло человечество. М.: Наука, 1966.

10.  Сенцов А. Э., Остроумова А. Ю., Тумакова Н. А. Выражение концепта «обладание» в русской лингвокультуре // Казанская наука, Изд-во: Казанский Издательский Дом, Казань. — 2010. — № 9. — С. 521–524.

11.  Шадриков В. Д. Происхождение человечности. М.: Логос, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle