Библиографическое описание:

Аксенова А. А., Федюченко В. Ю. Тестовый контроль обучения // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1239-1241.

В данной статье проанализирована такая форма оценки учебных достижений школьников как тестовый контроль обучения, выделены их виды и типы, указаны основные дидактические функции.

Ключевые слова: тестовый контроль обучения, педагогическая практика, компьютерное тестирование.

 

Тестовый контроль обучения (тестирование) — это стандартизированная процедура оценки уровня достижений учащихся (включая обработку и анализ получившихся результатов), производящаяся с использованием специально разработанных материалов — тестов.

Дидактический (педагогический) тест представляет собой систему заданий стандартной формы, позволяющую надежно и эффективно оценить уровень усвоения знаний, сформированности умений и навыков испытуемых, выражая результат в виде числа. Следовательно, тест является инструментом, состоящим из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированного процесса проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенных для измерения качеств и свойств личности.

Тесты выполняют одновременно целый ряд педагогических функций. Поэтому тестовые задания должны обладать определенным содержанием и формой. Отбором заданий и их компоновкой занимаются специалисты в области теории моделирования и параметризации педагогических тестов. Некоторые совокупности тестовых заданий могут составляться учителем. Тесты можно использовать на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении и обобщении пройденного, в ходе итогового контроля.

Тесты пригодны как для фронтальной, так и для групповой и индивидуальной работы учащихся. С помощью тестовых заданий значительно проще подобрать материал для каждого конкретного ученика в соответствии с уровнем его развития, возрастными и мотивационными особенностями. Тесты допустимо использовать также в качестве домашнего задания. В отдельных случаях целесообразно предлагать учащимся самим составить тестовые задания и определить условия их выполнения. Важно также отметить весомую роль тестов творческого характера. При их использовании развивается не только логическое мышление, но и воображение. Такой вид тестирования позволяет разнообразить урок, внося в него художественные и эмоциональные краски, и тем самым повышать интерес учащихся к предмету.

Новой прогрессивной формой контроля является компьютерное тестирование. В его основе заложено применение специальных программ, позволяющих судить о степени усвоения материала учащимися и оценивать их учебную деятельность. При этом достигается оценочная объективизация, создаваемая процедурой начисления баллов и их преобразованием в общепринятую оценку степени усвоения каждым школьником содержания стандарта образования по конкретной дисциплине.

При этом следует иметь в виду, что под тестовым заданием понимается лаконично и корректно сформулированные вопросы или задачи, на которые необходимо дать краткий и точный ответ, оцениваемый по бальной системе. Это — элемент теста, сочетающий постановку вопроса, стандартизированную информацию для испытуемого, а также правила оценки каждого из возможных ответов.

В современном тестировании употребляются задания следующих типов:

-        закрытые задания с выбором ответа (от испытуемого требуется выбрать правильный вариант ответа на вопрос среди нескольких возможных);

-        закрытые задания на определение соответствия между двумя группами элементов;

-        закрытые задания на определение правильной последовательности (структуры элементов);

-        открытые задания (при их выполнении от испытуемого требуется самостоятельно дополнить определение или фразу несколькими подходящими по смыслу словами).

Форма теста представляет собой конструкцию для организации, упорядочения и представления содержания. Выбор формы зависит от цели тестирования и содержания теста. Все тесты подразделяются на две основные формы: стандартизированные и перспективные.

Стандартизированные тесты подразумевают выбор ответов, предложенных в тестовых заданиях. Когда они конструируются на конкретном учебном материале их принято называть тестами движения. Такого рода тесты предназначены для оценки уровня овладения учебными знаниями умениями и навыками. Тесты движения создаются применительно к заданному уровню обучения с расчетом на групповое или индивидуальное проведение. В определенных ситуациях такие тесты могут заменять опросно-экзаменационную систему.

Стандартизированные тесты делятся на тесты выбора, соответствия, последовательности и дополнения. Тесты выбора — это задания с готовыми несколькими ответами, из которых необходимо осуществить выбор правильного ответа. Тесты на установление соответствия строятся способом сопоставления элементов какого-либо множества с элементами другого множества. Тесты последовательности предусматривают в качестве задания расположение элементов какого-либо множества в нужном порядке. Тесты дополнения представлены предложениями–утверждениями с пробелом (пропуском), отмеченным многоточием (прочерком), предназначенным для заполнения нужными словами. При этом тесты дополнения могут обретать сложную цепную конструкцию, когда ответ на последующий вопрос зависит от правильного ответа на предыдущий вопрос.

Перспективные или «открытые» тесты не имеют в своем содержании вариантов ответов. Данный вид тестов исключает угадывание, но позволяет ученику проявить творческую инициативу, показать умение логически мыслить, анализировать.

Правила составления тестовых заданий включают ряд последовательных действий. Прежде всего, необходимо определить цели тестирования в соответствии с требования учебного стандарта. При этом тесты могут конструироваться по определенной теме, разделу или учебному курсу. Далее формулируется типовое содержание тестового задания, которое должно быть согласованным с выбранной формой и иметь инструкции выполнения. Наконец, устанавливается нормативная шкала оценки тестовых заданий (простая: правильное решение 1 балл; неправильное решение 0 баллов; традиционная — четырехбалльная).

Таким образом, дидактическое тестирование — это совокупность организационных и методических мероприятий, обеспечивающих разработку педагогических тестов, подготовку и проведение формализованной процедуры измерения уровня подготовленности учащихся по конкретным разделам области знаний, а также обработку и анализ результатов. Тестирование обеспечивает максимальный охват учебного материала и объективность оценки результатов. Тестовый контроль эффективен и демократичен, предоставляет возможность мониторинга качества образования. Необходимо активно использовать достоинства тестовой формы контроля в педагогической практике, но также учитывать ее недостатки.

 

Литература:

 

1.                  Бахтин, Ю. К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю.К Бахтин, Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, Н. Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569–575.

2.                  Бахтин, Ю. К. Изучение образа жизни студентов педагогического ВУЗа методом анкетирования / Ю. К. Бахтин, Л.А Сорокина, Д. В. Сухоруков // В сборнике: Безопасность городской среды материалы международной научно-практической конференции, посвященной 1000-летию г. Ярославль. научный ред.: А. Г. Гущин. Ярославль, 2010. С. 142–146.

3.                  Бахтин, Ю. К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета / Ю. К. Бахтин, Д. В. Сухоруков, Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267–270.

4.                  Буйнов, Л. Г. Влияние кортексина на статокинетическую устойчивость человека / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, И.М, Воейков, П.Д, Шабанов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. 2014. Т. 12. № 4. С. 67–71.

5.                  Глазников, Л. А. Перспективные подходы в разработке средств и способов повышения статокинетической устойчивости операторов авиакосмического профиля / Л. А. Глазников, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина, Ф. А. Сыроежкин // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2014. № 2 (46). С. 104–110.

6.                  Ерохина, О. Б. Первичная профилактика химической зависимости как стратегическое направление педагогики // О. Б. Ерохина, А. П. Логвина, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 909–912.

7.                  Макарова, Л. П. Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического ВУЗа // Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 533–536.

8.                  Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.

9.                  Матусевич, М. С. Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода / М. С. Матусевич, Н. Н. Плахов, Л. И. Сыромятникова, О. В. Шатровой, А. А. Канчурина // Молодой ученый. 2014. № 2 (61). С. 686–689.

10.              Соловьев, А. В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82–85.

11.              Соловьев, А. В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям кориолиса / А. В. Соловьев, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67–73.

12.              Сорокина, Л. А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой оценки системного мышления учащихся 5-х классов / Л. А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 2. С. 55–63.

13.              Сорокина, Л. А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л. А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114–116.

14.              Сорокина, Л. А. Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Л. А. Сорокина, Л. Г. Буйнов // Профилактическая и клиническая медицина. 2011. № 3 (40). С. 59–60.

15.              Сорокина, Л. А. Экоцентрическая образовательная среда средней школы: обоснование актуальности / Л. А. Сорокина, З. В. Быстрова, К. М. Цыпнятова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. Т. 3. С. 28–30.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle