Библиографическое описание:

Савилова С. Л., Чан Т. З., Нгуен Т. А. Жанры интернет-коммуникации студенческого сообщества // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1679-1681.

Мир в последнее десятилетие XXI века, особенно после осуществления научно-технической революции в 80-х годах, испытал феноменальный и очень мощный рост с целого ряда экономических достижений: научно-технического, политического, социального. Интернет становится средством коммуникации, распространенным инструментом в жизни молодежи. Целью работы является изучение роли компьютерной коммуникации молодежи и языковых особенностей (лексического и грамматического) как разновидности интернет − коммуникации.

Интернет-коммуникация − это способ общения, при котором информация передается, обменивается, по каналам Интернета с использованием стандартных записей. На данный момент передача информации по традиционному механизму (письмо, телеграмма) используется нерегулярно, и быстро замещаются новыми технологиями − обмен мгновенными сообщениями, электронная почта, передача голоса и видео через Интернет (чат, блог, социальные сети) в различных формах − голос, видео, документы, файлы. Развитие цифровых технологий и компьютерной сети Интернет к взаимодействию «человек-компьютер» добивает возможность коммуникации «человек-компьютер-человек» [1]. Интернет − коммуникация предоставляет современную речевую формацию в человеческом обществе. Участниками общения компьютерной коммуникации являются молодые люди в возрастной группе от 16 до 25 лет, которые создают свой собственный «Интернет-язык».

Пространство Интернета позволяет сообществам, группам, нациям иметь возможность понимания и обмена экономической, политической, социальной и культурной информации. Общение непосредственно при помощи Интернета приносит пользу молодежи расширить многообразие связей. Активная информатизация современного общества является важнейшим фактором его развития, оказывающим влияние на коммуникацию разных уровней, что привело к развитию инфосферы, главная цель которой − сделать информацию доступной различным категориям пользователей в удобное для них время и в любом месте. Следовательно, доминантным целям и ценностям в современном обществе соответствует потребность в информатизации [2]. Формирующееся информационное сообщество отличают не только формы и способы накопления, сохранения, передачи и переработки информации, сколько новые виды коммуникации и их протекание через социум.

Интернет является многосторонними средствами массовой информации, который создает множество различных форм коммуникации: гостевая книга, форум, чат, электронная почта, ICQ(аська), социальная сеть и интернет — блог. В современном обществе студенты и молодежь увлекаются форумом, чатом, ICQ и социальной сетью.

Форум − это раздел на сайте, где посетители могут оставить свое сообщение и там обсуждают какую-то определённую тему. В форумах неорганиченное количество участников. В форумах список тематики очень обширен и там обсуждают разные вопросы и проблемы науки, политики, религии или развлечения и еще другие, связанные с учебой, игрой, покупкой, спрортом, здоровьем, музыкой и т. д. [2].

Чат — общение в интернете, когда разговор ведется в режиме реального времени «он-лайновым» (от on-line). Чаты могут иметь тематическую или развлекательную ориентацию, что, в свою очередь, отражается на социолингвистических характеристиках коммуникантов и самой структуре дискурса:

− с одним собеседником (выбирается определенный канал для такого общения)

− с большим количеством людей одновременно; [2]

Примеры таких систем: IRC, WebChat, Prodigy, Видеочаты, IM-быдло, Жаббер.

ICQ − это программа позволяет общаться одновременно с другими людьми тоже он-лайн в реальном времени и там диалогическое чаще всего неформальное. ICQ является первой программой коротких сообщения в мире. В общении участвуют два собеседника — адресант и адресат, ICQ позволяет их общаться в режиме реального времени.

По сравнению с Чатом или Электрольной почтой, ICQ имеет большое преимущество − скорость общения возрастает многократно и пользователи могут посылать сообщение, файлы, приглащать друзей в Чат. ICQ популярно используют молодежь, потому что через ICQ пользователи получают уникальную возможность поиска друзей во всем мире [2].

Социальная сеть — это комплексное сетевое образование, сочетающее в себе черты форумов, сетевых сообществ и ICQ. Первичной целью создания данных сетей служит поиск друзей, одноклассников, одногруппников, знакомых, коллег по работе и т. д. Популярные ресурсы odnoklassniki.ru, facebook.com, vkontakte.ru, myspace.com.

В любой стране и любое время, каждое субкультурное образование обладает собственной лексикой, сокращением, символикой и сленгом. В наше время молодёжный сленг тесно связан с компьютерной коммуникацией. И неувидительно, молодежь проводит большинство времени в интернете. Сленг − это особое средство общения молодежи, объединяет жаргонизмы, разговорные слова и выражения или случайные словообразования, фразеологизмы. Использование символов и сокращений необходимы для языка чата сети, чтобы иметь возможность выразить то, что вы хотите и написать быстрее, чтобы не набирать большой текст. Таким образом, мы видем все больше и больше сокращений в сети и использование различных смайлов.

При общении в Интернете мы не можем не обратить внимания на орфографию слова. Они часто употребляют подобные формы при общении в жанре мгновенных сообщений (например, ICQ) или в жанре чата или в режиме онлайн, когда сообщения между адресантом и адресатом не отсрочивается по времени. Вот это яркий пример о собственном языке молодежной субкультуры. Примеры использования аббревиатуры в общении на русском языке: «АПВС» − А Почему Вы Спрашиваете? «ДТКП» − Для Тех, Кто Поймет; «ЕВПОЧЯ» − Если Вы Поняли, О Чем Я; «HЯЗ» − насколько я знаю. Чтобы быстрее писать, студенты обычно изменяют графическую форму нескольких слов, но звучание приближается, например, «претики» − Привет, так же «пасип» − «спасибо, «хош» − хочешь, «тя» − тебя. В Интернет-коммуникации нарушение правил орфографии не является нарушением какой-либо нормы и не воспринимается неуважительным отношением к собеседнику.

Общаясь внутри социальной группы, в кругу знакомых и друзей, в виртуальном дискурсе студент использует код с применением сленга, например: «Стипу (= стипендию) уже скинули (= перевели на банковскую карту)?» Общение в университетской аудитории, на курсе, факультете, если это учебные или другие ситуации официального общения, требует применения ГЯЛСВШ литературной формы речи или профессионально окрашенного ее варианта, научного или официально-делового стиля. Если же это неформальное общение, то используются средства студенческого сленга, которые выполняют также дополнительную функцию узнавания и определяют принадлежность к «своим»: например, при коммуникативном событии «пересдача экзамена» студент сообщает своему одногруппнику: «Начерталку (= начертательную геометрию) завалил (= не сдал), надо хвосты обрубать (= ликвидировать задолженности)». Обращаясь же к преподавателю, студент-задолженник меняет код своего языка: «Когда мне можно прийти к Вам на пересдачу начертательной геометрии?» [3].

Молодые люди часто используют сленг, чтобы говорить о своих проблемах, с которыми они сталкиваются часто в жизни. Именно это соображение, оценка обучения, друзей, деньги и т. д. В комментарии имеют положительную или отрицательную коннотацию. Когда студенты хвалят друг друга, чувствуют преклонение, они часто употребляют сленговые номинации: клевый (= хороший, веселый), крутой (= очень хороший) или используют слова дубина или дерево с значением «идиотский» или «тупой» человек а тормоз намекает человеку, который медленно соображает: «Он тормоз». Вместо использования слова мучить студенты часто говорят «загрузить»: «Он меня загрузил». Например, когда друг много говорит и дает ненужную информацию: грузить − давать большое количество ненужной информации, иногда намеренно забалтывать «не грузи меня!»

Кроме этого, многие заимствованные сленговые номинации популярно употребляются: «плизз» (от англ. please) — пожалуйста, бб (от англ. bye-bye) — пока, ок (от англ. OK) — да, хорошо, «фейк» (от англ. fake) − неправда, фальсификация, «имхо» (от англ. Inmyhumbleopinion) − по моему скромному мнению. Мы должны упомянуть о компьютерном сленге: «3ггог/ еггог» — ошибка, «авик/ авиха» − видео файл в формате, «админ» − администратор, «аттaч» − прикреплённый файл, «болванка» — компакт-диск, «ютуб» − сайты для размещения и просмотра видеофрагментов, «гуру» − уважаемый человек, опытный мастер, «хeлп» − (от англ. help«помощь»), помощь, справка и другие [4].

При использовании сленга, студент чувствует себя современным, участником своего социального сообщества. Сленг обычно не используется при общении с людьми, которые не принадлежат к той же группе друзей, потому что люди не поймут. Сленг может быть эффективным способом выразить мнение, чувства и эмоции.

Интернет-коммуникация открывает новую форму языкового взаимодействия — письменную разговорную речь. Язык существует в Интернете в основном в письменном варианте, но в условиях интерактивной сетевой коммуникации темп речи приближен к устной её разновидности. До появления Интернета спонтанная речь проявлялась, прежде всего, в своей устной форме. Грамматические особенности в виртуальной коммуникации имеют тождественные частицы с «албанским» языком, или жаргоном «падонков» − сленгом новой социальной группы, считающей себя свободной от общественных норм и правил и демонстративно выражая данный протест в сетевом дискурсе. Он наиболее часто используется при написании комментариев к текстам в блогах, чатах и интернетовских форумах. В нем нарушаются правила спряжения глаголов, склонения существительных, совершенно отсутсвует порядок слов в предложении, полон бранных междометий. На грамматическом уровне в языке обращает на себя внимание ряд характерных признаков.

Активнее всего используются сокращения (инет — интернет; клава — клавиатура, клавка; кило — килобайт; комп — компьютер; гиг, гига — гигабайт; док, дока — документация) и универбации − ослабление или утрата членимости часто употребляющимся, устойчивым сочетанием двух слов, например: вприпрыжку, так-сяк, более-менее, винт − винчестер, жесткий диск; исходники − исходные тексты программ, для некоторых − исходящая почта; крысовод − провод, соединяющий крысу с гробом; лазарь − лазерный принтер.

Интернет является огромным информационным каналом, открывает новые возможности для общения, чтобы помочь людям развивать знания, обменять, поделиться опытом, новостьям и впечатлениями, сокращать расстояние между людьми, между нациями, народами мира в современном мире. Интернет стал очень известным особенно для молодого поколения. Интернет-коммуникация делает жизнь ярче и расыщенее. Язык Интернет- коммуникации очень живой эмоциональный и богатый, грамматика обычно кратка, понятна. Кроме этого, через Интернет информация может передаваться в различной форме − голос, видео, документы, мгновенные сообщения, файлы.

Всё это положительные стороны коммуникации в Интернете. Однако нужно использовать эти возможности осмысленно, чтобы не навредить ни себе, ни другим. Таким образом, кто владеет интернетом, владеет сокровищницей человеческих знаний.

 

Литература:

 

1.                   Интернет как средство массовой коммуникации [Электронный ресурс]. URL: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7781362 (дата обращения: 07.04.2015).

2.                   Андрианова, Н. С. Жанры Интернет-коммуникации: о некоторых подходах [Электронный ресурс] / Н. С. Андрианова. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nbuv.gov.ua/portal/Natural/Vdpu/Movozn/2008_14/article/3.pdf (14.4.2015)

3.                   Савилова С. Л., Щитова О. Г. Групповая языковая личность студента высшей школы: типические признаки [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/materials/2/2014/3–1/59.html (дата обращения: 27.04.15).

4.                   Компьютерный сленг. [Электронный ресурс]: https://ru.wiktionary.org/wiki/ %D0 %9F %D1 %80 %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B5: %D0 %9A %D0 %BE %D0 %BC %D0 %BF %D1 %8C %D1 %8E %D1 %82 %D0 %B5 %D1 %80 %D0 %BD %D1 %8B %D0 %B9_ %D1 %81 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B3 (14.4.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle