Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Cычаева Л. А., Хайнацкая Я. Р. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров: создание и функционирование // Молодой ученый. — 2017. — №13.1. — С. 46-49. — URL https://moluch.ru/archive/147/41410/ (дата обращения: 20.10.2018).



Ключевые слова: ФТС России, Евразийский экономический союз, таможенный контроль после выпуска товаров, мобильные группы, запреты и ограничения, санкции.

Внешнеторговая деятельность связана с перемещением через таможенную границу страны товаров и транспортных средств, которые подлежат таможенному контролю.

В свою очередь, таможенный контроль как один из видов государственного контроля устанавливает обязательность совершения определенных действий как со стороны таможенных органов, так и со стороны лиц, перемещающих товары и транспортные средства, а также лиц, содействующих проведению таможенного контроля [4, с. 25].

Под совокупностью осуществляемых таможенными органами мер понимаются формы, методы и способы проведения таможенного контроля, формирующие в комплексе само содержание таможенного контроля [3, с. 74].

Способы проведения таможенного контроля представляют собой систему действий, применяемых таможенными органами для наиболее эффективной реализации избранной формы таможенного контроля [9].

Таможенный контроль есть реализация форм таможенного контроля, призванная способствовать перемещению товаров и транспортных средств. Данными мерами являются любые контрольные действия, а также иные действия, способствующие реализации таможенными органами избранных норм и методов таможенного контроля.

На сегодняшний день в связи с пресечением ввоза и оборота на территории Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются специальные экономические меры, в соответствии с Планом мероприятий по обеспечению исполнения требований Указа Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года № 560 и Постановления Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 года № 778 во исполнении указа нормативного акта Федеральной таможенной службой (ФТС России) уделено большое внимание данной работе, посредством внедрения института мобильных групп [7].

Порядок и особенности создания и функционирования мобильных групп в местах, приближенных к российско-казахстанскому и российско-белорусскому участкам государственной границы в настоящее время является еще малоисследованным институтом, что предопределяет актуальность данной темы.

В соответствии с действующим законодательством, в котором не содержится определения данной категории, предлагается возможным представить следующую дефиницию исследуемого института. Мобильные группы таможенного контроля после выпуска товаров – это форма межведомственного взаимодействия таможенных органов и представителей иных органов исполнительной власти Российской Федерации для целей проведения результативного таможенного контроля товаров, перемещаемых через государственную границу Российской Федерации.

Создание мобильных групп идет в одном разрезе со смещением акцентов таможенного контроля с этапа декларирования на этап после выпуска, который позволит минимизировать время прохождения таможенных формальностей (рис. 1) [7].

Рис. 1. Хронология формирования предпосылок переноса акцента таможенного контроля на этап после выпуска

Одной из главных задач, стоящих перед мобильными группами является противодействие незаконному ввозу в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия из стран, принявших решение о введении экономических санкций. Не стоит оставлять без внимания то, что мобильные группы применяют меры по соблюдению запретов и ограничений при ввозе [5, с. 147].

Ответственность по формированию и функционированию мобильных групп возложена на подразделение таможенного контроля после выпуска товаров таможенного органа, в зоне деятельности которого работает данная группа. Проводимые мероприятия будут подпадать под действие положений таможенного законодательства о таможенных проверках, которые являются одной из форм таможенного контроля. При этом одним из принципов таможенного контроля является принцип выборочности и ограничивается он только теми формами, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства [2].

В настоящее время в России созданы и функционируют 35 мобильных групп, осуществляющие мероприятия таможенного контроля, которые действуют с конца ноября 2015 года [6].

Надо отметить, что в ряде государств-членов Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) также функционируют подобные мобильные группы (в том числе, межведомственные) и проводят в рамках особых мероприятий проверки товаров ЕАЭС, не находящихся под таможенным контролем. В основной состав таких групп входят сотрудники оперативных отделов, отделов по борьбе с уголовными преступлениями и административными правонарушениями таможенных органов, а также сотрудники органов внутренних дел.

Мобильные группы, работают достаточно эффективно, так, за период с 27 ноября 2015 года (дата введения наблюдения) по 16 февраля 2017 года по результатам работы мобильных групп ФТС России выявлено 16,3 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения. В том числе биологического происхождения – 9,6 тысяч тонн, производственно-технического и потребительского назначения – 3,4 тыс. тонн, с нарушениями при осуществлении транзита – 3,3 тыс. тонн товаров. Всего за данный период было остановлено 110656 тысяч транспортных средств, проверено 4 млн. тонн товаров, представленных на рисунке 2.

По результатам работы мобильных групп:

 выявлено 1026 транспортных средств, перевозивших 13,4 тыс. тонн товаров, в отношении которых установлены запреты;

 возвращено в сопредельные государства 9,9 тыс. тонн товаров;

 уничтожено 3,1 тыс. тонн товаров;

 в отношении перевозчиков возбуждено 86 дел об АП и 2 уголовных дела [8].

Рис. 2. Количество транспортных средств, остановленных и проверенных мобильными группами

Помимо этого, в зоне деятельности СЗТУ подразделениями ФТС в качестве профилактики было назначено 8 мероприятий по местам разгрузки товаров, в отношении которых мобильными группами не выявлено признаков нарушений, в результате обнаружено около 300 тонн товаров, запрещенных к ввозу и обороту на территории России, то есть понимая, что мобильные группы не могут досмотреть все ввозимые товары, используется механизм контроля после выпуска товаров непосредственно на внутреннем рынке. Это уже комплекс мероприятий, к проведению которых подключаются территориальные органы исполнительной власти, и контроль осуществляется межведомственными группами. Таким образом подразделения таможенного контроля после выпуска товаров осуществляют свою работу. Возможно через какое-то время санкции будут отменены, но уже разработан алгоритм контроля, который будет применяться в отношении определенной категории товаров либо товаров определенного государства в случае соответствующего поручения Президента РФ или Правительства РФ.

Несмотря на достаточно успешное функционирование мобильных групп, в осуществлении их деятельности существует ряд проблем, которые целесообразно рассмотреть более подробно.

Во-первых, не стоит оставлять без внимания информационно-техническое оснащение всех задействованных ведомств. Недофинансированность ряда органов исполнительной власти является одной из главных причин отсутствия необходимых информационно-технических средств таможенного контроля, что в свою очередь приводит к проблеме межведомственного взаимодействия. Кроме того, во многих пунктах пропуска, особенно на удаленных границах информационная структура отсутствует вообще, а потоки информации при этом ежегодно увеличиваются. Таким образом, существуют технические проблемы, связанные с неравномерностью покрытия территории России каналами высокоскоростной связи.

Для решения данной проблемы, в первую очередь необходимо дальнейшее внедрение информационно-технических средств во все задействованные ведомства. Необходима доработка программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов в целях оперативного использования полученной информации. Она будет использоваться также в рамках системы управления рисками и при осуществлении мероприятий таможенного контроля после выпуска товаров.

Во-вторых, большая протяженность российской границы и пока что небольшое количество мобильных групп. Протяженность границы России с Белоруссией 1239 км, с Казахстаном – 7598,6 (сухопутной границы – 4983 км), при таком большом расстоянии становится очевиден недостаток мобильных групп, которых на данный момент насчитывается всего 35. В сложившейся ситуации единственным выходом является распределение таможенного контроля на границе на основе системы управления рисками, исходя из наиболее вероятного маршрута перемещения запрещенных товаров. В целом решением проблемы является создание и совершенствование пограничных пунктов пропуска и дальнейшее увеличение числа мобильных групп по мере поступления финансовых средств и увеличения квалифицированных кадров.

В-третьих, самой важной проблемой, является отсутствие полномочий у таможенных органов по остановке автомобильных транспортных средств не только в зонах таможенного контроля. На основании таможенного законодательства РФ самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства исключительно в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации [1]. В иных местах остановка автомобильных транспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами [2].

Можно предложить следующее решение данной проблемы, авторами предлагается внести изменения в статью 21 Федерального закона о таможенном регулировании в следующей редакции: «Таможенные органы могут самостоятельно останавливать указанные автомобильные транспортные средства, в целях проведения таможенного контроля, в том числе за пределами зон таможенного контроля».

Проведенное исследование института мобильных групп является одной из стратегий механизмов защиты экономической безопасности Российской Федерации и предполагает разработку на законодательном уровне основных функций, полномочий как самих представителей, так и прав должностных лиц, что предполагает дальнейшее исследование данной темы.

Литература:

  1. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Зачем Бельянинов создает «кавалерию ФТС»? [Электронный ресурс]: Информационно-аналитический портал ПРОВЭД. Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/expert-opinions/18535-zachem-belyyaninov-sozdaet-kavalepiyu-fts.html (дата обращения: 14.01.2017).
  3. Костин А.А. Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств: Учебное пособие. СПб.: ИЦ Интермедия, 2013. 340 с.
  4. Костин А.А. Форма, метод и способ проведения таможенного контроля: соотношение и дефиниции // Российский внешнеэкономический вестник. 2013. № 6. С. 73-80.
  5. Матвеева Н.В. Меры соблюдения продовольственного эмбарго в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2016. № 8. С.146-154.
  6. Мобильные группы ФТС России предотврати ввоз более 10 тысяч тонн санкционной продукции. [Электронный ресурс]: Информационный портал по логистике, транспорту и таможне. Режим доступа: http://www.logistic.ru/news/news.php?num= 2016/09/07/13/31282315 (дата обращения: 17.02.2017).
  7. Мобильные группы ФТС. [Электронный ресурс]: Федеральная таможенная служба России. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 14.01.2017).
  8. Результаты работы мобильных групп ФТС России за период с 27 ноября 2015 года по 16 февраля 2017 года. [Электронный ресурс]: ФТС России. Режим доступа: http://www.customs.ru (дата обращения: 14.01.2017).
  9. Халипов С.В. Таможенный контроль (административно-правовой анализ): учебно-практическое пособие. М.: Издательство «ТАМОЖНЯ.РУ», 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): таможенный контроль, группа, тонна товаров, выпуск товаров, средство, Российская Федерация, орган, Государственная граница, исполнительная власть, Россия.


Ключевые слова

санкции, Евразийский экономический союз, таможенный контроль после выпуска товаров, ФТС России, мобильные группы, запреты и ограничения

Похожие статьи

Исследование особенностей деятельности таможенных органов...

таможенный контроль, товар, Россия, орган, Российская Федерация, отношение товаров, группа стран, контрабандный ввоз, единая таможенная территория, Евразийский экономический союз.

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория, таможенная граница, внешнеторговая деятельность, выпуск товаров, реальное время, внешняя торговля.

Организация таможенного контроля за осуществлением...

Таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза автомобильным транспортом, можно разделить на два вида: 1) таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары...

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению...

На современном этапе развития таможенного дела России таможенный контроль после выпуска товаров является достаточно эффективным механизмом защиты экономических интересов государства.

Понятие и сущность таможенно-логистического терминала

временное хранение, пункт пропуска, таможенно-логистический терминал, склад, государственная граница, таможенное оформление, Российская Федерация, таможенный контроль, таможенный орган, средство.

Становление института таможенного контроля после выпуска...

Итак, таможенный институт таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации начал формироваться в 1993 году, когда был принят Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ).

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка...

Качество таможенного регулирования в РФ | Статья в журнале...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Теоретические аспекты проведения таможенного контроля...

таможенный контроль, учет товаров, товар, Российская Федерация, таможенное дело, условный выпуск, Евразийский экономический союз, таможенная процедура, таможенное регулирование, таможенный склад.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Исследование особенностей деятельности таможенных органов...

таможенный контроль, товар, Россия, орган, Российская Федерация, отношение товаров, группа стран, контрабандный ввоз, единая таможенная территория, Евразийский экономический союз.

Оптимизация таможенного контроля товаров, ввозимых на...

таможенный контроль, орган, удаленный выпуск, таможенный контроль товаров, таможенная территория, таможенная граница, внешнеторговая деятельность, выпуск товаров, реальное время, внешняя торговля.

Организация таможенного контроля за осуществлением...

Таможенный контроль товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза автомобильным транспортом, можно разделить на два вида: 1) таможенный контроль автотранспортных средств, перевозящих товары...

Анализ деятельности таможенных органов по осуществлению...

На современном этапе развития таможенного дела России таможенный контроль после выпуска товаров является достаточно эффективным механизмом защиты экономических интересов государства.

Понятие и сущность таможенно-логистического терминала

временное хранение, пункт пропуска, таможенно-логистический терминал, склад, государственная граница, таможенное оформление, Российская Федерация, таможенный контроль, таможенный орган, средство.

Становление института таможенного контроля после выпуска...

Итак, таможенный институт таможенного контроля после выпуска товаров в Российской Федерации начал формироваться в 1993 году, когда был принят Таможенный кодекс РФ (далее — ТК РФ).

Таможенный контроль: понятие, виды, формы и методы

таможенный контроль, таможенное законодательство, выпуск товаров, таможенная служба, Таможенный союз, орган, Таможенный кодекс, Российская Федерация, таможенная проверка...

Качество таможенного регулирования в РФ | Статья в журнале...

таможенное регулирование, таможенный союз, Россия, орган, повышение качества, федеральная таможенная служба, таможенная служба, таможенная граница, внешнеэкономическая деятельность, Российская Федерация.

Теоретические аспекты проведения таможенного контроля...

таможенный контроль, учет товаров, товар, Российская Федерация, таможенное дело, условный выпуск, Евразийский экономический союз, таможенная процедура, таможенное регулирование, таможенный склад.

Задать вопрос