Библиографическое описание:

Обухова С. С. Формы организации практической работы студентов направления подготовки «Юриспруденция» // Молодой ученый. — 2015. — №11.1. — С. 126-128.

С учетом современных требований, предъявляемых к профессиональной подготовке студентов, меняются подходы к организации практической составляющей обучения.

Преподаватели современных вузов обязаны учитывать, что выпускник вуза в будущем будет сталкиваться со значительным числом практических проблем, которых преподавание в вузе не могло учесть в силу их новизны [2, с. 23]. Таким образом, главной задачей высшей школы становится развитие именно творческих качеств личности, способности воспринимать и перерабатывать новые научные идеи, анализировать и применять их в условиях самостоятельной профессиональной деятельности.

ФГОС по направлению подготовки «Юриспруденция» определяет, что доля практических занятий должна составлять 70 % от аудиторной нагрузки по дисциплинам профессионального цикла. Кроме того, увеличена продолжительность практик (учебной и производственной) по сравнению со сроками практик для специалитета.

Таким образом, при планировании учебной и внеучебной деятельности необходимо учесть компетентностный подход к формам организации практической деятельности студентов.

Эта задача решается путем применения активных и интерактивных форм обучения.

В настоящий момент преподаватели юридических дисциплин используют следующие формы учебной и внеучебной деятельности:

 

Активные формы обучения

Интерактивные формы обучения

Анализ законодательства

Деловая игра

Анализ статистического материала

Учебная конференция

Работа с научной литературой

Проектная деятельность

Составление схем, таблиц, тестов

Лабораторные работы

Решение ситуационных задач

 

Составление процессуальных документов

 

Внеучебная деятельность

Прохождение практики

Конференция по итогам прохождения практики

Конференция по итогам научной работы студентов

Участие в работе Общественной приемной

 

Деловая игра

 

Кружковая работа

 

На практических занятиях студент учится работать с нормативными актами, процессуальными документами, решает ситуативные задачи. Студент сможет воспользоваться полученными навыками в дальнейшей профессиональной деятельности.

Студенты-юристы имеют возможность заниматься научно-практической работой в рамках функционирования кружков:

-     будущий юрист (кафедра ГПиП);

-     криминалистики (кафедра УП и УП);

-     Общественная приемная по оказанию безвозмездной правовой помощи населению (кафедра УП и УП);

-     клуб молодого избирателя (кафедра ИТГП);

-     клуб «Правовая дискуссия» (кафедра УП и УП).

Работа в научных кружках помогает закрепить на практике полученные теоретические знания, приобрести начальные практические навыки работы специалистов–криминалистов. Кроме того, данная деятельность помогает будущему специалисту определиться с выбором дальнейшей специализации.

Процесс подбора материала для участия в конференциях различного уровня и круглых столах позволяет студенту сформировать навыки анализа теоретического материала, статистических данных, получить опыт работы с материалами следственно-судебной практики. Ежегодно юридические кафедры проводят межкафедральные конференции в форме деловой игры, учебных конференций, дебатов, диспутов. Подготовка к конференциям позволяет студентам почувствовать себя в роли законодателя и сформировать навыки нормотворческой деятельности. Выступление с докладами и участие в дебатах помогает использовать навыки ораторского искусства, столь необходимые юристу.

Вместе с тем, мы считаем, что в ходе осуществления учебной деятельности преподаватели в недостаточной мере используют все возможности для формирования практических навыков. В основном студенты на семинарских занятиях пересказывают содержание лекции или делают доклад на тему. Вынесенную на самостоятельную работу. А ведь есть возможность и анализировать статистический материал и составлять обзоры изменений законодательства и работать с нормативными актами и в рамках деловой игры моделировать конкретные юридические казусы и составлять адвокатские досье и формировать наследственные дела и многое другое [4, с. 6]. Поэтому, на наш взгляд, при разработке рабочих программ, методических указаний для семинарских и практических занятий, а также указаний к самостоятельной работе необходимо больше внимания уделить именно интерактивным инновационным формам проведения занятий.

Наиболее важным элементом формирования профессиональных компетенций юриста является прохождение практики. Эффективность прохождения практики напрямую связано с методическим обеспечением этого вида деятельности. Заведующими кафедрами гражданского и уголовного права разработана программа прохождения учебной практики в соответствии с требованиями нового положения о практике для бакалавриата. Программа практики прошла рецензирование на кафедре гражданского права и процесса ОГУ и уголовного процесса ОГУ. В качестве рецензентов выступили: к.ю.н., доцент Бородавкина Н.М. и к.ю.н., доцент Бунина А.В.

Если студенты-специалисты проходили практику по определенным дисциплинам, то студенты-бакалавры будут проходить ее в зависимости от интересующего их будущего места работы.

В таком случае студенты имеют возможность выбрать направление своей профессиональной деятельности, ознакомиться со спецификой своей будущей специальности, оценить степень психологической готовности к выполнению профессиональных обязанностей в этой сфере деятельности.

Эффективность получения навыков практической деятельности напрямую зависит от роли руководителей практики — как преподавателей, так и практических работников. Задача наших преподавателей состоит в том, чтобы грамотно определить основные направления поисково-практической деятельности студентов [1, с. 11]. Это выражается в проработке заданий на практику по каждому виду учреждений и организаций, в которых студенты будут проходить практику, составлении индивидуального практического задания для студентов заочной формы обучения, охватывающего различные аспекты юридической деятельности (составление макета уголовного дела, фототаблиц, дактилоскопических карт, заполнение процессуальных документов и т. д.).

Руководители практики на местах (сотрудники юридических отделов, служб, нотариусы, адвокаты, судьи, руководители юридических обществ, следователи, дознаватели, прокуроры) определяют конкретное рабочее место студента, осуществляют контроль над ежедневной деятельностью практиканта, оказывают помощь в выполнении практических заданий.

Прохождение практики связано с определенными трудностями.

Мы видим формирование профессиональных компетенций в участии студента в реальном процессе осуществления той или иной деятельности, проведении конкретных мероприятий, следственных действий, сопровождении сделок и составлении проектов документов на основе такого участия [3, с. 8]. Чаще все студентам представляется возможность просто снять копии с уже имеющихся документов. Мы понимаем, что руководители — специалисты, уделяя внимание студентам, отвлекаются от выполнения непосредственных обязанностей.

Решение задачи формирования профессиональных компетенций и получения практических навыков в период прохождения практики мы видим в создании юридической клиники.

Принимая участие в работе Юридической клиники, студенты получают навыки:

-     работы с нормативными правовыми актами и документами;

-     коммуникативности при работе с клиентами;

-     правового консультирования;

-     делопроизводства, составления финансовой отчетности, кадровой работы;

-     организаторской деятельности и руководства коллективом.

Кроме того, работа в юридической клинике является формой организации прохождения учебной и производственной практик (в зависимости от профиля). Нельзя забывать, что это оплачиваемая деятельность, соответственно частично решается вопрос о занятости студентов.

Создание юридической клиники требует определенных кадровых, финансовых, материально-технических, временных ресурсов:

-     разработка положения о Юридической клинике;

-     составление учебного плана для юридической клиники;

-     закрепление часов за преподавателями;

-     назначение руководителя клиники;

-     составление расписания с учетом работы преподавателей и студентов в юридической клинике;

-     решение вопроса о работе клиники в летний период;

-     выделение специализированного помещения (не менее 2 комнат по 10 м2);

-     закупка оборудования (столы, сейф, шкафы, компьютеры, сеть Интернет, справочные правовые системы);

-     юридическое оформление клиники, регистрация, ведение финансовой и налоговой документации и т.д.

Тем не менее все ведущие юридические ВУЗы страны, включая ОГУ, идут на эти затраты, так как работа в юридической клинике является обязательным структурным элементом получения высшего юридического образования. Поэтому мы считаем целесообразным изучить опыт работы Юридической клиники ОГУ и начать работу по формированию документации для создания Юридической клиники на базе нашего института.

 

Литература:

1.    Котло, Т. И. Гуманизация подготовки студентов в условиях диверсификации высшего педагогического образования: автореферат дисс. … канд. пед. наук / Т. И. Котло. — М., 2012. — 30 с.

2.    Луковцева, А. К. Психология и педагогика: курс лекций / А. К. Луковцева. — М., 2008. — 235 с. — ISBN 978–5–98227–369–7.

3.    Семенова, И. И. Педагогические условия повышения профессионального мастерства преподавателей вуза в процессе перехода к университетскому образованию: автореферат дисс. … канд. пед. наук / И. И. Семенова. — М., 2013. — 30 с.

4.    Шевченко, О. Ю. Учебно-профессиональная установка в структуре профессионального сознания студентов вузов: автореферат дисс. … канд. пед. наук / О. Ю. Шевченко. — М., 2010. — 30 с.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle