Библиографическое описание:

Абдалина Л. В., Гущин М. В. Типологический анализ как диагностическое средство исследования психологических стратегий профессионального развития военнослужащих КОНТРАКТНОЙ СЛУЖБы // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 139-142.

Радикальное реформирование вооруженных сил потребовало интенсивной разработки и внедрения в психологическую практику новых научно-обоснованных подходов к вопросам профессионального развития военнослужащих контрактной службы. Значимыми факторами профессионального развития военнослужащих являются осознанные и адекватные решения, связанные с выбором военной профессии и вариантами развития профессиональной карьеры с точки зрения согласования возможностей и интересов самого военнослужащего и требований военно-профессиональной деятельности, что предполагает владение психологическими стратегиями профессионального развития. Успешность выполнения задач в условиях военной службы зависит не только от развития профессионально важных качеств как таковых, но и от способности выстраивать психологические стратегии и тактики формирования в себе субъекта военно-профессиональной деятельности.

Сложность психодиагностики реализуемых психологических стратегий связана с рядом обстоятельств: подверженностью профессионального развития военнослужащих контрактной службы влиянию различных социальных, профессиональных, личностных факторов динамического характера, а также «глубинным» своеобразием конструктов, лежащих в основе профессиональных субъектных позиций. Типологический анализ психологических стратегий профессионального развития сержантов и солдат контрактной службы через количественную и качественную обработку слабоструктурированных данных, содержащихся в текстовых формах и специальным образом организованных в компонентах-доминантах (смысловых единицах), на наш взгляд, наиболее приемлем в данной экспериментальной ситуации.

С помощью кластерного анализа экспериментальная выборка [N=356] условно была дифференцирована на четыре стратификационных группы по уровню успешности профессионального развития и  военно-профессиональной  деятельности: высокий уровень (19,39 %, 69 чел.), средний уровень (30 %, 107 чел.), уровень ниже среднего (27,8 %, 99 чел.), низкий уровень (22,75 %, 81 чел.). Эмпирическим материалом послужили данные интегральной оценки успешности профессионального развития и военно-профессиональной деятельности военнослужащих контрактной службы. Нормальность эмпирического распределения выборки была определена с помощью критерия Колмогорова-Смирнова (Z = 0,902; р < 0,05) Уровень значимости разделения выборки по выделенным параметрам осуществлялся с помощью H-критерия Крускала-Уоллиса (2 = 323,103 > кр. при  p < 0,001). Было выдвинуто предположение, что основные различия в дифференцированных стратификационных группах военнослужащих контрактной службы проявляются  в типах владения психологическими стратегиями профессионального развития.

Опираясь на научные исследования  [1; 2; 3; 4;], а также в соответствии с терминологией «архетипа» К.Г. Юнга, как поведенческой программы, системы установок, образцов поведения, видения мира и мышления [6], психологические стратегии профессионального развития имеют ряд отличительных особенностей по следующим характеристикам: направленность на перспективу, связь с прошлым опытом, смысл военно-профессиональной деятельности, образ военной профессии, отношение к профессиональному успеху, способы преодоления профессиональных затруднений.

Типологическая классификация является важным методологическим принципом системообразования критериев психологических стратегий профессионального развития военнослужащих контрактной службы, так как позволяет выделить значимые для анализа количественные и качественные признаки, а также обосновать  уровневую динамику их реализации. В качестве инструментария нами была использована методика «Незаконченные предложения».           Выбор метода незаконченных предложений неслучаен, так как он позволяет через структуру личностных значений априори изучать социальные представления, социальные установки, социальные стереотипы, социальные ожидания, ролевые конфликты, ценностные установки [5]. Выявленные конструкты интерпретировались с помощью процедур контент-анализа с последующим использованием кластерного анализа и метода многомерного шкалирования (модель субъективных предпочтений). Для интерпретации результатов исследования нами были выделены пять диагностических подсистем:

1-я – «Я в динамике своего развития» охватывает различные временные отрезки жизни, обозначенные тремя элементами: «Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»;

2-я – «Смысл военно-профессиональной деятельности» раскрывает ценностно-смысловое отношение к военно-профессиональной деятельности и к службе по контракту;

3-я – «Я в ситуациях успеха» направлена на диагностику карьерных ориентаций и отношения к профессиональным успехам в военно-профессиональной деятельности;

4-я – «Образ военного профессионала» отражает самоидентификацию себя с другими субъектами военно-профессиональной деятельности;

5-я – «Я в ситуациях профессиональных затруднений» направлена на выявление способов преодоления профессиональных деструкций.

С помощью выявленных диагностируемых признаков, используя методы контент-анализа и многомерного шкалирования, нами были проанализированы характеристики типов  психологических стратегий профессионального развития военнослужащих контрактной службы в двух контрастных стратификационных группах экспериментальной выборки: имеющих низкую [N=81] и высокую [N=69] оценки успешности профессионального развития и военно-профессиональной деятельности (по оценкам экспертов). Выбор данных групп для дальнейшего анализа обусловлен тем, что согласно экспериментальным исследованиям (Э.Э. Зеер, Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина,  К. Обуховский, А.Р. Фонарев и др.)  специалисты с низкой эффективностью профессионального развития и деятельности наиболее подвержены деструкциям разочарования в профессии, а специалисты с высокой эффективностью –  ценностно-смысловым деструкциям.

Военнослужащие контрактной службы, получившие средние и ниже среднего интегральные оценки экспертов по фактору успешности профессионального развития и военно-профессиональной деятельности были исключены из дальнейшего анализа, так как направленность сдвигов, выявленных в этих группах типов психологических стратегий по показателям исправленных выборочных дисперсий (si2) коэффициента В-Бартлетта незначима на уровне р < 0,05. Вместе с тем, пространство расположения идеальных точек, полученного с помощью метода субъективных предпочтений многомерного шкалирования данных, позволило  интерпретировать два типа психологических стратегий профессионального развития, которые в одинаковой степени могут доминировать в этих группах: стратегия карьерного роста и стратегия обладания профессией. Военнослужащие, владеющие стратегией обладания профессией, характеризуются неустойчивой тенденцией профессионального развития, стремлением использовать свои профессиональные знания и статус для поддержания материального благополучия; военно-профессиональная деятельность оценивается с точки зрения полезности для удовлетворения собственных потребностей. Данные обстоятельства способствуют в большинстве случаев добросовестно выполнять обязанности по военной службе, так как они воспринимаются как неотвратимая необходимость. Военнослужащие, владеющие стратегией карьерного роста, обладают  устойчивой тенденцией к изменению своего профессионального статуса, проявляют потребность в овладении военно-профессиональной  деятельностью, опираются  на субъектно-ориентированные способы достижения целей, положительную эмоциональную оценку социально-профессиональных ситуации в случае профессионального успеха, неуспех переживают болезненно.

Анализ результатов исследования доминирующих типов психологических стратегий в группах военнослужащих контрактной службы, имеющих низкие и высокие оценки успешности профессионального развития и эффективности деятельности представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Факторная матрица доминирующего типа психологической стратегии в группе военнослужащих, имеющих низкие оценки успешности профессионального развития и военно-профессиональной деятельности [N=81]

 

 

 

Категории

Факторы

F1

F2

1.

Я прошлое

0,534

-0,534

2.

Я настоящее

-1,88

0,647

3.

Я будущее

-0,023

-1,078

4.

Смысл военно-профессиональной деятельности

-1,035

-0,312

5.

Я в ситуациях успеха

-0,428

0,954

6.

Образ военного профессионала

0,964

0,186

7.

Я в ситуациях профессиональных затруднений

0,373

-1,32

Row 1

Мотивация достижений

-0,705

-0,397

Row 2

Состояние профессионального  поиска

-0,596

-0,096

Row 3

Примитивно-исполнительский образ профессионала

-0,857

-0,1

Row 4

Потребность в материальном благополучии

1,02

0,194

Row 5

Фатализм и экстернальность контроля деятельности

-0,732

-0,339

Row 6

Отказ от достижений

-0,595

-0,264

Row 7

Ориентация на уход с военной службы

-0,546

1,2

Row 8

Исключительное положение в обществе

-0,222

0,897

Row 9

Ценностно-смысловая деформация и информационная обедненность личности

3,007

-1,339

Row 10

Подверженность обстоятельствам

1,726

1,699

 

Ретроспективные и перспективные оценки динамики профессионального развития позволяют сделать ряд важных предположений. В субъектной модальности «Я в динамике своего развития», представленной переменными «Я прошлое», «Я настоящее», «Я будущее», четко прослеживаются следующие закономерности. Военнослужащие, владеющие данной психологической стратегией профессионального развития, находятся в состоянии профессионального поиска.  Образ профессионала ассоциируется только с исполнительской деятельностью. Мотивация достижений и ориентация на военную службу по контракту снижена из-за присутствия фатализма и экстернальности при контроле своей деятельности, что влечет за собой отказ от профессиональных достижений. Смысловая направленность военно-профессиональной деятельности во многом зависит от создавшихся социально-профессиональных ситуаций. Внутриличностный конфликт переживания профессиональных затруднений вызван ценностно-смысловой деформацией и информационной обедненностью личности военнослужащего. В субъектной иерархии ценностей явно прослеживается потребность в материальном благополучии, стремление добиться исключительного положения в обществе и подверженность обстоятельствам. Отсутствие быстрого успеха в военно-профессиональной деятельности может сопровождаться стремлением ухода с военной службы. Руководствуясь результатами анализа данную психологическую стратегию профессионального развития можно интерпретировать как стратегию ситуативного реагирования (выживания в профессии).

Таблица 2

Факторная матрица доминирующего типа психологической стратегии в группе военнослужащих, имеющих высокие оценки успешности профессионального развития и военно-профессиональной деятельности [N=69]

 

 

 

Категории

Факторы

F1

F2

1.

Я прошлое

-1,527

0,103

2.

Я настоящее

0,137

-0,699

3.

Я будущее

1,823

0,206

4.

Смысл военно-профессиональной деятельности

1,555

-0,938

5.

Я в ситуациях успеха

-0,603

-0,917

6.

Образ военного профессионала

-1,008

1,433

7.

Я в ситуациях профессиональных затруднений

-0,978

-1,294

Row 1

Мотивация достижений

1,735

2,321

Row 2

Интернальность контроля деятельности

-1,8204

0,136

Row 3

Настойчивость

0,854

-0,305

Row 4

Повышение профессионального статуса

0,053

-0,399

Row 5

Ценностно-смысловая ориентация на военную службу

0,279

-1,02

Row 6

Стабильность и материальная обеспеченность

-0,72

1,405

Row 7

Социальная защищенность

-0,72

1,405

Row 8

Фрустрированность в ситуациях неудач

-0,453

-0,649

Row 9

Карьерная компетентность и проф. самоэффективность

0,438

-0,469

Row 10

Информационная осведомленность

0,777

-0,187

Row 11

Удовлетворенность деятельностью

-1,13

-0,058

Row 12

Профессиональное выгорание

0,698

-0,724

Row 13

Индвидуация деятельности

0,61

0,65

 

В субъектной модальности «Я в динамике своего развития четко прослеживается поступательное движение, направленное на устойчивую мотивацию деятельности. В случае профессионального успеха наступает чувство удовлетворенности деятельностью, в то время, когда профессиональные неудачи могут вызвать состояние фрустрации. Ценностно-смысловая направленность военно-профессиональной деятельности сопровождается настойчивостью в ее выполнении, стремлением к повышению своего профессионального статуса, характеризуется карьерной компетентностью и профессиональной самоэффективностью. Однако, военнослужащие, владеющие данной психологической стратегией профессионального развития, могут быть подвергнуты синдрому профессионального выгорания. Стереотипный образ военного профессионала они связывают с социальной защищенностью, стабильностью и материальной обеспеченностью. Устойчивость мотивации достижения повышается за счет интернального контроля и индивидуации военно-профессиональной деятельности. Руководствуясь результатами анализа данную психологическую стратегию профессионального развития можно интерпретировать как интернально-субъектную стратегию мотивации деятельности.

Так как выявленные типы психологических стратегий отражают динамику профессионального развития военнослужащих контрактной службы, они могут выступать в качестве следующих уровней вышеуказанного процесса: примитивно-исполнительский, адаптивный, социально-профессиональных достижений, военного служения.

Таким образом, психологические стратегии профессионального развития военнослужащих контрактной службы  представляют собой сформированные субъектные модальности профессионального поведения, через которые происходит регуляция направленности профессионального развития и военно-профессиональной деятельности, ценностно-смыслового отношения к военной профессии, ситуаций профессионального успеха и профессиональных деструкций.

 

Литература:

 

1.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991.

2.      Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя: Дис. … д-ра психол. наук. – М., 1995.

3.      Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. – СПб: Речь, 2007.

4.      Солнышкина М.Г. Профессиональные стратегии личности: Монография. – М.: Маркетинг, 2006.

5.      Татарова Г. Основы типологического анализа в социологических исследованиях: Учеб. пособие. – М.: ИД «Высшее Образование и Наука», 2007

6.      Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. – М.: Прогресс, Универс, 1993.

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle