Библиографическое описание:

Шабалин Р. В., Куимова М. В. К вопросу подготовки инженеров в соответствии с задачами непрерывного образования // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1217-1218.

Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться

Сенека

В условиях мирового экономического и общественного развития, глобализации Российской системы высшего образования непрерывность образования и значимость инженерного образования приобретают особое значение. Непрерывное образование ставит центром всех образовательных начинаний человека, создание оптимальных условий для развития его способностей, реализации личностного и трудового потенциала на протяжении всей жизни.

В России развитие непрерывного образования было декларировано в 2004 году. Основными принципами непрерывного образования являются:

-   гуманизм;

-   демократизм;

-   всеохватность (вовлечение населения в образовательный процесс);

-   преемственность;

-   свобода выбора основных параметров процесса обучения (цель, вид, форма, время, место, продолжительность, стоимость, выбор учебных заведений, консультантов, преподавателей, уровень документов об образовании и т.д.);

-   опережение (ориентация на использование инновационных форм, методов, средств обучения);

-   ступенчатость;

-   системность;

-   мобильность;

-   индивидуализация;

-   открытость [2, 6].

Непрерывное образование представляется как обучение:

-   длиною в жизнь (life-long);

-   шириною в жизнь (life-wide);

-   сконцентрированное более на обучении, нежели на образовании и институтах образования [4].

Развитие инженерного образования в системе непрерывного образования является одной из первоочередных задач. Подготовка будущих инженеров должна осуществляться в соответствии с мировыми тенденциями развития высшего образования, с учетом потребностей участников образовательного процесса, в соответствии с образовательными программами [5].

Международный опыт показывает, что большее значение следует придавать непрерывному профессиональному образованию инженеров (lifelong learning), делая больший акцент на их развитии на «рабочем месте» [3]. В целом, непрерывное инженерное образование:

-   призвано готовит специалистов широкого профиля;

-   предоставляет возможности, как для личностного развития, так и для профессионального совершенствования;

-   создает условия для получения, пополнения и усовершенствования знаний, способностей и навыков в профессиональной области;

-   способствует достижению определенного социального статуса (ученая степень, ученое звание);

-   обеспечивает каждому человеку возможность формирования собственной индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста;

-   должно быть доступным в течение всей трудовой жизни [1].

Компетенции, полученные в вузе, не являются гарантией успеха на всю оставшуюся жизнь. Непрерывное образование направленно на развитие личности, удовлетворение индивидуальных потребностей в образовании. Таким образом, в процессе подготовки будущих инженеров следует развивать творческий потенциал студентов, соблюдать интеграцию учебной и практической деятельности, содержательную преемственность, формировать устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию.

 

Литература:

 

1.   Бобриков В.Н. Система подготовки инженера в условиях непрерывного технического профессионального образования: Дис. ... д-ра пед. наук. Кемерово, 2003. 458 с.

2.   Колесникова И.А. Непрерывное образование как феномен XXI века: новые ракурсы исследования // Непрерывное образование: XXI век Выпуск. 2013. № 1. С. 1-16.

3.   Лукьяненко М.В., Полежаев О.А., Чурляева Н.П. Проблемы инженерного образования и перспективы развития выпускников на рабочем месте // Информатика, вычислительная техника и инженерное образование. 2012. № 1 (8). С. 42-49.

4.   Непрерывное образование. http://ecsocman.hse.ru/data/230/695/1219/glava_1.pdf (дата обращения: 27.04.2015).

5.   Полякова Т.Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной иноязычной подготовки в инженерном образовании // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2010. № 3. С. 31-34.

6.   Ханбабаев К.М. Основные принципы и задачи непрерывного образования. http://www.ekstremizm.ru/metodika/item/159-osnovnye-principy-i-zadachi (дата обращения: 27.04.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle