Библиографическое описание:

Пикеева Е. Н. Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 73-75.

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Ключевые слова: обучение английскому языку, речевые навыки, речевые умения, педагогические условия развития умений устной речи.

Summary.The article is devoted to the problem of developing speaking skills in English. The author proposes to use modern aids in the classroom to enhance the process of students’ acquiring skills of oral speech.

Key words: English language teaching, language skills, communicative skills, pedagogical conditions of developing skills of oral speech.

 

Все люди в течение жизни способны овладеть несколькими языками. Если родной язык спонтанно усваивается в раннем детстве, то обучение иностранному языку состоит в том, чтобы сформировать умения иноязычной речевой деятельности путем овладения системой языка через речь в процессе целенаправленного общения. Несмотря на достижения методической науки и постоянную работу по совершенствованию системы языкового образования в нашей стране проблема развития умений устной речи на уроках английского языка остается актуальной. В научно-методической литературе называют ряд источников данного противоречия.

Очевидно, что ребенок осваивает родной язык в условиях насыщенной языковой среды, в процессе общения с родителями, другими родственниками и близкими людьми, которые всячески поддерживают ребенка в овладении языком. Приступая к изучению иностранного языка, школьники, как правило, оказываются в разреженной языковой среде (не имеют тесных контактов с носителями языка) и зачастую в прозаической, формальной обстановке школьного класса.

Ещё одна причина невысокого уровня владения устной речью на иностранном языке состоит в отсутствии потребности использовать изучаемый язык как средство реального общения и самовыражения. Естественная потребность в коммуникации удовлетворяется средствами родного языка, и для её переноса на иностранный язык необходимы специальные усилия со стороны учителя.

Один из принципов современной методики обучения иностранному языку, который не всегда реализуется в школьной практике, состоит в том, что при изучении иностранного языка следует продвигаться по направлению от речи к языку. Только в этом случае речевые умения получают должное развитие. На уроках английского языка в школе можно наблюдать обратную ситуацию: процесс обучения строится на языковых правилах, а до речи учащиеся не доходят.

Немаловажной причиной низкого уровня владения устной речью является несоблюдение в процессе обучения закономерностей формирования и развития навыков и умений. Рассмотрим эти понятия более подробно. Рубинштейн С.Л. дает следующее определение навыка: это «автоматизированные компоненты сознательно выполняемой деятельности, образующиеся путем постоянного упражнения, тренировки, отработки» [5].

Как отмечает Е.И. Пассов, в понятие автоматизированноcти входят следующие компоненты:

·           определенная скорость протекания действия;

·           целостность и плавность протекания действия, если оно не односоставно;

·           экономность, т.е. отсутствие лишних движений;

·           низкий уровень напряженности;

·           готовность к включению, легкая возбудимость стереотипа [4].

Как и во всякой системе, данные компоненты находятся в неразрывной связи друг с другом.

Речевой навык обладает рядом характеристик, которые позволяют судить об уровне его сформированности. К ним относятся: бессознательность, абсолютная автоматичность, полное соответствие языковым нормам, скорость выполнения, устойчивость, то есть полное соответствие речи самой себе, несмотря на меняющиеся условия. Если все характеристики навыка отвечают вышеперечисленным, значит, речевой навык сформирован полностью. К речевым навыкам относят фонетический, лексический и грамматический навыки, а также технические навыки чтения и письма (связанные с владением графическим кодом языка).

Для полноценного общения недостаточно только речевых навыков. Обучающиеся должны произвольно и осознанно варьировать выбор и сочетание речевых операций (навыков) в зависимости от цели, ситуации, типа собеседника. Если виден результат того, что у обучающегося не возникает трудностей с этим, то с полной уверенностью можно сказать, что уже сформированы коммуникативные или коммуникативно-речевые умения. Обладать таким умением – это уметь правильно выбрать стиль речи, подчинить форму речевого высказывания задачам общения, употребить самые эффективные (для данной цели и при данных условиях) языковые (и неязыковые) средства.

Зимняя И.А. дает следующее определение умению говорить на иностранном языке: это «способность человека выражать мысли или воспринимать высказывания изучаемого языка» [3]. В иностранном языке выделяют следующие умения: чтение, аудирование, письмо и говорение. Вкратце, умение чтения – это восприятие письменной речи. Умение аудирования – это способность воспринять иностранную звучащую речь. Умение письма – это передача мыслей в письменной форме. Умение говорения – это способность передать собственную мысль, причем говорение делят на диалогическую и монологическую речь. Отсюда следует наличие еще двух умений, одно их которых – умение логической связи всех частей текста, а второе – умение мгновенной реакции на реплики собеседника.

Основой всех умений всегда выступают навыки и знания. Содержание высказывания – это база умений, а форма – фундамент навыков. В случае если обучающийся в совершенстве владеет и лексическими, и грамматическими и, фонетическими средствами, то он может отключиться от формы построения высказывания и уделить все внимание содержанию. Навык – это автоматизированный компонент умения. Умение всегда носит только творческий характер. Чаще всего в школе удается добиться развития навыков, а не умений.

Следует помнить, что в процессе изучения иностранного языка невозможно «перепрыгнуть» через какой-либо этап овладения навыками и умениями. На каждом этапе материал должен быть прочно усвоен, чтобы можно было двигаться дальше.

На основании вышеизложенного можно сформулировать ряд педагогических условий (понимаемых как требования к организации обучения иностранному языку в школе), которые будут способствовать повышению уровня умений устной речи:

·           обеспечить как можно более насыщенную языковую среду на уроках иностранного языка;

·           создать на уроке теплую, оптимистическую атмосферу доброжелательной поддержки и веры в успех;

·           сделать урок личностно-значимым на основе учета индивидуально-возрастных особенностей обучающихся;

·           обучать иностранному языку на коммуникативной основе;

·           строить процесс обучения, ориентируясь на современные достижения лингводидактики и лингвопсихологии.

Хотя это далеко не полный перечень педагогических условий, в совокупности с другими факторами обучения иностранному языку они могут способствовать повышению уровня умений устной речи.

Рассмотрим, как реализуются перечисленные педагогические условия в используемых учебно-методических комплексах по английскому языку на примере одного из разделов УМК для начальной школы «Enjoy English» под редакцией М. З. Биболетовой и О. А. Денисенко«Shopping for everything». Первый урок данного раздела начинается с заданий типа «послушайте и назовите предметы одежды», «послушайте и прочитайте слова», направленные на семантизацию и развитие фонетических навыков. Далее идет задание на закрепление лексики в условно-коммуникативной ситуации: перечислить предметы одежды, которые должен принести продавец, в алфавитном порядке. Таким способом организуется ещё одно повторение изучаемых слов. Затем следует введение конструкции «would like» в полной форме (с сокращенной формой конструкции учащиеся уже знакомы). Закрепления употребления данной конструкции учебник не предлагает. Далее идет диалог «В магазине», оформленный в форме комикса. Затем предлагается составить аналогичный диалог. Последнее задание носит коммуникативный характер. Перечисленные задания содержат много нового материала и, несомненно, содержательны, но достаточны ли они для того, чтобы подготовить обучающихся к диалогической речи? На наш взгляд, ответ на этот вопрос будет отрицательным. Даже если учесть, что далее в разделе авторы предлагают дополнительные задания на комбинирование и закрепление лексических единиц, модельные диалоги и выделенные рамкой опорные слова и выражения для ведения диалога, эти виды работы не обеспечивают перехода от формирования лексико-грамматических навыков к формированию умений устной речи.

Необходимо обеспечить значительно больше практики в восприятии звучащей речи, желательно, в сопровождении мотивирующего видеоряда, прежде чем обучающийся будет готов создавать свое высказывание. Важным моментом является и то, что перечисленные упражнения не обеспечивают мотивации к решению жизненных задач средствами иностранного языка. Упражнения не содержат проблемы, не значимы для учащихся, так как они не встречают в жизни похожих ситуаций.

Следует признать, что учебник «Enjoy English»красочен и содержателен. Его создатели постарались полно отразить в нем все типы речи и предложить разнообразные упражнения. Тем не менее, многие задания остаются ориентированными на усредненного школьника, с которым реальные дети не могут идентифицировать себя.

На наш взгляд, данный недостаток может быть в существенной степени нейтрализован, если учитель творчески подойдет к подбору дополнительных материалов, в первую очередь, мультимедийного характера. Это могут быть мультфильмы, видеофрагменты, продукты информационно-коммуникационных технологий, содержание которых более современно и связано с насущными вопросами, интересующими школьников. Благодаря привлечению дополнительных мультимедийных ресурсов будут созданы благоприятные педагогические условия, о которых речь шла выше.

Подводя итог сказанному, можно утверждать, что некоторые недостатки существующих учебно-методических комплексов не должны стать препятствием на пути к формированию умений иноязычной речи. Специально созданные на уроке педагогические условия и использование дополнительных материалов позволят организовать овладение обучающимися уверенной устной речью на иностранном языке.

 

Литература:

1.                  Биболетова, М.З. Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе [Текст] / М.З. Биболетова // Иностранные языки в школе. - 2010. - № 5.

2.                  Биболетова М.З . EnjoyEnglish - 3 класс: Учебник английского языка для начальной школы [Текст] / М.З. Биболетова. – Обнинск: Титул, 2006.

3.                  Зимняя, И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000.

4.                  Пассов, Е.И. Проблемы коммуникативных методов обучения иноязычной речевой деятельности [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Воронеж, 1992.

5.                  Пассов, Е.И. Прогрессивная концепция иноязычного образования [Текст] / Е.И. Пассов. - М.: Титул, 2000.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle