Библиографическое описание:

Бахриддинова Н. М., Савриева И. Б. Контроль и реализация действий как элемент саморазвития учащихся // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1092-1094.

Подготовка будущих специалистов в высших учебных заведениях — сложный процесс, конечной целью которого является формирование компетентностей для обеспечения успешного выполнения профессиональной деятельности. Поэтому неотложной задачей для высшего образования Узбекистана является развитие и использование новейших достижений в области науки и технологий не только на производстве, но и в обучении.

В настоящее время разработаны несколько подходов по саморазвитию учащихся. Способы действия могут служить преподавателю в качестве образца для объяснений учебных действий учащихся. Должно быть также ясно, что в подавляющем большинстве в них даются варианты решения для организации самоуправляемой учебы, которые рассматривают метод направляющего текста в качестве методического средства. Исходным пунктом действия является рабочее задание. При помощи этого задания определяется цель или результат действия, т. е. анализ постановки цели.

Учащийся, совершающий действия в зависимости от содержания и объема задания «проверяет» мысленно, имеет ли он программу действий, при помощи которой может быть достигнута цель, включая собственную компетенцию. Обычно объем задания настолько комплексный, что его сначала подразделяют на частные задачи, которые затем для реализации распределяются по соответствующим программам действий и т. д. В таком случае рекомендуется и применяется запланированное протекание действий в его иерархической последовательности до уровня процесса разработки.

Если действующему учащему известна программа действия, способствующая достижению цели, то регуляция действия сильно сокращается. Отпадает надобность в разработке программ проведения и в принятии решения, поскольку обращаются к известным программам действия. Сразу происходит переход к проведению.

Если в начале действия рабочее в силу необходимости задание было разделено на различные частные задачи, то из иерархической структуры подзадач следует также иерархическая структура программ действия. Она представляет собой логическую структуру рассмотрения заданий, поскольку частные задачи и программы действия расположены в зависимости от цели и связи друг с другом.

Согласованность компонентов психической регуляции (подготовка действия и контроль) и реализация действия

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Компоненты регуляции действия нельзя воспринимать как линейную последовательность прилегающих фаз, скорее, напротив, речь идет о связанных друг с другом и направленных друг на друга процессах. Даже сама подготовка действия (направление, ориентирование, разработка, решение) и выполнение действия (проведение) не обязательно протекают по очереди, а компоненты подготовки действия постоянно сопровождают процесс практического выполнения.

Тогда, когда не имеется никаких программ действия, способствующих достижению цели, или если найденные программы не работают, следовательно, недостаточно субъективно имеющихся в наличии компетенций, необходимо изучить новые способы поведения. Благодаря такому сопоставлению, необходимо критическое рассмотрение заданий на новом уровне.

Эта фаза приравнивается к планированию в виде элемента разработки. Однажды немецкий ученый Дёрнер отметил: «Планировать — означает конструкцию способа поведения, способствующего достижению цели». Прежде всего, планирование предполагает наличие знаний об элементарных программах поведения или о веществах, процессах, оборудовании, которые важны для соответствующих деятельностей. Если их нет, то тогда выполняющему действие студенту остается «только лишь» исследование, которое включает выведение новых знаний через наблюдение (регрессивно-восстановительный путь познания), а также испытание проведение опыта с помощью исследовательского подхода к регрессивно-восстановительному пути познания.

Ориентирование, разработка, решение и контролирование, включая планирование, предлагают отправные точки для осознанного теоретического критического рассмотрения рабочих заданий, конкретного трудового действия и технической рабочей системы. В учебном и обучающем процессе эти фазы осознанно изучают с учащимися и подводят под них теоретическую основу.

Таким образом, в рамках фазы ориентирования известные обстоятельства дела сортируются по своему значению для процесса решения и отмечаются «пробелы». Чем подробнее и конкретнее это удается, тем лучше могут быть выявлены потребности в знаниях и выведены возможности «разъяснения» учебного процесса.

 

Литература:

 

1.        Национальная программа по подготовки кадров. Утверждена Законом Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г.

2.        Hortsch, H.; Wolfram; P.: Nichtlineare Welt und Pädagogik. In: Wissenschaftliche Zeitschrift der TU Dresden. 42 (1993) 3. S. 65–69.

3.        Deci, E. L.; Ryan, R. M.: Die Selbstbestimmungstheorie der Motivation und ihre Bedeutung für die Pädagogik. In: Zeitschrift für Pädagogik. 39 (1993)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle