Библиографическое описание:

Быканова О. А., Филиппова Н. В. Непрерывность математического образования в экономическом вузе, как составная часть подготовки высококвалифицированных экономистов в реалиях современного мира // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1104-1105.

Современные реалии социально-экономических процессов, связанных с попытками изолировать Российскую Федерацию, изменениями в политической расстановке на международной арене ставят перед образовательными учреждениями всех уровней новые задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов. При этом представители бизнеса и государственных компаний зачастую отмечают недостаточный уровень подготовки специалистов в высших и средних специальных учебных заведениях. Одной из многих причин этого является отсутствие понимания у будущих абитуриентов собственных желаний и стремлений при выборе профессии. Стремление получить высшее образование не мотивируется осознанным выбором направления деятельности. Более того, по окончании высшего учебного заведения молодой специалист опять находится в условиях неопределенности в поисках места работы и точки приложения своих знаний.

В РЭУ им. Г. В. Плеханова в основу решения обозначенных проблем положен принцип непрерывности и преемственности интеграции обучения дисциплинам естественно-научного цикла, в частности математики, организовано отделение непрерывного экономического и математического образования (ОНЭМО). На правах ассоциативных членов в него входят кафедры экономического вуза (высшей и прикладной математики; информатики; математического моделирования и информационных систем; математических методов) и другие целевые профильные подразделения. Одной из основных задач ОНЭМО является: осуществление непрерывного математического и экономического образования, начиная с отделения довузовской подготовки и заканчивая защитой студентами дипломных работ и послевузовской подготовкой.

В вузах экономического профиля требования к уровню подготовки по дисциплинам математического цикла существенно выросли. При этом уровень школьной подготовки по названным дисциплинам недостаточно высок.

Для обеспечения интеграционного подхода к обучению математике с точки зрения приложения математических методов и инструментов в экономике мы должны исходить из двух миссий в развитии среднего и высшего образования:

-        создание системы элитного экономического образования, как основы современного экономического вуза;

-        а также, разработка новаторских курсов в средних образовательных учреждениях, обеспечивающих понимание роли и значения применения математических законов в современных экономико-хозяйственных сферах деятельности современного общества.

Для этого необходимо разработать авторские программы и проводить обучение математике и экономике в общеобразовательных школах таким образом, чтобы удовлетворить такие реальные запросы, как:

-        обучение финансовой грамотности подростков, что является приоритетным направлением Проекта Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»;

-        выявление школьников, потенциальные способности и желания которых предполагают осознанный выбор профессии экономического характера;

-        развитие интереса к выбранным специальностям финансового характера путем авторских методик и согласно принципа непрерывности и преемственности преподавания экономико-математических дисциплин.

Одной из разработанных учебных программ по этому направлению является учебно-методический план экспериментальной программы “Экономическая математика и информатика». Одним из составляющих компонентов данной авторской программы является проведение научно-исследовательской деятельности в течение всего времени проведения практики и написание курсовой работы по выбранной теме. На основе современных данных обучающиеся выбирают следующие направления исследовательской деятельности:

-        понятие математической модели экономического процесса;

-        функции в экономике — функции спроса и предложения;

-        системы уравнений — задача о межотраслевом балансе, модель Леонтьева;

-        сравнение различных способов начисления процентов на вклад при помощи приведения к эффективной годовой ставке;

-        современная стоимость денег;

-        влияние инфляции на современную стоимость денег и способы борьбы с инфляцией на бытовом уровне;

-        потоки платежей, расчет кредитных выплат и анализ различных видов кредитов;

-        «скорая финансовая помощь» или как не попасть в финансовую ловушку.

Экспериментальная программа «Экономическая математика и информатика» нацелена на школьную аудиторию. Она проводится для учащихся 10 классов в целях подготовки для поступления в экономические вузы. В рамках реализации этой программы могут быть рассмотрены также задачи ЕГЭ, связанные с составлением элементарных математических моделей экономических, технологических и других процессов, в частности задачи на проценты, движение. Все задачи, предлагаемые к исследованию обучающимся, представлены в форме, удобно для определения уровня продуктивности каждого школьника. Однако основной целью программы является развитие интереса к финансово-экономическим процессам современного общества, а также углубление математических знаний, на основе которых возможен анализ реальных процессов и построение математических моделей для решения разнообразных задач.

 

Литература:

 

1.      Подопригора В. Г. Непрерывное математическое образование в экономическом вузе// Успехи современного естествознания. — 2004. — № 3 — С. 78–80

2.      Молодин В. И., Черевикина М. Ю. Интеграция науки и образования для подготовки специалистов XXI века. Опыт СО РАН. 2005г.

3.    Быканова О. А., Филиппова Н. В. Профориентационная работа со школьниками и мотивированными абитуриентами в экономическом вузе. «Педагогика высшей школы» № 1 (1), март 2015 г., с.47–49.

4.    Быканова О. А., Филиппова Н. В. Экономическое мышление и финансовая грамотность как составные элементы профильной направленности школьной математики для абитуриентов и учащихся на летней практике в экономическом вузе// Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь: Меркурий, 2015. — С. 249–251.

5.    Быканова О. А. Индивидуальные контрольные задания по дисциплине «Финансовая математика». М., ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г. В. Плеханова», 2014.

6.      Практикум по математике. Математика и экономика. М.,Изд. ГОУ им. Г. В. Плеханова, М.,2009.

7.      Быканова О. А. Прогрессивная система контроля качества студентов. Актуальные проблемы развития образования в России и за рубежом. Сборник материалов межд. научной конференции. Волгоград, 24–25 мая 2013 г.

8.    Филиппова Н. В. О педагогических подходах работы с одаренными детьми через научно-исследовательскую работу по математике. «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». Краснодар. № 4. 2014. — С.214–220.

9.    Филиппова Н. В. Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012) –Пермь: Меркурий, 2012. — С. 88–89

10.Сосновская Н. В., Филиппова Н. В. Профильная направленность учебно-исследователь-ской работы по математике с учащимися физико-математического лицея. «Экспертиза психологической безопасности образовательной среды». Информационно-методиче-ский бюллетень, городская экспериментальная площадка. Москва, Департамент образования, МГППУ. № 12. 2011г. — С. 184–189

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle