Библиографическое описание:

Ержанов Р. А. Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 592-595.

В статье рассматривается проблема разработки и теоретического обоснования комплексной оценки спортивной деятельности студентов-мини-футболистов. Автором разработана система комплексной оценки, основанная на весовых коэффициентах и рейтинговых баллах различных показателей деятельности игрока (тренировочной, соревновательной деятельности и функционального состояния)

Ключевые слова: комплексная оценка, спортивная подготовленность, тест, комплексная оценка игрока (КОИ), функциональное состояние, соревновательная деятельность.

 

В настоящее время тренировочный процесс, направленный на достижение лучшего результата спортсменов, не существует без планирования и контроля, хорошего медицинского обеспечения и материальной базы, профессионально подготовленных тренеров и хорошего отбора в виды спорта. Также важным компонентом системы подготовки в спорте является наличие высококвалифицированных кадров, к которым современная практика предъявляет новые требования [8;10]. Но для более точной информации о спортсмене, о его подготовленности к соревнованиям используют комплексную оценку спортивной подготовленности [1–5;7;9;13]. На основе комплексной оценки можно грамотно оценить эффективность тренировки, узнать сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, внести коррективы в систему тренировки, оценить эффективность выбранной направленности тренировочного процесса, того или иного принятого решения тренера [12].

Эффективность процесса подготовки спортсмена в современных условиях во многом обусловлена использованием методов и приёмов комплексной оценки как средство управления, позволяющего реализовать обратные связи между тренером и спортсменом, и на этой основе улучшать уровень задач при подготовке спортсменов. Важным критерием оценки подготовленности футболистов является результативность технико-тактических действий. Для управления тренировочным процессом тренеру необходимо иметь данные, характеризующие степень реализации функциональных и технико-тактических возможностей игроков, поскольку счет матча не всегда отражает истинный уровень индивидуальной и командной подготовленности [2;6;8;9;10;11].

Это выявило проблему нашего исследования, которая заключается в выявлении и разработке комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.

Объект исследования: спортивная деятельность студентов, занимающихся мини-футболом.

Предмет исследования: методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Цель исследования: разработка и теоретическое обоснование методики комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом

Задачи исследования:

1.      Изучить и проанализировать теоретические аспекты и подходы к комплексной оценки спортивной подготовленности в игровых видах спорта.

2.      Определить традиционные методики комплексной оценки спортивной подготовленности спортсменов-игровиков.

3.      Разработать и экспериментально проверить методику комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом позволит объективно оценивать текущее состояние спортивной формы и подготовленности спортсменов-игровиков и повысит результативность соревновательной деятельности.

Практическая значимость исследования заключается в практическом использовании результатов исследования тренерами по мини-футболу для оценки качества подготовки игроков и комплексной оценки подготовленности мини-футболистов.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы; педагогическое наблюдение; контрольные испытания; математико-статистические методы обработки данных.

База исследования: исследование проводилось на базе студенческой мини-футбольной команды ИГПИ в составе 12 игроков в возрасте 18–22 лет, имеющих 2–3 спортивные разряды.

Спортивная подготовленность — это комплексный результат физической (степени развития физических качеств), технической (уровня совершенствования двигательных навыков), тактической (степени развития тактического мышления), психической (уровня совершенствования моральных и волевых качеств) подготовок.

Методика комплексной оценки спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом включает в себя три критерия оценки: соревновательную деятельность, физическую подготовленность и функциональное состояние.

Оценка соревновательной деятельности. На данном этапе оцениваются технические, тактические способности в условиях соревновательной деятельности (СД).

Таблица 1

Показатели технико-тактических действий мини-футболистов в улсовиях СД

Ф.И. игрока

Потери,

Кол-во

Успешные обводки,

Кол-во

Удары в створ,

Кол-во

Голы,

Кол-во

Отборы,

Кол-во

Голевые передачи,

Кол-во

Точные

передачи,

%

Удары,

Кол-во

1

Г. А.

12

8

4

4

17

2

88

7

2

Г. В.

14

5

8

2

12

2

93

20

3

Е. Р.

14

10

13

10

21

4

94

25

4

К.М.

21

27

31

11

27

10

85

77

5

М. Д.

16

14

11

8

22

5

88

22

6

Ф. А.

18

13

21

7

27

6

90

59

 

Оценка физического состояния и подготовленности определялась с помощью батареи тестов. Для оценки физического состояния испытуемых использовались специфические тесты для мини-футболистов:

-        Бег 6 метров;

-        Бег 20 метров;

-        Бег 2 серии по 40 м с минутным отдыхом между ними;

-        Слалом с ведением 4 отрезка по 9 м.

Таблица 2

Протокол сдачи нормативов мини-футболистов

ФИ

Бег 6 м, с

балл

Бег 20 м,с

балл

Бег 2х40 с, м

балл

Слалом 4х9

балл

Средний балл

ранг

1

Ф. А.

1.11

9

3.1

9

453

10

14.9

8

9.0

1

2

Е. Р.

1.3

6

3.22

7

433

10

15.4

7

7.5

4

3

Г. В.

1.17

8

3.17

8

423

10

13.9

10

9.0

1

4

К.М.

1.24

7

3.21

7

414

5

14.6

9

7.0

5

5

М.Д.

1.15

8

3.05

10

443

10

15.5

7

8.8

3

6

Ч.А.

1.16

8

2.95

10

415

5

16.8

5

7.0

5

7

Г. А.

1.24

7

3.18

8

417

4

16.4

6

6.3

7

8

М.И.

1.42

4

3.24

7

407

4

19.7

0

3.8

8

 

Средние

1.2

7.1

3.1

8.3

425.6

7.3

15.9

6.5

7.3

 

 

Информацию о состоянии тренированности спортсменов можно получить с помощью функциональной пробы. Функциональная проба — это нагрузка, задаваемая обследуемому для определения функционального состояния и возможностей какого-либо органа, системы или организма в целом.

В практике спортивной медицины используются различные функциональные пробы — с переменой положения тела в пространстве, задержкой дыхания на вдохе и выдохе, изменением барометрических условий, пищевыми и фармакологическими нагрузками и др. Но в данном разделе мы коснемся лишь основных проб с физическими нагрузками, обязательных при обследовании занимающихся физическими упражнениями [25].

Оценка функционального состояния. Главным критерием оценки являлось определение работоспособности сердца после. Для данной оценки мы использовали пробу Руфье. У испытуемого, находящегося в положении лежа на спине, в течение 5 мин определяют ЧСС за 15 с., затем в течение 45 с испытуемый выполняет 30 глубоких приседаний. После окончания нагрузки испытуемый ложится, и у него вновь подсчитывают ЧСС за первые 15 с, а потом за последние 15 с первой минуты периода восстановления.

Индекс Руфье считается по формуле: (4×(Р1+Р2+Р3)-200)/10

Таблица 3

Оценка функционального состояния организма

Ф.И Испытуемого

Индекс Руфье

1

Г.А.

7.8

2

Г.В.

8.4

3

Е.Р.

6.0

4

К.М.

7.8

5

М.Д.

5.4

6

Ф.А.

4.8

7

М.И.

10.1

8

Ч. А.

7.1

 

Оценка работоспособности сердца.

Индекс Руфье:

Менее 0 — атлетическое сердце

0.1–5 — «отлично» (очень хорошее сердце)

5.1–10 — «хорошо» (хорошее сердце)

10.1–15 — «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени)

15.1–20 — «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени)

Таким образом, мы можем предложить комплексную оценку деятельности игрока (КОИ), которую можно выразить следующей формулой:

КПИ=

где: Уд — удары; УдвСт — удары в створ ворот; ПрП — процент точных передач; ЭО — эффективные обводки; ГП — голевые передачи; От — отборы; Пот — потери мяча; ВрИ — время игрока в игре; 6м — бег 6 м; 20м — бег 20 м; 2по40 — челночный бег 2 серии по 40 сек; СЛ — слалом с ведением и обводкой фишек 4х9 м; Руф — проба Руфье.

Для подведения результатов к единице, результаты тестов были умножены на 0.1.

Разработанная комплексная оценка спортивной деятельности игрока КОИ включает 3 группы параметров: показатели соревновательной деятельности, показатели тренировочной деятельности и функциональное состояние спортсмена.

Мы считаем, что данный подход позволит системно и объективно проводить комплексную оценку спортивной деятельности в мини-футболе, давать объективные данные о готовности того или иного мини-футболиста на различных этапах подготовки.

 

Литература:

 

1.         Букуев, М. О. Методика этапного программирования тренировочных нагрузок у высококвалифицированных футболистов в годичном цикле: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — М., 1988. — 24 с.

2.         Головков В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]:автореф. дис. канд. пед. наук/ В. В. Головков. — СПб., 2002–24 с.

3.         Ержанов Р. А. Комплексная оценка спортивной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом [Текст] / Р. А. Ержанов // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 71–74.

4.         Левин В. С. Значение и оценка соревновательной деятельности в информационном обеспечении подготовки футболистов [Текст]: Средства и методы информационного обеспечения в спортивных и подвижных играх / В. С. Левин. — Малаховка, 1988. — 70–76 с.

5.         Лукин Ю. К., Кашичин А. И., Герасименко А. П. Методика оценки эффективности технико-тактических действий футболистов в процессе соревнований [Текст]: Помехоустойчивость движений спортсмена/ Ю. К. Лукин. — Волгоград, 1981.-С. 75–78.

6.         Парняков, Д. М. О возможностях применения автоматизированных систем учета показателей физической подготовленности и физического развития учащихся старших классов на базе программ MicrosoftOffice [Текст] / Д. М. Парняков // Наука и современность. — 2013. — № 26–1. — С. 144–148.

7.         Поливаев, А. Г. Из опыта применения рейтингового контроля в физическом воспитании студентов в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев, И. Н. Григорович // Сибирский педагогический журнал. — 2006. — № 2. — С.118–123.

8.         Поливаев, А. Г. Качество подготовки физкультурных кадров для общеобразовательной школы в педагогическом вузе: проблемы и перспективы [Текст] / А. Г. Поливаев, А. В. Черемисов // Омский научный вестник. — 2014. — № 4. — С. 167–170.

9.         Поливаев, А. Г. Применение электронного журнала успеваемости по физической культуре в рамках балльно-рейтинговой оценки [Текст] / А. Г. Поливаев // Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта: сб.статей и тез.Междунар.науч.-практ.конф., ред.-сост. А. Г. Поливаев, Ишим. — 2013. — С.76–84.

10.     Поливаев, А. Г. Состояние и перспективы совершенствования качества подготовки физкультурных кадров в педагогическом вузе [Текст] / А. Г. Поливаев // Педагогическое образование и наука. — 2014. — № 9. — С. 125–129.

11.     Шестаков М. М. Футбол. Структура соревновательной деятельности и критерии ее эффективности в футболе [Текст]: Учеб.-метод. пособие/ М. М. Шестаков. -Краснодар, 1993. — 28 с.

12.     Современная система спортивной подготовки [текст] / под ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. — М.: Физкультура и спорт, 1995. — 320 с.

13.     Фисунов, А. В. Анализ различных систем оценки показателей соревновательной деятельности в игровых видах спорта [Текст] / А. В. Фисунов // Проблемы современной науки и образования. — 2014. — № 3 (21). — С. 113–118.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle