Библиографическое описание:

Реснянская М. А., Кузьмина С. В. Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов // Молодой ученый. — 2016. — №9.4. — С. 61-63.



Интернет прочно вошёл в жизнь современной молодёжи. Сегодня многие пользователи уделяют огромное значение популярным социальным сетям. Подобные веб-сайты имеют много сторонников, но и немало противников. Каждые, из которых приводят массу доводов в пользу своей точки зрения.Особенно виртуальный мир является на данный момент привлекательным в глазах молодых людей. В социальных сетях они могут не только делиться своимиэмоциями и переживаниями, вступать в группы по интересам, но также здесь есть возможность самовыражения и знакомства с новыми людьми и т.д. Также стоит отметить, что важной особенностью посещения социальных сообществ молодыми людьми является общение с друзьями, знакомыми и родственниками; знакомство со своими сверстниками, потребность в самовыражении собственнойличности. Пользователи находят здесь моральную отдушину, закрываясь от внешнего мира. Например, в настоящее время в России за 2015 год социальную сеть «Вконтакте» ежедневно посещает более 54,6 млн. пользователей, «Одноклассники» – 40 млн. пользователей, в «Facebook» заходят 24,2 млн. человек [1].

Существуют не только преимущества социальных сетей, ноесть и недостатки. Чаще всего Интернет сообщества заменяют реальное общение виртуальным. Многие люди даже приукрашивают свои личные качества во время знакомства в социальных сетях. Человек закрываясь от проблем внешнего мира, погружается в виртуальный мир. Этот феномен называется «одиночество в толпе». То есть, человек не общаясь с реальными людьми, постоянно находится наедине с компьютером, что не может не сказаться на психике. Он начинает отказываться от любимых увлечений, появляются пропуски в университете, теряется много свободного времени, которое могло быть использовано на что-то более полезное, например, на занятие спортом, на живое общение с друзьями, семьёй. Это влечет за собой зависимость, которая может оказать влияние на психологическое и физическое здоровье молодых людей.

Под влиянием окружающей среды, в процессе воспитания происходит социализация молодого человека, формируется его мировоззрение [5]. В мире всё более усиливающее влияние оказывают средства массовой информации, особенно интернет. Несформировавшееся мировоззрение молодого человека испытывает на себя два мощных потока позитивной и негативной информации.

В социальные сети ежедневно выкладываетсяогромное количество видео, музыки, фильмов, среди которых можно встретить редкие и ценные образцы на любой вкус. Кроме того, молодежь, которая занимается различной творческой деятельностью, способна отыскать себе круг людей по своим интересам с целью совершенствования и развития своего мастерства.

К числу отрицательных последствий на мировоззрениеподростков можно отнести упрощенное общение. Бездушные смайлики заменяют эмоции и чувства, теряется живое общение, появляются различные молодежные слэнги; сокращаются слова, где пропадает вся красочность слов. Также большим минусом будет являться то, что интернет, и в частности социальные сети, наводнили пестрящие надписи, слоганы, картинки и фильмы, пропагандирующие пошлость, глупость и насилие. Молодые люди, каждый день сталкиваются с множеством грубой и нецензурной информации. То есть, на подсознательном уровне программируется аморальное и жестокое поведение, которое становится естественным. У молодежи формируются в сознании фальшивые ценности, границы совести, доброты, порядочности и чести сужаются или отходят на второй план [2]. Многих людей агитируют в различные сообщества, секты, клубы самоубийц. Из-за этого многие семьи теряют своих близких, в особенности детей. Это вполне благополучные дети из хороших семей. Но каждая ссора с близким человеком или непонимание своего ребенка родителями является ранимой частью для человека. Поэтому участники этих сект и клубов толкают людей, находящихся в сложной ситуации, к смерти или предлагают вступить в их сообщество. Десятки сайтов предлагают отчаявшимся в жизни людям подробные инструкции по способам самоубийства как быстро и безболезненно убить себя. Например, те люди, которые уже пытались убить себя, подробно рассказывают и делятся своим опытом. Также можно в таких клубах найти себе партнера для совершения самоубийства. Все участники анонимны, кода кто-то из них перестает выходить на связь, то уже никто не знает, жив или мертв этот человек. Участники же других сект, например связанных с религией, также вербуют молодых людей присоединиться к ним, якобы им там будет намного лучше, уводят их от семьи, навязывают им свое мнение и ценности. Многие люди, завербованные такими сектами, отдают им все свои деньги, квартиры, вплоть до того, что остаются ни с чем.

Таким образом, в современных условиях необходимы меры в рамках проводимой государственной молодежной политики по развитию духа патриотизма, возвращению высоких культурных и духовных ценностей, повышению значимости семьи и т.д. Оченьважно предпринимать такие меры, которые будут предотвращать появление компьютерной зависимости у молодых людей, способствующие формированию ценностного отношения к своему здоровью. Если не будут приниматься перечисленные меры, то зависимость людей может превратиться в манию[3].

В рамках обозначенной проблемы авторами было проведено социологическое исследование на тему: «Влияние социальных сетей на мировоззрение студентов» на примерефилиала Владивостокского Государственного университета экономики и сервиса г. Артём.

В исследовании приняли участие студенты 1–3курсов в возрасте от 18 до 21года. Для исследования была использованаанкета, которая состояла из 15 вопросов. Количество опрошенныхстудентов – 63 человека. По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов (82%) посещают социальные сети от одного до нескольких раз в день, 16% опрошенных посещают 2-3 раза в неделю и 2% - один раз в неделю.

Главными мотивами для использования социальных сетей студентами являются поиск новых друзей и общение с ними,прослушивание музыки и просмотрновостей. Интересен тот факт, что лишь 23% студентов посещают интернет при подготовке к домашним заданиям по изучаемым предметам, это приводит к выводу, что познавательная активность современной молодежи, нацеленная на учебный процесс, значительно снижается. Большинство (64%) опрошенных признают, что использование социальных сетей помогает им в общении с друзьями, знакомыми, в личной жизни, в поиске групп по интересам; 22% опрошенных утверждают, что социальные сети не повлияли на их образ жизни; и лишь 8% признали, что социальные сети отнимают почти все свободное время; а у 6% появилась зависимость от посещения социальных сетей. Также 32% студентов ответили, что смогли бы отказаться от посещения социальных сетей, а 68% не представляют без них свою жизнь.На взгляд авторов объясняется это в первую очередь социально-психологическими факторами, препятствующими в обыкновенном житейском общении, такими как стеснительность, переходящая в замкнутость, неприятие собственной личности другими сверстниками, проблемные отношения внутри семьи, разочарование в окружающем мире, непонимание и отвержение навязанных ценностей т.д. Вместе с тем, 59% респондентов предпочли общению в интернете реальное общение с друзьями, знакомыми и родственниками, при этом 32% выбрали общение в интернете и 9%- затрудняются с выбором. Оценивая влияние информационного потока на мировоззрение студентов, 47% респондентов считают, что интернет формируют позитивные ценности, при этом 29% указывают на формирование негативных ценностей и 24% отмечают нейтральные тенденции. Абсолютно доверяют источнику информации лишь 11% опрошенных. Просмотр определенных сайтов и порталов не только не вызывает доверие молодежи, но и формирует ощущение реальной угрозы – так считают 73% респондентов, предлагают ввести ограничения на вход в определенные сайты – 48%, и разработать защитный законодательный механизм – 23%. Однако при этом за свободное интернет-пространство высказалось 16% респондентов.

Подводя итог, важно заметить, что благодаря общению молодые люди получают неоценимый жизненный опыт, способствующий формированию межличностных отношений. Вместе с тем, в случае, если опыт реального или виртуального общения носит негативный характер, перерастая из доброжелательных отношений в конфликты или вражду (а таких случаев в интернет-сетях тоже немало), общение может стать причиной отрицательных изменений в поведении, формировании неадекватной самооценки. Возникновению трудностей в различных ситуациях взаимодействия.

Литература:

  1. Самые популярные сети в России 2015 // Pro SMM. URL: http://www.pro-smm.com/populyarnye-socialnye-seti-v-rossii-2015/ (дата обращения: 02.03.2015)
  2. Чем опасны социальные сети // Вконтакте. URL: http://yavkontakte.ru/chem-opasny-socialnye-seti.html
  3. Как справиться с компьютерной зависимостью // Либрусек. URL: http://loksakeskus.org/wp-content/uploads/2013/11/Kniga-o-zavisimosti.pdf
  4. Польза и вред социальных сетей // Авер. URL: http://aver.ru/interesno/polza-i-vred-socialnyh-setey/
  5. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество
    Голикова С.В., Горева О.М., Гурьянова И.В., Кабахидзе К.Л., Козлова Н.С., Купряшкин И.В., Лепешев Д.В., Осипова Л.Б., Пустошинская О.С., Пушкина И.М., Царева Н.А., Шестак О.И., Шилова Н.Н. - Новосибирск, 2014. Книга 22. – 248 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социальных сетей, социальные сети, молодых людей, посещения социальных, посещения социальных сетей, живое общение, социальных сетях, реальное общение, мировоззрение студентов, Влияние социальных сетей, реальное общение виртуальным, преимущества социальных сетей, социальных сетей студентами, посещения социальных сообществ, «Влияние социальных сетей, вред социальных сетей, использование социальных сетей, интернете реальное общение, внешнего мира, мировоззрение молодого человека.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос