Библиографическое описание:

Лобанова Е. Ю., Тумакова Н. А. Аутентичность текста на занятии по иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1201-1203.

Ключевые слова: иностранный язык, аутентичный текст, учебный процесс, лексическое наполнение, методическая задача, речевая деятельность.

 

Характерной особенностью настоящего времени является то, что английский язык, будучи международным языком коммуникации и обладая статусом государственного языка ряда государств, получает стремительное распространении при общении и в России. Встреча иностранных гостей и делегаций, проведение международных научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов, заполнение разнообразной документации просто немыслимы без использования английского языка. Расширение международных отношений вызвало необходимость интенсификации учебного процесса по иностранному языку путем введения дополнительных часов в программу обучения как на школьном этапе, так и в процессе подготовки будущих выпускников в вузах.

В образовательном процессе большое внимание стало уделяться такому понятию, как оригинальность материала или его аутентичность. «Аутентичный», при переводе с английского языка, означает «подлинный». Аутентичный текст — это текст, не предназначенный изначально для педагогических целей.

Исследователь вопроса аутентичности М. Брин выделяет 4 типа аутентичности:

1)       Аутентичность текстовых материалов, использующихся в педагогической деятельности;

2)       Аутентичность восприятия текстов обучающимися;

3)       Аутентичность учебных заданий;

4)       Аутентичность социальной ситуации на занятии.

Особое внимание уделяется именно аутентичности текста [6].

Немаловажным является тот факт, что до настоящего момента не выработано единого определения понятию аутентичность, так как аутентичность не ограничивается исключительно определенными условиями, а подразумевает под собой и разные виды аутентичности. Присутствие или отсутствие определенного вида аутентичности меняется в зависимости от отдельно взятой ситуации общения. Именно по этой причине противоречивость вопроса об аутентичности текста достаточно актуальна.

Реализация педагогического процесса возможна на аутентичном текстовом материале, взятом из подлинных источников и не предназначенных первоначально для учебных целей [1, c. 395]. Однако стоит отметить, что такого рода тексты довольно сложны для восприятия обучающимися и не всегда могут соответствовать условиям обучения и поставленным педагогическим задачам.

Принимая во внимание данные особенности, Е. В. Носонович, Р. П. Мильруд, считают компромиссным составлением текстов авторами учебников, принятие во внимание всех аспектов аутентичного речевого произведения и, методических требований к этому речевому произведению. Именно такие тексты, созданные в учебных целях и максимально приближенные к естественным образцам, будут считаться аутентичными. Они появляются в среде иноязычного взаимодействия и соответствуют

-                   нормам и задачам естественной коммуникации;

-                   методическим требованиям;

-                   интеллектуальному и языковому уровню учащихся [3].

Для того, чтобы текст считался аутентичным, он должен быть наделен определенными структурными признаками, и, прежде всего, представлять собой аутентичный дискурс. Для дискурсивно аутентичного текста характерно

-                   естественное лексическое наполнение;

-                   естественность грамматических форм;

-                   ситуативная адекватность языковых средств;

-                   логическая целостностью;

-                   тематическое единством [3].

Дискурсивно аутентичный текст обладает следующими характеристиками:

-                   Структурная аутентичность

-                   Лексико-фразеологическая аутентичность

-                   Грамматическая аутентичность

-                   Функциональная аутентичность

-                   Культурологическая аутентичность

-                   Информативная аутентичность

-                   Ситуативная аутентичность

-                   Аутентичность национальной ментальности

-                   Реактивная аутентичность

-                   Аутентичность оформления

-                   Аутентичность учебных заданий к тексту [3].

Структурная аутентичность связана с особенностями построения текста и его логикой, с содержательной и формальной целостностью. Аутентичный текст характеризуется тем, что предложения в нем не только тесно взаимосвязаны друг с другом, но и гармонично дополняют друг друга таким образом, что между ними устанавливается логическая связь, обеспечивающая тексту коммуникативную целостность. Связность текста определяется его темой и нельзя не отметить роль заголовка, настраивающего обучающегося на восприятие определенного рода информации [3].

В лексико-фразеологической аутентичности большая роль отводится отбору лексических единиц и фразеологии. Текст, предъявляемый обучающимся, имеет не очень большой объем и лексика, которая в нем используется, затрагивает те сферы жизни и интересов, которые интересуют обучающихся: семья, свободное время, хобби, путешествия и другие [2, c. 987]. Экспрессивность и эмоциональная окрашенность обеспечивается в тексте за счет фразеологических оборотов. В английском языке, например, очень активно используются фразовые глаголы, например, to break down, to call back и множество других глаголов. Пословицы и фразеологические обороты позволяют сформировать у обучающихся навыки аутентичного речевого поведения [3; 6].

Грамматическая аутентичность связана с употреблением как в устной, так и в письменной речи характерных для данного языка грамматических конструкций. Знакомство с грамматическими моделями позволяет минимизировать межъязыковое воздействие и дает возможность избежать многих ошибок в дальнейшем овладении иностранным языком. Грамматика любого языка и его словарный состав регулярно претерпевают изменения и непрерывно развиваются.

Функциональная аутентичность, по мнению Е. В. Носонович и Р. П. Мильруд, обусловлена естественностью в отборе лингвистических средств для решения поставленной перед обучаемыми речевой задачи. Разнообразие (в стилистическом плане) текстов позволяет обучающемуся понять отдельно взятый аутентичный текст и использовать оптимальное средство выражения мысли, уместное в конкретной ситуации общения.

Значимость культурологической аутентичности обусловлена тесной взаимосвязью с культурой, особенностями быта, поведением и менталитетом той страны, в которой говорят на этом языке [5, c. 800].

Информативная аутентичность учебного текста подразумевает тот факт, что любой естественный текст содержит в себе новую информацию, способную вызвать интерес у читающего. Поэтому содержательную часть необходимо формировать с учётом возрастных особенностей, интересов обучающихся и оценивать информацию с точки зрения значимости и доступности для учеников. Текст считается информативно аутентичным, если он может вызвать заинтересованность у обучающегося, который читает или же слушает этот текст.

В настоящее время информативная сторона методической аутентичности является одной из определяющих при отборе учебного материала. Обучающимся предоставляются тексты, содержащие актуальную для них информацию: жизнь зарубежных студентов, традиции и обычаю страны изучаемого языка, исторические и другие факты.

Ситуативная аутентичность подразумевает естественность ситуации, которая предлагается как учебная иллюстрация, интерес носителей языка к заявленной теме и естественность ее обсуждения.

Текст составляется авторами таким образом, чтобы читающий его человек мог с легкостью узнать знакомый в повседневной жизни тип текста. Это могут быть личные письма, рекламные объявления, тексты научно-популярного направления или страноведческой направленности, кулинарные рецепты, юмористические рассказы и анекдоты, отрывки из жизнеописания известных людей: популярных музыкальных исполнителей, спортсменов, политических деятелей, деятелей науки и искусств и других личностей, интересных данному кругу читателей [3; 4].

Немаловажно принять во внимание и аутентичность национальной ментальности при отборе материала: стремление отразить обычную и привычную для жизни носителя языка ситуацию далеко не всегда может быть адекватно воспринята обучающимся. Существуют определенные речевые табу на обсуждение некоторых тем, связанных, например, вероисповеданием, размером доходов и личностными проблемами.

Реактивная аутентичность подразумевает то, что в реальной ситуации общения любой текст, будь он прочитанный или услышанный, вызовет определенную реакцию. Поэтому при разработке учебный текст необходимо наделить эмоциональной окрашенностью и предусмотреть обратную связь со стороны мыслительной и речевой деятельности.

Аутентичность оформленный текст предполагает наличие фотографий персонажей; аудиальный ряд: всевозможные шумы и звуки, что позволяет облегчить его понимание.

Аутентичные учебные задания к тексту стимулируют взаимодействие с текстом и имеют в своей основе операции, совершающиеся во внеурочной среде в процессе работы с источником информации [3].

Таким образом, аутентичный текст представляет собой не только понятие, имеющее в своей основе оригинальность, подлинность, но и учёт целого ряда характеристик, позволяющих такому тексту называться аутентичным дискурсом и выполнять целый ряд педагогических задач.

 

Литература:

 

1.       Аксенова Н. В., Шепетовский Д. В. Формирование языковой личности и развитие лингвострановедческих компетенций у студентов технического ВУЗа на примере разработанного занятия «Halloween» // Молодой ученый. — 2013. — № 12 (59). — С. 394–396.

2.       Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Трансформация идеологии в мире политики // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 968–970.

3.       Носонович Е. В., Мильруд Р. П. Параметры аутентичного учебного текста // Иностранный язык в школе. 1999. № 1. C.11–18.

4.       Ростова Е. С., Тумакова Н. А. К вопросу о роли игры на занятиях по иностранному языку в вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 1028–1030.

5.       Сенцов А. Э., Муратова Е. Н., Онищенко А. К. Особенности исследования политического дискурса через анализ концептов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 799–802.

6.       Breen M. P. Authenticity in the Classroom. Applied Linguistics. 1985. № 6/1. P. 60–70.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle