Библиографическое описание:

Киливник И. А. Характеристика методики занятия по физической культурой со студентами // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 598-600.

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и особенности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и оздоровительных задач:

-                   понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности;

-                   знание научно-биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

-                   формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

-                   овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

-                   обеспечение общей и профессиональной прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическою готовность студента к будущей профессии;

-приобретение опыта творческого использования физкультурно- спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Обучение в профессиональном учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем, интенсивность учебного процесса имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении периода обучения зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается усилением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6–8 часов занятий в неделю в течение всех лет обучения.

Сочетание физических нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения.

1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70–75 % упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств и скоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160–170 уд/мин.

Во второй половине каждого семестра примерно 70–75 % применяемых средств необходимо использовать для развития силы, общей и силовой выносливости. Причем, интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до! 50 уд/мин.)

Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

-                     На занятиях по физическому воспитанию, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС=110- 130 уд/мни) или средней интенсивности (ЧСС=130–150 уд/мин). Оптимальная моторная плотность находиться в пределах 50–60 %. Основное назначение таких занятий — обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что, в конечном счете, стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда занятия по физическому воспитанию проводятся на 3–4-й паре, ЧСС не должна превышать 150–160 уд/мин. Нецелесообразно планировать большие нагрузки для групп с невысокой-физической подготовленностью.

-                     Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.

-                     Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

 

Литература:

 

1.                  Бальсевич В. К., Лубышева Л. И. Физическая культура: молодежь и современность. // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С. 2–7.

2.                  Бальсевич В. К. Онтокинезиология человека. — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — Гл. 1У-У.

3.                  Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. -- М.: Педагогика, 1989. — 192 с.

4.                  Захаров Е. Н., Карасев А. В., Сафонов А. А. Энциклопедия физической подготовки-(Методические основы развития физических качеств)/Под общей ред. А. В. Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.

5.                  Ланда Б. Х. Методика комплексной оценки физического рая вития и физической подготовленности: Учебное пособие. — М.: Советский спорт, 2004.- 192 с.

6.                  Матвеев Л. П. Профессионально-прикладные формы физическом культуры / Теория и методика физической культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991.-Ч. 2.-Гл. Х1У-ХУ.

7.                  Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения РФ Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту и Российской академии образования от 16.07.02 № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации». — 6 с.

8.                  Селуянов В. Н. Научные и методические основы разработки инновационных спортивных педагогических технологий//Теория и практика физической культуры. — 2003. -№ 5. — С. 9.

9.                  Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. -М.: Народное образование, 1998.-255.

10.              Теория и методика физической культуры: Учебник /Под ред. проф. Ю Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

11.              Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» — М.: Терра-спорт, 1999.

12.              Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильинича. — М.: Гардарики, 2000. — 448 с.

13.              Физическое воспитание: Учебник / Под ред. В. А. Головина, В А Маслякова, А. В. Коробкова и др. — М.: Высш. школа, 1983. — 391 с.

14.              Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для спец. вузов. — М.: Академия, 2000. — Гл. 10–16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle