Библиографическое описание:

Валиуллин Р. Р. Алгоритм управления транспортом нефти и газа на промыслах // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 768-770.

В научной статье рассмотрены теоретические и методические вопросы управления товарными потоками нефти и газа в компаниях, осуществляющих разработку малодебитных месторождений.

Основная цель исследования — разработка рекомендаций по повышению экономической эффективности при транспортировке нефти с небольших и удаленных месторождений и снижения затрат на логистику на основе механизма оценки эффективности транспортно-логистической системы.

Ключевые слова:логистика, транспортно-логистическая система экономическая эффективность, малодебитное нефтяное месторождение.

 

В статье мы рассмотрим механизм оценки эффективности транспорта нефти с небольших и удаленных месторождений разработанный с целью максимизации прибыли предприятия.

Доля месторождений с трудноизвлекаемым запасами нефти (с низкопроницаемыми и неоднородными пластами, с высоковязкими, высокозастывающими и сернистыми нефтями, более глубокими горизонтами залегания и, как правило, удаленными от развитой инфраструктуры нефтедобычи и т. п.) в структуре запасов ряда крупных российских компаний уже в настоящее время составляет около 70 %, а в структуре запасов мелких компаний 90–100 %. [1]

Если учесть размер и удаленность малодебитных месторождений от существующих промысловых и магистральных трубопроводов можно сделать вывод, что в начальный период освоения месторождений нерентабельно осуществлять их разработку по традиционной схеме [2].

Изучение доступных научных публикаций по теории логистики и экономике транспорта показал, что значительная часть представленных в них моделей строится на классической транспортной задаче, представляет собой ее частные случаи или различные модификации.

Поскольку в настоящее время разработано достаточно много методов решения данной задачи (и соответствующих алгоритмов для ПК), то предполагается, что для каждой модели могут быть определены оптимальные варианты решения. К сожалению, ни в одной из рассмотренных работ по логистике не приведены ни исходные данные, ни примеры решения даже условных задач [3].

Логистический подход к управлению нефтедобычей предполагает распределение производственной программы нефтедобывающего предприятия по временным периодам между производственными подразделениями исходя из заданной интенсивности движения материального потока нефти, производственных возможностей и особенностей технологии добычи и транспортировки с таким расчетом, чтобы затраты на производство не превышали оптимальных затрат.

Затраты на транспортировку в значительной степени формируют уровень себестоимости нефти для нефтяных предприятий. Как правило, у нефтедобывающих предприятий имеются резервы эффективного использования транспортной системы. Эффективное использование транспортной системы требует от логистического менеджмента осознания взаимозависимости процесса бизнес-планирования, планирования финансовых и материальных потоков.

Нефтеперерабатывающему предприятию необходимо обеспечивать бесперебойную поставку нефти, но такое обеспечение поставок нефти возможно только при условии правильного планирования и прогнозирования логистических процессов, при этом обязательно должен учитываться рационализм, как стоимости транспортировки, так и сроки поставки.

Необходимо оптимизировать товарные потоки нефти, рационализация организации использования всех видов ресурсов, в т. ч. и малодебитных нефтяных месторождений, с учетом потребностей предприятия и запаса, с учетом долгосрочной перевозки и поставки нефти, самого метода транспортировки, учета параметров оптимизации распределения нефтеперевозок по виду транспорту.

Эффективное циркулирование товарных потоков нефти возможно только при правильном построении системы управления потоковыми процессами.

Основными задачами, которые необходимо решить при стратегическом планировании нефтедобычи из малых месторождений является окупаемость первоначальных затрат в обустройство данных месторождений, выбор способа внутренней транспортировки добываемой нефти, а также вопросы логистического и организационного обеспечения добычи нефти из малодебитных месторождений.

Основными критериями отбора нефтяных месторождений для осуществления предполагаемых расчетов по определению оптимальной стратегии освоения являются:

-          Ограниченные или неопределенные запасы нефти;

-          «Добывные» возможности скважин;

-          Удаленность от существующих систем сбора нефти;

-          Развитая система инфраструктуры (наличие подъездных путей, линий электропередач и т. п.)

-          Удаленность от больших населенных пунктов.

Выбор наиболее оптимального способа транспорта нефти и газа с месторождения должен проводиться на стадии предпроектных проработок в результате проведения тщательных технико-экономических расчетов.

Определение эффективности проекта формирования транспортно-логистической системы представлено в виде алгоритма (рисунок 1).

В первом блоке используются морфологический метод исследования для решения задачи отбора наиболее рациональных вариантов организации перевозки с последующим выбором единственного оптимального; решаемые здесь задачи не предполагают оптимизации цепи поставок.

Второй блок связан с оптимизацией транспортно-логистической цепи поставок и является уточняющим по отношению к первому блоку.

Процесс оценки эффективности данной системы проходит в несколько этапов. Дадим характеристику каждому из них:

Этап 1. Формирование информационной базы.

Этап 2. Проверка соответствия вариантов транспортно-логистических основным критериям и выбор рациональных вариантов транспортировки.

Этап 3. Выбор оптимальной транспортно-логистической системы при заданных критериях. Количество критериев может быть различным. При многокритериальной оценке производится группировка видов эффектов, основывающаяся на признаке — вид эффекта. Эффекты сгруппированы в три агрегированные группы: экономический (экономия общих транспортно-логистических затрат, экономия времени прохождения грузов и экономия объемов складских запасов), экологический (снижение экологической нагрузки окружающей среды) и производственный.

Этап 4. Расчет общих затрат для вариантов транспортировки с разным количеством используемых логистических технологий и определение эффекта, ожидаемого к получению, при реализации данного проекта.

Этап 5. Выбор оптимального варианта транспортно-логистической системы.

На основе предложенного механизма оценки эффективности разработаны рекомендации по повышению экономической эффективности при транспортировке нефти с небольших и удаленных месторождений и снижения затрат на логистику.

Рис. 1. Алгоритм формирования транспортно-логистической системы

 

Литература:

 

1.         Крянев Д. Ю., Жданов С. А. Научное обеспечение новых технологий разработки нефтяных месторождений с трудноизвлекаемыми запасами // Бурение и нефть. 2012. № 8. 29 с. (Журнал)

2.         Горячев А. А., Туманов А. П. Сбор и транспорт нефти с небольших по запасам и удаленных от развитой инфраструктуры нефтяных месторождений. // Технологии добычи и использования углеводородов. 2014. № 2. 6 с. (Журнал)

3.         Цвиринько И. А. Методология, методы и модели управления логистическими бизнес-процессами. — СПб.: СПбГИЭУ, 2003. — 262 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle