Библиографическое описание:

Лаптев Р. А., Солодухина О. И. Организация таможенного контроля за осуществлением международных автомобильных перевозок // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 889-892.

В статье анализируется проблемы и методы обеспечения соблюдения таможенного законодательства при осуществлении контроля за автомобильными перевозками. Таможенные органы таможенного союза проводят контроль, в том числе в отношении таможенной декларации, а также документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза.

Ключевые слова: таможенный контроль, таможенная граница, пункт пропуска, оформление товара.

 

Все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС [1].

В соответствии со статьей 96 ТК ТС товары и транспортные средства находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Таможенного союза [2].

Таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза автомобильным транспортом, можно разделить на два вида:

1)        таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары, следующих за товарами или после выгрузки товаров;

2)        таможенный контроль товаров, перевозимых автотранспортным средством.

Таможенный контроль осуществляется в пунктах пропуска через таможенную границу ТС, расположенных на шоссейных переходах, в пути следования, а также в местах доставки товара.

Пункты пропуска классифицируются на:

-                   морские, речные (озерные), воздушные, автомобильные, железнодорожные, пешеходные, смешанные — по виду международного сообщения;

-                   пассажирские, грузовые, грузопассажирские — по характеру международного сообщения;

-                   постоянные, временные, сезонные, работающие на нерегулярной основе — по режиму работы;

-                   многосторонние — для пересечения государственной границы Российской Федерации лицами независимо от их гражданства (подданства), в том числе лицами без гражданства, и транспортными средствами независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через нее грузов, товаров и животных независимо от их государственной принадлежности;

-                   двусторонние — для пересечения государственной границы Российской Федерации гражданами, в том числе в упрощенном порядке, и транспортными средствами Российской Федерации и сопредельного государства, а также для перемещения через государственную границу Российской Федерации грузов, товаров и животных только Российской Федерации и сопредельного государства.

Соглашением от 8 февраля 1995 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины «О пунктах пропуска через государственную границу между Российской Федерацией и Украиной», с целью создания благоприятных условий для развития сообщения между Российской Федерацией и Украиной, руководствуясь необходимостью совершенствования порядка пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, товаров и грузов, учреждены несколько пунктов пропуска. В частности в регионе деятельности Курской таможни действуют два автомобильных пункта пропуска:

-                   Крупец — Катериновка,

-                   Суджа — Юнаковка.

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами пункты пропуска могут специализироваться по видам перемещаемых грузов, товаров и животных (далее — специализированные пункты пропуска).

Специализированные пункты пропуска включаются в перечни, издаваемые Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и подразделяются на:

-                   специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, пищевых продуктов, материалов и изделий;

-                   специально оборудованные и предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза, подкарантинного товара).

В целях обеспечения координации деятельности в пункте пропуска создается координационный совет, в состав которого входят руководители подразделений государственных контрольных органов и администрации пункта пропуска, а также руководитель автомобильной станции, а также представители высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен пункт пропуска.

Члены координационного совета при обсуждении вопросов и принятии решений пользуются равными правами. На заседания координационного совета в случае необходимости могут быть приглашены другие лица. Решение об их участии принимается членами координационного совета.

Таможенный контроль осуществляется в автомобильных пунктах пропуска имеет следующие цели:

-                   выявление и пресечение использования транспортных средств, специально оборудованных для сокрытия товаров от таможенного контроля;

-                   недопущение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международных перевозок пассажиров и официальных грузов;

-                   проверка соответствия транспортных средств техническим требованиям для доставки грузов под таможенным контролем.

Таможенное оформление и контроль на шоссейных погранпереходах (пунктах пропуска) грузового автотранспорта осуществляется в следующей последовательности: подача перевозчиком уведомления о ввозе (вывозе) в форме вручения документов на транспортное средство и перевозимый груз должностному лицу таможенного органа при въезде на территорию зоны таможенного и пограничного контроля; проверка должностными лицами таможенного органа поданных документов и принятие решения о форме и месте таможенного оформления перевозимого груза; таможенное оформление товаров, перемещаемых водителем и другими следующими на автотранспортном средстве физическими лицами; вручение перевозчику документов на транспортное средство и перевозимые товары; выпуск транспортного средства за границу или внутрь страны.

При ввозе на таможенную территорию представляются:

-                   комплект документов на грузовую отправку, который включает в себя: товаротранспортную накладную международного автомобильного сообщения (CMR), выписанную организацией, заключившей договор перевозки в качестве перевозчика; отгрузочную спецификацию на перевозимые товары, счет (фактуру или проформу) на товары; книжку МДП (если перевозка осуществляется в соответствии с Конвенцией МДП) и документы на допущение автотранспортного средства к перевозке под таможенными печатями и пломбами; технические и различного рода сертификаты, лицензии и разрешения, выданные компетентными органами на перевозимые товары в соответствии с действующими правилами;

-                   комплект документов в пассажирском сообщении, который включает в себя регистрационные документы на транспортные средства; страховое свидетельство («зеленая карта»); список тургруппы (для туристических автобусов и организованных групп автотуристов).

Оформление ручной клади и багажа транспортных служащих производится также, как и при оформлении пассажирского транспорта.

Для досмотра товаров на пограничных переходах оборудуются специальные места — досмотровые склады, оснащенные необходимой погрузочно-разгрузочной техникой, приборами, оборудованием и инструментами.

Таможенное оформление ввозимого автомобиля (легкового или грузового) своим ходом для дальнейшей его эксплуатации или продажи на таможенной территории имеет свои особенности. В данном случае автомашина одновременно рассматривается и как транспортное средство для перемещения водителя и других, следующих с водителем, их ручной клади и багажа, и в качестве товара.

При вывозе с таможенной территории:

-                   в грузовом сообщении при оформлении транспортного средства и груза предъявляются те же документы что и при ввозе, а также два экземпляра ТД, оформленной во внутренней таможне;

-                   при некоторых таможенных процедурах (например, возврат за границу после применения временного ввоза) предъявляются также два экземпляра ДТТС (422+511), один из которых подлежит возврату в таможню отправления с отметками пограничной таможни о поступлении товара.

Итак, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенные органы Таможенного союза проводят таможенный контроль, в том числе в отношении таможенной декларации, а также документов и сведений о товарах, представление которых предусмотрено в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза [3]. Таможенный контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

 

Литература:

 

1.         Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств (учебное пособие) [Текст] / Минакова И. В., Тихомиров М. Е., Коварда В. В. Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 5. С. 124–125.

2.         Российская Федерация. Законы. Таможенный кодекс таможенного союза [Текст] / под ред. Г. Ю. Касьяновой. — М.: АБАК, 2011. — 256 с

3.         Тихомиров М. Е. Проблемы законодательного обеспечения задержания товаров и документов на них в рамках таможенного контроля [Текст] / Тихомиров М. Е., Коварда В. В., Кузнецова О. И. // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 5–1 (44). С. 127–129.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle