Библиографическое описание:

Патрикеева Э. Г., Соловьева О. А., Селезнева Т. А. Влияние виртуального пространства сети Интернет на жизненные ценности современной молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1342-1346.

Всемирная сеть для пользователей ПК стала неотъемлемой частью жизни: с ее помощью осуществляются работа, учеба, отдых, развлечения, оказываются услуги, совершаются покупки. Необъятное виртуальное пространство привлекает все больше и больше людей, которые стремятся найти здесь информацию, удовлетворить потребности в общении, шопинге, развлечениях. Самыми активными пользователями сети Интернет на сегодняшний день являются молодые люди и девушки, для которых наиболее привлекательными оказались всевозможные социальные сети, онлайн-дневники, чаты, компьютерные игры, поисковые системы.

Интернет обладает массой достоинств, которые облегчают повседневную жизнь современного человека. Благодаря научно-техническому прогрессу ежедневное общение и обмен информацией стали происходить быстрее и удобнее. Всем известно, что Интернет сближает общество на глобальном уровне: его используют для создания и развития бизнеса, для импорта и экспорта товаров, для отдыха и релаксации, поиска данных и любой информации, то есть для мировой торговли и коммуникации.

Систематизируем безусловные плюсы интернет-пространства:

-        Электронная почта;

-        Доступ к информации;

-        Покупки;

-        Онлайн-общение;

-        Сообщества;

-        Бизнес;

-        Сферы услуг.

Интернет делают притягательным следующие свойства:

1)      Возможность анонимного общения, т. е. люди могут общаться друг с другом без имени, пользуясь условным «логином», присвоенным при регистрации.

2)      Возможность интерактивной реализации представлений, фантазий, невозможных в обычном мире (в том числе создание новых образов «Я» в ролевых играх, чатах и т. д.).

3)      Возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым качествам (заметим, что нет необходимости удерживать внимание одного собеседника — в любой момент можно найти нового) [2].

Несмотря на безусловную пользу и удобство Интернета, недостатки здесь тоже имеются и немалые. Попадая в виртуальный мир, молодежь лихорадочно «блуждает» по сети, зачастую забывая о ежедневных делах, учебе и работе, о взятых на себя обязательствах, полностью «растворяясь» в манящих и красочных сайтах. В подобных случаях речь идет об Интернет-зависимости или так называемой Интернет-аддикции.

Интернет-аддикция — это непреодолимое желание подключиться к Интернету в режиме офф-лайн и неспособность завершить сеанс, находясь в режиме он-лайн [1]. Многие люди, находясь в социальных сетях, не замечают, как быстро течет время и насколько они привязаны к потоку информации, поступающей ежеминутно, насколько трудно выключить компьютер и обратить внимание на реальные предметы. По мнению психолога М. И. Дрепы, существуют несколько видов зависимости от Всемирной паутины:

1)         Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка) — бесконечные путешествия по Всемирной паутине, поиск информации;

2)         Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам — большие объёмы переписки, постоянное участие в чатах, веб-форумах, избыток знакомых и друзей в сети;

3)         Игровая зависимость — навязчивое увлечение компьютерными играми по сети;

4)         Навязчивая финансовая потребность — игра по сети в азартные игры, ненужные покупки в Интернет-магазинах или постоянные участия в Интернет-аукционах [3].

При такой зависимости человек перестает искать свою реальную жизненную дорогу, откладывая в «долгий ящик» дела, затормаживая тем самым социальное и личностное развитие. На физиологическом уровне появляется вялость, сонливость, раздражительность, тревожность, проявляется снижение работоспособности, ухудшение памяти и внимания. Свободный доступ в Интернет отбивает желание развивать взаимодействие и строить отношения с обществом на реальном, не виртуальном уровне. Это особенно заметно среди подростков и молодых людей юношеского возраста. Последствиями продолжительного онлайн-существования становятся проблемы в обучении, снижение умственной активности, частые и беспричинные смены настроения, неадекватная реакция на критику, эмоциональное отчуждение, нарастающая оппозиционность и негативное отношение к окружающим, требующим выключить компьютер, отказ от других интересов и хобби, приступы страха, агрессии, тревоги, появление фобий, изворотливость, лживость, замкнутость, ранее не характерные личности.

В связи с поставленными выше проблемами в феврале — марте 2015 года на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета организовано прикладное эмпирическое исследование влияния Интернет-пространства на жизненные ценности и цели современной молодежи, в котором приняли участие студенты историко-филологического факультета в возрасте от 17 до 23 лет. Для респондентов (всего участвовало 68 человек) была разработана анонимная анкета.

В ходе анализа результатов анкетирования было выявлено, что все студенты, участвовавшие в анкетировании (100 %), каждую свободную секунду посвящают общению в сети, поиску информации или онлайн-играм. На первый вопрос анкеты «Сколько времени вы проводите в Интернете?» 54 % опрашиваемых ответили, что уделяют этому более трех часов в день и только 38 % опрашиваемых осознают, что уделяют слишком много времени веб-серфингу, бесполезно теряя драгоценное время, что является психологической зависимостью от виртуального пространства. Следовательно, Интернет (как социальные сети и информационный источник) становится неотъемлемой частью жизни и жизненной ценностью для современных молодых людей.

В ходе анализа ответов респондентов установлено, что в социальных сетях ежедневно проводят огромное количество времени 50 % опрашиваемых, в основном для обмена информацией на вербальном и мультимедийном уровнях, что удобно и дает возможность общаться на значительном расстоянии друг от друга, не выходя из дома.

Однако, 33 % отвечающих подчеркнули, что живое общение, стало отходить на второй план, в некоторых случаях Интернет заменяет им реальность, что зачастую, выйдя для виртуального общения в социальные сети, они отказываются от прогулок, встреч, непосредственного взаимодействия с близкими. Треть респондентов заметили, что стали реже видеться с друзьями, отдавая предпочтение переписке в чатах и социальных сетях. Некоторые даже выдвинули тезис о том, будто им достаточно просмотреть страничку своего товарища, обновления фотографий и статусов вместо встречи, совместной прогулки на свежем воздухе или посещения какого-либо мероприятия.

Отсюда следует вывод, что основная опасность глобальной сети Интернет в иллюзорности воспринимаемой и получаемой информации– личность на самом деле находится в одиночестве перед электронным устройством, а у нее создается иллюзия полноценного общения. Сидя перед экраном монитора, молодой человек получает колоссальный объем информации, который не в состоянии предоставить внешний мир в отличии от виртуального. Так появляется непреодолимая потребность постоянно быть в сети или интернет-аддикция.

Оставшаяся часть опрошенных студентов (67 %) считает, что интернет слабо влияет на общение в «реале», подчеркивает плюсы социальных сетей и форумов — это новые знакомства, которые могут перерасти в более близкие отношения, поиск единомышленников, общение с коллегами или родственниками, которые проживают в другом городе или чужой стране.

В ходе анкетирования мы получили информацию о том, какие сайты являются самыми популярными для современного молодого человека. По результатам анкетирования 37 % обучающихся постоянно обращаются к поисковым Интернет-ресурсам, электронным библиотекам и архивам. Чтобы расслабиться и отдохнуть — 17 % респондентов используют игровые сайты.

Опрашиваемые студенты признались, что игры в сети Интернет стали потребностью, что часто они не способны своевременно завершить сеанс, возникает непреодолимая тяга изучить все уровни и стратегии, предлагаемые разработчиком игры. Подобные сайты затягивают молодого человека в новую неизведанную реальность, что постепенно приводит к печальным последствиям: конфликты с близкими, неряшливость, неуспешность в учебе, разрушение круга общения, неудовлетворение реальной жизнью, отсутствие реальных жизненных целей. Большинство респондентов согласны, что существуют иные способы развлечения и отдыха, но популярность Интернета состоит именно в доступности, мобильности, простоте и удобстве использования, его интерактивности.

Стоит отметить, что сайты знакомств не пользуются популярностью у современной молодежи студенческого возраста (0 % опрошенных). Молодые люди негативно относятся к знакомствам через социальные сети и имеют традиционные представления о том, как и где лучше заводить знакомства: в неформальной обстановке интересного общественного места (кафе, парк, кинотеатр и пр.).

«Интернет является полезным открытием и познавательной средой для любого вида деятельности» — так заявили 51 % опрошенных студентов. Действительно, стоит выйти в информационно-поисковую систему и вы получаете доступ ко всем областям знаний — от библиотеки Конгресса США до заметки в газете «Комсомольская правда». Треть молодых людей (33 %) высказалась за то, что длительное нахождение в сети — пустая трата времени. Данные респонденты утверждают важность таких жизненных ценностей, как привязанность и любовь, приятное времяпрепровождение, удовольствия, отдых, общение, признание и уважение других людей, высокое материальное благосостояние [4, с. 152].

Анализируя данные, обнаружено противоречие в ответах испытуемых, так более половины молодых людей и девушек диагностировали у себя наличие Интернет- зависимости, как от информационного источника. В тоже время 40 % респондентов не осознают или не хотят признавать негативного воздействия виртуального пространства глобальной сети на свою психику, хотя ежедневно многократно выходят в Интернет на длительное время через личные мобильные гаджеты и ПК.

Анализ данных результатов анкетирования выявил следующие фактические данные: половина опрошенных честно признались, что онлайн-общение стало частью жизни, и отмечают тенденцию к замене живого общения виртуальным, а 23 % опрошенных не представляют своего существования без интернета. У 33 % юношей и девушек возникает ежедневная потребность в использовании интернета, связанная с учебой или работой, с поиском информации, проблема лишь в ее корректности и достоверности. 34 % — периодически пользуются просторами всемирной паутины, 26 % опрошенных признались, что развлекательные и коммуникативные ресурсы сети отвлекают от важных дел, а 10 % респондентов открыто заявили, что страдают от веб-аддикции. Порадовало то, что 40 % студентов утверждают, что предпочитают активную, творческую и познавательную деятельность стационарному пребыванию перед монитором.

Таким образом, Интернет оказывает значительное влияние на ценностные ориентиры молодежи, он плотно вошел в обиход современного человека, грань между виртуальностью и реальностью стала очень тонкой. Недостаточно социализированные и слабые характером личности попадают под «волны» веб-пространства, полностью погружаясь в разнообразные сайты, социальные сети, чаты, форумы, онлайн-игры. Подобный «сёрфинг» приводит к негативным последствиям, влияя на ценностные ориентации подрастающего поколения: для молодого человека приоритетными становятся личные интересы, параллельно формируется безразличное отношение к обществу, социальным нормам и базовым общечеловеческим ценностям, таким как позитивное межличностное общение, сотрудничество, взаимопомощь. Постепенно обесценивается живое полноценное общение, реальный коммуникативный акт с его непосредственными эмоциями заменяется бесчувственными сухими сообщениями, чтение книг –сомнительной информацией поисковых сайтов, психологическое здоровье — зависимостью от IT-технологий и виртуального информационного пространства в гаджетах и ПК.

 

Литература

 

1.                  Влияние Интернета на сознание людей/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://book-science.ru/humanities/psychology/vlijanie-interneta-na-soznanie-ljudej.html (дата обращения: 15. 04. 15)

2.                  Интернет-зависимость/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/интернет-зависимость (дата обращения: 14. 04. 15)

3.         Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Дис. … канд. психол. наук. — Арзамас, 2003. — 152 с.

4.         Чернова Э. Г. Ценностные ориентации современной учащейся молодежи малых городов центральноевропейского региона России: Автореф. дис. …канд. психол. наук. — Ярославль: ЯрГУ, 2003. — 25 с.

5.                  Что такое Интернет-зависимость?/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31090/ (дата обращения: 15. 04. 15)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle