Библиографическое описание:

Нурметов М. Р., Рахимова И. Р. Формирование у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1441-1443.

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют прежние (приобретенные в школе) художественно-конструкторские знания и умения — в процессе изучения учебных предметов, специальных дисциплин, в том числе, — курса «Основы художественного конструирования». Поскольку регламент учебных занятий не столь обширен, проводятся внеаудиторные занятия по совершенствованию художественно-конструкторских знаний и умений будущих учителей изобразительного искусства. Однако на этих занятиях наблюдается недостаточное знание преподавателями педагогических основ решения проблемы: нет концептуально-педагогического, системно-процессуального, технологичного, интегрированного, преемственного и междисциплинарного, инновационно-творческого подходов; ослаблено внимание интеллектуально-творческому фактору в художественно-конструкторском творчестве — художественно-конструкторскому мышлению; приглушен ориентир студентов на адекватную будущую педагогическую практику в школе. Следует заметить, что ослаблена и словарная работа студентов по расширению необходимого понятийного пространства.

В решении проблемы концептуально важно выделить следующие позиции: формирование у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений — фактор не только профессионально-личностного совершенствования, но и всестороннего развития личности (особенно на внеаудиторных занятиях по интегрированной программе; художественное конструирование — главный метод, важное средство и проектная основа дизайнерского творчества; в художественном конструировании присутствуют такие виды деятельности, как познавательная, интеллектуально-творческая, мыслительная, художественно-творческая, преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная; в нем главное — поиск художественно-конструкторских интеллектуально-творческих решений на основе специфического мышления, различных его видов и приемов; необходимы научно аргументированные педагогические основы решения проблемы на внеаудиторных занятиях с ориентиром на будущую педагогическую деятельность студентов.

Программа внеаудиторных занятий должна быть интеграционной — включать в себя основные художественно-конструкторские темы соответствующих учебных предметов и ориентир на предшествующие художественно-конструкторские знания и умения студентов (в школе), на использование этих знаний и умений в будущей педагогической практике. Программа должна акцентировать интеллектуально-творческий фактор — художественно-конструкторское мышление студентов, их творческую реализацию в этой сфере.

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений целесообразно осуществлять в такой системе: активизация интереса на профессионально-личностной мотивационной основе = углубленные знания основ художественного конструирования, в том числе, посредством словарно-понятийной работы = освоение художественно-конструкторских умений с приоритетом интеллектуально-творческого мышления — их совершенствование в художественно-конструкторской практике = педагогика приобщения школьников к художественному конструированию = отчет-зачет. С достижением у студентов критериев этих знаний и умений. Их основными критериями определяются следующие: I. Эмоционально-положительное отношение студентов к художественно-конструкторской деятельности, интерес к ней — на профессионально-личностном мотиве. II. Знание студентами теоретических основ художественно-конструкторского творчества. III. Освоение студентами художественно-конструкторских умений с приоритетом интеллектуально-творческих — художественно-конструкторского мышления, его видов. IV. Знание педагогических основ приобщения школьников к художественно-конструкторской деятельности. V. Работы по проблеме художественно-конструкторской деятельности: общереферативные, педагогические, методические, художественно-конструкторские.

Используются эффективные нетрадиционные инновационные — организационно-педагогические формы, методы, приемы и способы. Например: диалог, монолог, дискуссия, диспут, «синектика», «брейнсторминг», «Круглый стол» (обсуждение и защита собственных суждений, позиций, мнений). И др.

Интеллектуально-творческие художественно-конструкторские знания и умения совершенствуют такие методы и методические приемы, как: эвристический — поиск художественно-конструкторских идей, составление «банка идей»; метод «чернильных пятен» и «методика точки» (на воображение образа); импровизации — художественно-конструкторской (индивидуальной, коллективной); эвристического комбинирования; творческого поиска (по био- и техноаналогиям); творческого переключения и переопределения; пространственного сращивания; выявления визуального соответствия; создания образов воображения. И др.

Используются виды и методы мышления: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное, а также — теоретическое и практическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое, нереальное — аутистическое, продуктивное и репродуктивное, произвольное и непроизвольное мышления. Мышление побуждается мотивами и, безусловно, — эмоциями. Особенное внимание творческому мышлению, его новообразованию, целесмысловой направленности.

Используются разные виды художественно-конструкторского мышления: идейно-смысловое, образное, художественно-образное, логико-аналитическое, практическое, визуально-зрительное, композиционное, композиционно-конструктивное, пространственное, объемно-пространственное, художественное, эстетическое, а также — метафорическое, фантазийное, ассоциативное, интуитивное, импровизационное; и творческое воображение.

Студентам предлагаются различные виды интеллектуально-творческих работ по темам занятий: методологические, словарно-понятийные, информационно-познавательные, популярно-просветительские; по основам художественного конструирования; дизайнерскому творчеству; теоретико-практические по художественному конструированию, по изобразительному искусству в художественно-конструкторском контексте; эстетике в художественно-конструкторском творчестве; по художественно-ценностной ориентации в художественно-конструкторском творчестве; художественно-конструкторской новатике в дизайнерской деятельности; национально-художественной орнаменталистике в художественном конструировании — художественном проектировании дизайнерских изделий; по видам художественно-конструкторского мышления; дидактические работы по художественному конструированию; рекомендательные материалы по художественному конструированию; теоретико-педагогические, теоретико-практические и методические работы по художественному конструированию в школе. И др. А также — художественно-конструкторские авторские работы (в рисунках, моделях, с обязательным их комментарием)

Проводятся теоретико-практические, конструкторско-творческие занятия на решение различных вариантов художественно-конструкторских задач (в том числе, индивидуальные, групповые и коллективные).

Художественно-конструкторские практические интеллектуально-творческие задачи имеют цель активизировать пространственное, объемно-пространственное, творческое мышление студентов посредством следующих методов: модульного, комбинаторики, аналогии, ассоциативного (например, на модель одежды). Особенно эффективны варианты таких заданий: найти третий вид по двум заданным; представить варианты применения формы данного объекта; выбор вариантов композиционного задания; по предложенному изображению (модели) нарисовать его детали; по деталям сделать изделие; для определенной модели придумать и нарисовать варианты ее отделки. И др.

Задания, активизирующие конструктивно-фантастическое восприятие и представления студентов: создание фантастических рисунков, художественной конструкции, фантастического образа; художественно-фантастического смыслосодержательного образа; комплекса художественно-творческих образов посредством воображения в процессе восприятия, например, музыкального произведения (по требуемым алгоритмам). Полезны часы «свободного общения» по художественно-конструкторскому мышлению. Необходимы контрольно-итоговые зачетно-отчетные мероприятия: семинар — «Результаты внеаудиторных занятий по совершенствованию художественно-конструкторских знаний и умений» (с целевым «мозговым штурмом» по контрольным вопросам, с «защитой» студентами своих работ, в том числе, дизайнерских, их художественно-конструкторской основы); студенческая конференция — «Конференция будущих учителей изобразительного искусства — художников — конструкторов — проектировщиков — дизайнеров» (на основе лучших интеллектуально-творческих и художественно-конструкторских работ студентов.

Практика показала, что формирование у будущих учителей изобразительного искусства художественно-конструкторских знаний и умений, их совершенствование в условиях внеаудиторных занятии, по четко интегрированной программе, в логико-педагогическом системно-структурном порядке, на основе современных концептуально-педагогических, педагогически-действенных теоретических и практических ориентирах, правомерных методических приемах и способах педагогически эффективно и оптимально-результативно. Достигаются критерии художественно-конструкторских знаний и умений будущих учителей изобразительного искусства.

 

Литература:

 

1.                  Саламатова С. М. Формирование у студентов конструктивных знаний и умений в процессе трудовой подготовки на художественно-графических факультетах педагогических институтов: Автореф. дисс. … канд.пед.наук. — М., 1989. — 17 с.

2.                  Рузиев Э. И. Графическая подготовка в системе непрерывного образования Республики Узбекистан. — Ташкент: Фан, 2003. — 168 с.

3.                  Радчук Л. И. Основы художественного конструирования: Учебное пособие для вузов. — М.: Легпромбытиздат, 1989. — 160 с.

4.                  Кондратьев А. М. Формирование художественно-конструкторских понятий у детей в кружках «Юный дизайнер» // Техническая эстетика, 1988, № 1. — С. 11–12.

5.                  Григорьев Э. П., Заец Р. В., Моляко В. А. Психологические аспекты художественного конструирования. — Киев, 1985. — 138 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle