Автор: Ермизина Юлия Александровна

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

III международная научная конференция «Образование: прошлое, настоящее и будущее» (Краснодар, август 2017)

Дата публикации: 26.07.2017

Статья просмотрена: 20 раз

Библиографическое описание:

Ермизина Ю. А. Образование взрослых в системе непрерывного образования. [Текст] // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 66-68.



В статье рассматриваются проблемы образования взрослых в системе непрерывного образования; раскрываются основные ценности, цели, содержание, принципы и особенности организации образовательного процесса.

Ключевые слова: непрерывное образование, образование взрослых, процесс образования взрослых

Процесс образования взрослых исторически связан с необходимостью для работающих в определенной сфере компенсирования недостаточности образовательных и профессиональных знаний. Образование взрослых — часть системы образования, её относительное обособленное подразделение, задачей которого является содействие всестороннему развитию человека [1, с.58]. Образование взрослых представляет собой направление, которое обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей лиц, занятых профессиональной деятельностью.

Образование взрослых — очень актуальная проблема общества, так как затрагивает сферы производства и науку. В настоящее время образование и наука имеют противоречивые отношения между собой. Заключается это в том, что, во-первых, образование отстает от достижений науки, что приводит к функциональной неграмотности и технологической безработице. Так, у взрослых появляется потребность в непрерывном образовании. Во-вторых, постоянные смены технологий производства обуславливают отставание самих наук — возникает функциональная неграмотность, что также затрагивает проблему образования многих категорий работников [4, с. 47].

Образование взрослых представляет собой сферу духовного производства, заключающегося в приращении деятельных способностей специалиста, его возможностей компетентного и ответственного выполнения профессиональных и общественных функций, продуцирования новых идей, технологий и решений, повышение общей культуры и нравственности, обеспечение возможностей саморазвития. Ценностью в условиях стремительных изменений технологий производства и социально-экономических отношений общества представляет личностный потенциал человека, его способности быть подлинным субъектом познавательной, социальной, профессиональной и инновационной деятельности. Поэтому человек должен рассматривается не как рабочая сила, средство общественного развития, а как его цель [2, с.122].

Непрерывное образование — процесс роста образовательного потенциала личности в течение всей жизни на основе использования системы государственных институтов и потребностей общества [3, с.45].

Сущность непрерывного образования взрослых также имеет определенную специфику и основывается на следующих факторах:

  1. приоритет духовного, интеллектуального и профессионального потенциала специалистов и руководителей народного хозяйства, науки и культуры в экономическом и социальном возрождении и процветании общества;
  2. требования быстрого обновления кадрового корпуса, обусловленные нарастающей динамикой изменений в науке, технологиях производства и в социальных процессах, идущих в мире и в российском обществе;
  3. сложившиеся у взрослых социальные ценности, цели, познавательные и профессиональные потребности и мотивы, особенности их жизненного, познавательного, социального и профессионального опыта;
  4. процессы интеграции образования, науки и производства, проявляющиеся в частности, в близости форм организации учебной деятельности слушателей к формам профессиональной деятельности специалистов [3, с.77].

Исходя из этого, являясь неотъемлемой частью общей системы непрерывного образования, получают свою определенность принципы образования взрослых.

  1. Принцип приоритетного развития человека. Означает развитие духовного, интеллектуального, социокультурного, профессионального и нравственного потенциала личности взрослого, его способностей не только эффективно обслуживать имеющиеся производственные и социальные технологии, но и осуществлять инновационные процессы, процессы социального творчества в широком смысле.
  2. Принцип преемственности. Позиционируется он в двух отношениях. Во-первых, как преемственность содержания, форм, методов, средств и условий образования на сменяющих друг друга ступенях непрерывного образования. Во-вторых, как принцип преемственности уровней развития и саморазвития человека, перемещающегося по этим ступеням в соответствии со своими познавательными, социальными и профессиональными потребностями.
  3. Принцип непрерывности образования. Его понимание обусловлено представлением о преемственности уровней развития человека и обращением к философским категориям «прерывность и непрерывность», характеризующих как структуру объекта, так и процесс его развития.
  4. Принцип диверсификации образовательных программ. То есть, гибкости реализующих эти программы видов и форм образования взрослых. Этот принцип обусловливает необходимость определения «инварианта» развития человека на каждой ступени непрерывного образования, включая образование взрослых, определения уровня актуального развития взрослого и диагностики качества полученного образования.
  5. Принцип получения взрослым образования любого вида, в любом месте, в любое время, любого содержания. Страну не вывести из кризиса в обозримые сроки, если ориентироваться на то поколение работников, которое должно пройти через базовые структуры непрерывного образования. Реализуя этот принцип в современных условиях, нужно решать проблемы отбора социально активных специалистов и руководителей, создания оптимальных возможностей для их быстрого духовного, личностного, профессионального, должностного и социального роста.
  6. Принцип обеспечения практического отношения взрослого к знаниям: усвоение им нового знания осуществляется на основе отношения к ним не как к цели учебной деятельности, а как средству решения актуальных проблем и задач, возникших перед ними на производстве и в обществе; усвоение знаний в их контексте.
  7. Принцип интеграции науки, образования и производства выражается в двух отношениях. Во-первых, содержание и процесс образования проектируется и осуществляется на языке наук в контексте социальной и профессиональной практики производства и общества. Во-вторых, система образования взрослых берет на себя часть функций науки по производству новых знаний в силу отставания науки от быстро обновляющейся социокультурной и профессиональной практики общества.
  8. Принцип ведущей роли совместных, коллективных форм организации образования взрослых, создающих возможности морально-нравственного и технологического взаимообогащения, взаимообучения, взаимообразования, проявления и формирования творческой индивидуальности каждого обучающегося взрослого.

Перечисленные принципы отражают специфику образования взрослых как органичного звена системы непрерывного образования. В то же время в нем реализуются еще три группы принципов. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1

Система принципов

1. Принципы общей концепции непрерывного образования

Представляют собой гуманизм и демократичность, гибкость, открытость к новому, передовому, опережающий характер содержания образования по отношению к нуждам производства и общественной практики, индивидуализация пути получения образования каждым, включая специалистов с высшим и средним профессиональным образованием и руководителей всех уровней.

2. Принципы андрагогики как отрасли педагогической науки

Образование взрослых, согласование содержания образования с участниками образовательного процесса.

3. Психолого-педагогические принципы

Контекстное образование: в частности принцип проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в диалогическом общении субъектов образовательного процесса — обучающихся и обучающих, принцип дидактически обоснованного использования традиционных и инновационных педагогических технологий, принцип единства обучения и воспитания.

То есть, реализация приведенной системы принципов образования взрослых как органичного звена общей системы непрерывного образования позволяет интегрировать совокупный духовный, жизненный, социальный, познавательный и профессиональный опыт всех «слушателей», обеспечить учет вклада каждого в получение результатов образования. В этих условиях «слушатель» становится реальным «мыслителем», подлинным субъектом познавательно-практической инновационной деятельности. Возвратившись на производство, он может внедрить индивидуально и совместно добытые знания в практику, опережая, таким образом, научные исследования.

Делясь своими познаниями и опытом с другими, каждый обучающийся взрослый как бы берет на себя часть функций преподавателя, что является серьезным мотивирующим фактором его включения в образовательный процесс. Преподаватель же выступает в функции не передатчика учебной информации, а педагогического технолога, организующего на современной научно-методической основе творческие процессы порождения новых знаний, целей, смыслов и ценностей самими взрослыми обучающимися.

Деятельность системы образования специалистов (взрослых) направлена на достижение следующих основных целей:

  1. увеличение вместе с другими звеньями непрерывного образования духовного и интеллектуального потенциала российского общества;
  2. постоянное стимулирование, выявление и удовлетворение потребностей взрослых в образовании;
  3. приведение кадрового корпуса к мировому уровню, способствующему процессам социально-экономического развития страны;
  4. обеспечение социальной защищенности и социальной реабилитации взрослых, устранение всех форм функциональной неграмотности в связи со структурными изменениями в экономике и социальной cфере;
  5. предоставление возможностей получения взрослым образования «для личности», прямо не связанного с выполняемыми профессиональными функциями, но обогащающего творческий потенциал человека [1, с.56].

Перечисленные цели предполагают соответствующее содержание образовательных программ. При этом нужно различать содержание обучения и содержание образования. Содержание обучения, т. е. массив теоретической информации и алгоритмов формирования умений, навыков, компетенций составляет содержание учебных программ. А содержание образования характеризует, наряду с этим, уровень морально-нравственного развития личности взрослого. Приращение этого уровня зависит не только от того, что преподается, но и от личности преподавателя, используемых педагогических технологий, условий обучения и личностного потенциала учебной группы.

Таким образом, для нормального функционирования и развития системы непрерывного образования взрослых необходимо адекватное нормативно-правовое, финансово-экономическое, материально-техническое, организационное, кадровое, информационное, психолого-педагогическое, педагогическое и научно-методическое обеспечение.

Литература:

  1. Ковалева Е. В. История педагогики и образования: учебное пособие, 2013. 256 с.
  2. Крившенко Л. П. Учебник для бакалавров: 2-е издание. М.: Сфера, 2014. 155 с.
  3. Никаноров С. П. Концептуализация предметных областей. М.: Концепт, 2011. 112 с.
  4. Новиков А. М. Методология образования. М.: Эгвес, 2012. 56 с.
Основные термины (генерируются автоматически): образования взрослых, непрерывного образования, системы непрерывного образования, Образование взрослых, непрерывного образования взрослых, системе непрерывного образования, получения взрослым образования, процесс образования взрослых, системы образования, проблемы образования взрослых, содержания образования, Процесс образования взрослых, содержание образования, форм образования взрослых, принципы образования взрослых, специфику образования взрослых, система образования взрослых, организации образования взрослых, образование взрослых, принципов образования взрослых.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос