Социальная значимость непрерывного экономического образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Библиографическое описание:

Котлярова В. В., Порожняк Н. Ф., Колтунова О. М. Социальная значимость непрерывного экономического образования // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 311-313. — URL https://moluch.ru/archive/138/38845/ (дата обращения: 26.05.2018).



Авторами рассматриваются социальные преимущества непрерывного образования. Анализируются вопросы реализации непрерывного образования в современном глобализирующемся мире. Выявляется ряд социокультурных препятствий развитию непрерывного образования.

Ключевые слова: образование, непрерывное образование, информационное общество

В условиях глобализации, трансформации общества из индустриального в информационно-научное, образование занимает центральное место в жизни современного человека. Образование как глобальный фактор развития человечества является важным фактором развития цивилизации, а знания и информация становятся главным стратегическим ресурсом. Одной из ведущих идей, которая положена мировой педагогической мыслью в основу обновления образования, является его непрерывность. Развитие непрерывного образования сегодня признается необходимым условием для решения целого комплекса задач, возникающих вследствие реализации стратегий социальных и культурных трансформаций, обусловленных становлением информационного общества. Экономическое образование, способность к инновациям в профессиональной деятельности и социальной жизни в европейском мировоззрении признаются главными составляющими национального богатства и основным ресурсом социально-экономического развития страны. Теоретическое осмысление этого социокультурного феномена, как и культурологический анализ опыта реализации стратегий непрерывного экономического образования, только недавно стали предметом гуманитарной рефлексии.

Программы создания систем непрерывного образования стали развиваться под эгидой ЮНЕСКО в конце 60-х годов ХХ века. В 70-е годы возникла концепция «общества, которое учится», сущность которой заключалась в расширении понятия непрерывности, включении в него всех видов формальной и неформальной педагогической деятельности. В 80-е годы идеи непрерывного образования становятся частью национальных образовательных программ многих стран.

Однако сама идея образования в течение жизни не является новой. Первые ростки этой концепции можно найти в трудах Платона, Конфуция, Сократа, Аристотеля, Сенеки и других выдающихся мыслителей. Идеи образования в течение жизни можно найти во взглядах Вольтера, Гете, Руссо, которые непосредственно связывали ее с достижением вершины развития человека. Ее смысл зафиксировано в пословицах и поговорках разных народов. То, что образование не должна ограничиваться возрастом, Платон писал еще в IV веке до н. э. Позже итальянские мыслители Т. Кампанелла, Г. Грабер развивали эту идею. Мысль о том, что базового образования не хватает на всю жизнь, также высказывали В. Гете, А. Сен-Симон. Выдающийся немецкий поэт, драматург и мыслитель И.-В. Гете писал, что наши предки могли довольствоваться уровнем образования, полученным в молодые годы. Но мы, если не хотим отстать от жизни, должны вновь возвращаться к учебе каждые пять лет [1, с. 20–22].

Сегодня мало кого надо убеждать в важности экономических знаний в жизни человека. Необходимость экономической подготовки ученые-педагоги указывали еще в XIX столетии. Так, К. Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономии, географией и другими науками, ставил задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества. В педагогических трудах и практической деятельности А. С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного эффективного хозяина. Экономика стала одним из предметов, который отвечает задаче социализации, а надлежащий уровень экономических знаний становится важным средством самореализации и развития личности, важным элементом социализации.

Опыт различных стран указывает на общую тенденцию в образовании разных стран. Она заключается в том, что понятие «непрерывное образование» имеет амбивалентный характер. С одной стороны, мы имеем в виду внешкольное, неформальное, дистанционное образование, конкретные программы подготовки и переподготовки специалистов, дальнейшее обучение (прежде всего взрослых). С другой стороны, речь идет о способности личности к самореализации на протяжении жизни, что достигается при условиях сформированности определенных ценностей. Среди них определим: умение самостоятельно искать необходимую информацию, умение ее обрабатывать, пользоваться различными информационными источниками, развитие аналитического мышления, умение быстро реагировать и адаптироваться к требованиям современного общества, терпимость и т. п. Образование как основной способ вхождения человека в целостное бытие культуры, как сложный социальный организм, предназначенный воспроизводить накопленный в культуре опыт, передавать его из поколения в поколение, претерпевает значительные испытаний во времена, когда общество переживает время бурных перемен, когда традиционные механизмы социализации и аккультурации человека меняются на глазах одного поколения.

Экономическое образование — это комплекс социально экономических знаний, умений навыков для обеспечения развития экономической культуры сознания как лица, так общества в целом. Его главной парадигмой понимание того, что развитие экономической сферы общества в значительной степени обусловлен характером жизнедеятельности человека, его мировоззрением, социально-ответственным поведением. Задачами экономического образования являются создание условий для самореализации личности как экономически активного члена общества, способного сознательно участвовать в экономической жизни страны; формирование сознания членов общества на основе системного экономического мышления.

Социальные преимущества непрерывного экономического образования состоят в том, что оно в большей степени может учитывать два важных обстоятельства. Первое заключается в том, что, по свидетельству современной психологической науки, рост и проявление способностей, а также интеллектуальный развитие в целом происходит не одновременно у людей одной возрастной категории. Другая — в разные периоды жизни человека могут существенно меняться интересы и наклонности или появляться новые. Вот почему для общества важно необходимо, чтобы каждый человек на определенном этапе жизненного пути имел доступ к образовательным структурам для оптимальной реализации проявившихся способностей.

Рассматривая непрерывное экономическое образование, надо отметить, что получение образования не ограничивается какой-то одной возрастной группой, каким-то устоявшимся объемом раз и навсегда полученных знаний. Если в детстве и юности обучение выступает как ведущий вид деятельности, то на следующих этапах жизни оно должно стать органичной компонентой жизнедеятельности взрослого человека, сегодня непрерывное образование определяется как целостный образовательный процесс, который обеспечивает последовательность и взаимосвязь различных этапов образования в течение всей жизни человека. Анализируя непрерывное образование в его социальном измерении, нужно различать общественный и индивидуальный уровень его репрезентаций. На этапе становления информационного общества на смену ориентации на расширение материальных товаров и услуг приходит ориентация на расширение производства знаний, тиражирования особым образом структурированной информации. Сегодня именно «информация выступает уникальным рычагом общественных преобразований» [2, с. 140].

Меняется понятие «рабочее место», выдвигаются более высокие требования к уровню знаний и поведения человека, диверсифицируются карьерные возможности и способы использования времени, растет потребность в информации. Общество сегодня требует от личности иметь такие качества, которые необходимы ей для того, чтобы жить, работать в условиях информационного общества. Сегодня все более четко осознаются императивы выживания и глобальной ответственности каждого человека за будущее, признается объективная необходимость многогранности, гибкости и самостоятельности мышления и восприятия мира, повышается роль образования в формировании этих качеств. Человек больше уже не является элементом технологической цепи, потому что ритм и характер ее деятельности перестает определяться только скоростью работы машин и механизмов. Труд человека, лишенный инструментального принуждения технологической рациональности, становится более творческим, интеллектуальным, превращаясь в предпосылку развития личности человека.

Идея непрерывного экономического образования пережила довольно длительный период эйфории, когда оно рассматривалась как панацея обновление социумов в период постиндустриальных преобразований. Практическое его осуществление начинается с 90-х годов прошлого века. Эта идея становится основной при разработке национальных программ развития образования во многих странах мира. Непрерывное образование становится необходимым условием развития и успешного функционирования человечества. Феномен непрерывного образования, безусловно, являются порождением современной цивилизации.

Вместе с тем, отметим, что реализация непрерывного экономического образования наталкивается на ряд угроз в современном глобализирующемся мире. Во-первых, развитие информационных технологий — как ускоритель процессов — несет в себе угрозу дегуманизации общества через замену духовных ценностей технологическими ценностями. Негативные последствия развития технологий писал Э. Фромм. Он обращал внимание на то, что чрезмерное развитие техники приводит к бегству от реального мира и является даже причиной многих психических проблем [3, с. 62].

Другая угроза — это потеря человеческой и национальной идентичности. Унификация образовательных программ приводит к потере национального своеобразия, оторванности от своей истории, от старших поколений. Однако следует, по нашему мнению, всегда исходить из того, что национальная культура и национальные ценности, является основой общечеловеческих. Уважение к другим культурам формируется в процессе изучения и сохранения собственной национальной культуры. Й. Фихте писал, что человек, который занимается копированием чужого опыта, теряет возможность создавать что-то новое в рамках собственной культуры.

Третья угроза заключена в функционировании законов рынка, являющихся основой процессов глобализации. Они превращают личность на потребителя, который максимально требует защиты своих прав и минимально берет на себя ответственность за общественные процессы. В таком контексте В. В. Котлярова рассматривает понятие «конкурентоспособная ценность личности», то есть возможность получить работу становится главной ценностью [4, с. 97]. Четвертая угроза состоит в стремлении не к истинному, а к выгодному знанию, которое можно применить «здесь и сейчас», потребительское отношение к знаниям, тенденция подмены осмысления жизненно значимых вопросов бытия примитивными решениями, общественными стереотипами. Именно поэтому в общей стратегии развития образования в XXI веке особое внимание уделяется гуманистической составляющей образования и обучения.

Если рассматривать специфику развития экономического образования, то необходимо подчеркнуть, что в данный момент оно находится на этапе активного развития. Это время трансформаций в развитии высшего экономического образования, отличиями которого на территории Российской Федерации является смена образовательной парадигмы, чрезмерная коммерциализация в высших заведениях образования, декларируемая интеграция в международное образовательное пространство и тому подобное. Ведущими в содержании экономического образования становятся неоклассический синтез, маркетинговые теории и менеджмент, логистические теории, что постепенно входят частью в структуру информационной экономики. В научном обществе на постсоветском пространстве ведутся длительные дискуссии о философии хозяйствования, экологического приоритета в экономической деятельности, гуманного отношения к природе и тому подобное. Современная отечественная наука и система высшего экономического образования, на наш взгляд, находятся еще в поисках ценностных ориентиров.

Экономическую социализацию определяют как процесс превращения человека в полноправного члена экономического сообщества. Учитывая это, в структуре экономического образования, как общего, так профессионально-предпринимательской, необходимо предусматривать содержанию элементы, направленные на мировоззренчески-ценностную и компетентностную подготовку молодого человека к экономических реалиям трансформационного общества, а также на подготовку будущих предпринимателей к компетентному преодолению имеющихся противоречий в обществе. В экономическом образовании необходим компетентностный подход, то есть подход, при котором как результат рассматривается способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Таким образом, каждая эпоха имеет присущие конкретному периоду социально-экономические отношения как на общенациональном, государственном уровне, так и на низших уровнях — субъектном, территориальном, отраслевом и тому подобное. Существенные изменения общественной жизни обязательно отражаются на бытийном уровне каждого человека общества, члена общества, работника предприятия и любой организации. Непрерывное образование является не только ответом на императивы и вызовы информационного общества. Оно само порождает новые социальные требования, заставляя социум обновляться, предлагая конструктивный прорыв во всех без исключения сферах социальной жизни. Без адекватного ответа на эти вызовы программы внедрения непрерывного образования останутся формальными инновационными инициативами, а те формы ее институализации, которые уже существуют, будет угрожать формализация и деградация.

Литература:

  1. Алиева Н. З. Образование в XXI веке: аксиологический аспект: монография / Н. З. Алиева, В. В. Котлярова. — Шахты: ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2010.
  2. Котлярова В. В. Информационно-коммуникационные технологии в ценностном пространстве современной культуры / В. В. Котлярова // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: язык, культура, общество. Всероссийская научно-практическая конференция. СКНЦ ВШ ЮФУ АПСН. — 2009. — С. 140–144.
  3. Котлярова В. В. Ценностные основания сервиса в современной культуре: монография / В. В. Котлярова, В. И. Родионова, — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006.
  4. Котлярова В. В. Человек и его потребности: учебное пособие / В. В. Котлярова, О. Н. Сысоева, Л. Х. Рыкова; под общ. ред В. В. Котляровой. — Шахты: ИСОиП (филиал) ДГТУ, Новочеркасск: Лик, 2016.
Основные термины (генерируются автоматически): непрерывное образование, экономическое образование, информационное общество, непрерывное экономическое образование, знание, идея, жизнь человека, социальная жизнь, течение жизни, высшее экономическое образование.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос