Библиографическое описание:

Золотова М. С. Создание архитектурно-ландшафтной среды и благоустройство водоохранной прибрежной полосы // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 331-335.

Береговая зона — это область взаимодействия суши и водоёма (водотока), состоящая, согласно СП 32–103–97 «Проектирование морских берегозащитных сооружений», из трех геоморфологических элементов: берега, подводного склона и пляжа.

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (среднемноголетнее положение уреза воды) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Прибрежная полоса играет важную роль в формировании архитектурно-планировочной структуры города, выполняя при этом множество функций, например, транспортную, хозяйственную, экономическую, экологическую, рекреационную.

Далеко не всегда прибрежная полоса обустроена таким образом, чтобы выполнять множество функций, которые ей определены. Более того, плохо оборудованная в инженерном отношении, она гораздо быстрее и интенсивнее, чем в естественных условиях, страдает от неблагоприятных воздействий (наводнений, эрозии, механических повреждений и т. д.). Поэтому инженерная защита и благоустройство прибрежной полосы в городах — важные архитектурно-планировочные задачи, которые, в зависимости от конкретных условий, решаются различными приемами. Комплекс этих приемов и методов и определяет понятие благоустройство береговой зоны. [1]

Особо актуален этот вопрос в условиях приморского курортного города такого, как Сочи, так как прибрежная полоса в данном случае является основной градостроительной осью. Этим отчасти и объясняется то, что город протянулся с северо-запада на юго-восток на 105 км.

Прибрежная полоса с размещенными на ней морскими портами, терминалами, молами, набережными и многочисленными пляжами в совокупности с мягким климатом и теплым морем составляют рекреационную привлекательность города, как курорта. Значительная часть градообразующих предприятий (санаториев, пансионатов, баз отдыха и лечебниц) имеет выход к прибрежной полосе. Несмотря на значимость, состояние прибрежной полосы нельзя назвать удовлетворительным. Основными проблемами являются хаотичная застройка прибрежных территорий, недостаточное количество и качество берегозащитных и противооползневых сооружений, нарушение технических требований при их строительстве и эксплуатации, размеры пляжей не обеспечивают защиту берегов и не отвечают рекреационным требованиям курорта, пляжи и берегозащитные сооружения надлежащим образом не эксплуатируются и не ремонтируются. В течение последнего десятилетия в береговой зоне моря происходило прогрессирующее сокращение пляжной полосы, объемов пляжных и донных наносов. Средняя ширина пляжей сократилась (рис. 1).

Рис. 1. Пляжи Лазаревского района г. Сочи

 

Во многом такое положение дел объясняется тем, что большинство берегозащитных и пляжеудерживающих сооружений возводилось не с целью создания рекреационной среды, а для защиты железнодорожного полотна, протянувшегося вдоль всей береговой полосы города. В связи с этим на некоторых участках были возведены сооружения (каменно-набросные буны), которые не позволяют использовать прибрежную зону в качестве пляжей по санитарным нормам (согласно п. 10.12. главы 10 «Требования техники безопасности» СП 32–103–97 «Проектирование морских берегозащитных сооружений» [3]). Значительный процент берегоукрепительных сооружений имеет недопустимые разрушения и деформации, захламляя тем самым берег (рис. 2).

Рис. 2. Пляжи с разрушенными берегозащитными сооружениями, г. Сочи

 

Таким образом, прибрежная полоса требует проведения комплекса мероприятий по ее реконструкции и развитию. Модернизация железной дороги дала очередной толчок к созданию новых пляжей за счёт отсыпки гравийной защитной полосы. ОАО «РДЖ» возводит новые и реконструирует старые берегоукрепительные сооружения. В связи с этими масштабными работами должен быть проведен комплекс мероприятий по созданию архитектурно-ландшафтной среды, благоустройству имеющихся городских пляжей, направленный на улучшение рекреационных и экологических свойств прибрежной зоны.

В данном контексте необходимо решить вопрос создания системы перехвата и очистки сточных вод. На территории города Сочи в море впадает несколько десятков рек, каждая из которых собирает поверхностные воды со всей территории своего бассейна, в том числе с территории жилой застройки, значительная часть которой не имеет централизованной канализационной системы. Таким образом, в море, минуя какую-либо очистку, попадает огромный объем воды, содержащий разного рода загрязнения. Перехватить для дальнейшей очистки и выпуска в море воду представляется возможным лишь в непосредственной близости с прибрежной полосой. Для этого необходимо создание централизованной ливневой канализации и строительство комплекса локальных очистных сооружений.

При всем при этом стоит учитывать, что из всех систем берегозащитных мероприятий, при прочих равных условиях, лучшей является свободный пляж.

Большинство существующих пляжей здравниц и санаториев были запроектированы согласно ВСН 23–75. «Ведомственные строительные нормы. Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха», нормативная площадь пляжей в расчете на одно место составляла:

-        в специализированных санаториях (лечебные пляжи) 8–12 м2;

-         в климатических санаториях, учреждениях отдыха и туризма 5 м2;

-        в детских учреждениях 4 м2.

При этом в бальнеологических, детских и специализированных санаториях пляжами одновременно пользуются 40 % лечащихся, в климатических санаториях и санаторных пансионатах 80 %, в учреждениях отдыха и туризма 90 %, в детских лагерях 50 %. [4]

В настоящее время в данном разделе действуют следующие нормативы: размеры территорий пляжей, размещаемых в курортных зонах и зонах отдыха, следует принимать не менее 5 м2 на одного посетителя, размеры территории специализированных лечебных пляжей для лечащихся с ограниченной подвижностью следует принимать из расчета 8–12 м2 на одного посетителя.

Рассчитывать численность единовременных посетителей на пляжах следует с учетом коэффициентов одновременной загрузки пляжей:

Санаториев 0,6–0,8

Учреждений отдыха и туризма 0,7–0,9

Пионерских лагерей 0,5–1,0

Общего пользования для местного населения 0,2

Отдыхающих без путевок 0,5 [5]

Из приведенных данных видно, что в основном изменился норматив численности единовременных посетителей, тогда как нормативные площади остались прежними.

К определению площади пляжа можно подойти двояко. Из геометрических соображений очевидно, что Sp=Lh, а, исходя из нормативных данных, площадь пляжа определяется как Sp=CpNp, откуда:

Lh = CpNp.

Минимальная норма протяженности береговой полосы для морских пляжей принимается 0,2 м на человека [5]. Пропускная способность даже очень глубоких пляжей лимитируется нормой протяженности берега. Как показали исследования, во Франции, Болгарии, Румынии, даже при очень глубоких пляжах их протяженность из расчета на одного человека составляет не менее 0,3 м.

Расчетная норма протяженности пляжа L0 зависит от фактической глубины пляжа (ширина галечной или песчаной части) — h и принимаемой нормативной площади его использования Np:

L0 = Np/ h при L0 min = 0,2 м/чел.

Sp — площадь пляжа;

L — длина береговой полосы;

h — глубина пляжа;

Cp — численность отдыхающих на пляже;

Np — норма площади пляжа на одного отдыхающего;

L0 — протяженность пляжа на одного отдыхающего. [2]

На территории пляжа следует предусматривать три планировочные зоны, различные по функциональному назначению: пляжная, активного отдыха и тихого отдыха.

Пляжная зона — открытое пространство шириной до 30–40 м предназначается для принятия солнечных ванн и располагается непосредственно у уреза воды. Эта зона имеет наибольшую плотность заполнения.

В зоне активного отдыха, располагаемой за пляжем, размещаются участки и площадки для волейбола, баскетбола, настольного тенниса, бадминтона и др. Ширина этой зоны может колебаться в значительных пределах — от 15 до 40–50 м в зависимости от наличия свободной территории и общего планировочного решения прибрежной полосы. Как правило, она имеет меньшую плотность заполнения, чем предыдущая.

Зона тихого отдыха предназначается для прогулок и отдыха в тени, среди зеленых насаждений, территория которых должна занимать не менее 20 % от всей прибрежной полосы. Она оборудуется площадками для отдыха, беседками, прогулочными дорожками.

Такое планировочное решение территории пляжа следует считать наиболее целесообразным, однако оно не всегда возможно. Большое влияние на планировку пляжа оказывают местные условия, в первую очередь рельеф и площадь прибрежной полосы, наличие зеленых насаждений и пр. Наиболее сложно этого достигнуть на морских пляжах с крутыми берегами.

В случае неблагоприятных для пляжа грунтов может устраиваться искусственное покрытие из привозного материала.

На пляжах должно размещаться оборудование для создания тени (зонты, навесы), гардеробы и кабины для переодевания, души, скамьи и лежаки, туалеты, места для сбора мусора и пр. Для естественных, так называемых, «диких» пляжей вдоль пляжной полосы следует прокладывать распределительную аллею (набережную), отделенную от пляжа полосой зеленых насаждений и соединенную с ним проходами. Данная аллея служит также для защиты пляжа от загрязненного стока поверхностных вод, поступающих к нему со склонов водосборных бассейнов прибрежной зоны, расположенных выше береговой полосы. [1]

Все мероприятия по инженерной защите и благоустройству прибрежной полосы — строительство причалов, набережных, прогулочных аллей, сходов, пляжей, озеленение территории и др. следует разрабатывать с учетом характера использования данного участка. А также в виду того, что разработать проект развития всей прибрежной зоны не представляется возможным в данных экономических условиях, целесообразно разделить протяженную прибрежную полосу города с учетом бассейнового принципа и решать задачи благоустройства, в том числе, в зоне устья реки или ручья, внутри каждого конкретного сектора, так как часто их функции сильно разнятся.

На фоне проведения данных мероприятий могут быть решены задачи не только по созданию рекреационной и лечебной среды для отдыхающих, не только по внедрению комплекса водосборных и водоочистных систем, но и по созданию зон отдыха для местного населения. Несмотря на то, что более 80 % территории города — это площади особо охраняемых территорий и объектов, которые представляют собой земли Кавказского природного биосферного заповедника, Сочинского общереспубликанского государственного природного заказника, Сочинского национального парка, в городе явно наблюдается дефицит зеленых насаждений, скверов, парков, микрорайонных садов в виду неконтролируемого увеличения плотности и хаотичности застройки (особенно в Центральном районе) при отсутствии комплексного плана озеленения и благоустройства.

Данную проблему можно решить посредством создания комплексных набережных. В пределах набережной могут устраиваться озелененные зоны отдыха, пляжи, комплексы спортивных сооружений, причалы, и т. д. Большое значение отводится на набережной зеленым насаждениям и малым архитектурным формам, здесь могут разбиваться парки и скверы с прогулочными дорожками. Помимо прогулочных аллей на набережных устраиваются видовые площадки, площадки для отдыха, беседки, а также сходы к воде.

Ярким примером решения аналогичной с Сочи проблемы может служить реконструкция и благоустройство прибрежной полосы в Барселоне, Испания (Рис. 5–10).

Барселона всегда была крупнейшим портом в стране, но вот история развития пляжной береговой полосы берет свое начало со времен подготовки города к проведению Летних Олимпийских игр 1992 г. До этого времени в городе не было собственных пляжей и выхода к морю для прогулок, вся зона вдоль побережья использовалась под склады лесоматериалов и прочие портовые постройки. Именно реконструкция старых портовых зон под благоустроенную прогулочно-пляжную зону, протянувшаяся на 5 км, положила начало развитию морского фасада Барселоны с его сегодняшними километрами пляжей, променадами, парками, клубами и ресторанами.

Была также решена проблема реконструкции района площади Серда — реконструкции важнейшего транспортного узла и прилегающей территории, в рамках которой удалось перенаправить транспортные потоки, «упрятать» магистрали под землю, а на поверхности создать общественное пространство. Решением проблемы стали многоуровневые туннели. Таким же образом пустили в туннель скоростное шоссе, а над ним устроили пешеходную зону — одну из самых живописных в Барселоне.

Рис. 3. Барселона. 5–8 Пляжная зона после реконструкции

 

http://core.archplatforma.ru/imgs/4(24).jpg

Рис. 4. Барселона. Перекрытые надстройкой железнодорожные пути в районе Сантс

 

http://core.archplatforma.ru/imgs/5(15).jpg

Рис. 5. Перекрытые надстройкой железнодорожные пути в районе Сантс

 

Данный удачный градостроительный опыт необходимо учесть и по возможности применять на территории нашей страны.

В виду того, что прибрежная территория Сочи является зоной тяготения отдыхающих и местного населения, зоной, где пролегает важная транспортная магистраль, целесообразно контролировать процесс развития и освоения данной территории, подходя к данному вопросу комплексно, для того, чтобы создать среду, способную к устойчивому развитию в сложных гидрологических и геологических условиях.

 

Литература:

 

1.      Владимиров В. В., Давидянц Г. Н., Расторгуев О. С., Шафран В. Л. Инженерная подготовка и благоустройство городских территорий — М.: Архитектура — С, 2004.

2.      Ионов И. И. Градостроительные проблемы Черноморских курортов — М.: Стройиздат, 1979.

3.      СП 32–103–97 «Проектирование морских берегозащитных сооружений» — М.: ТРАНССТРОЙ, 1998.

4.      ВСН 23–75. Ведомственные строительные нормы. Инструкция по планировке и застройке курортов и зон отдыха — М.: Стройиздат, 1976.

5.      СП 42.13330.2011 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений — М.: ОАО «ЦПП», 2011

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle