Библиографическое описание:

Минькина Е. Н., Копий А. Г. Теория развивающего обучения // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1138-1140.

В теории развивающего обучения существует зависимость процесса обучения и конечного результата от педагогической технологии. Педагогическую технологию необходимо внедрять в педагогический процесс, так как она определяется как деятельность учителя и обучающихся. Также эта деятельность обязательно основывается на педагогических законах и закономерностях. Она нуждается в тщательном проектировании и, как следствие, — дает гарантированно высокий результат. Специфика педагогической технологии состоит в том, что в ней конструируется и осуществляется такой учебный процесс, который должен обеспечить достижение поставленных целей.

Дети — это наше будущее, именно поэтому у ребенка должны быть развиты все формы мыслительной деятельности, а именно ребенок должен уметь решать нестандартные задачи (эвристическое мышление), иметь алгоритмическое, дискурсивное, творческое, репродуктивное и продуктивное мышление.

Именно в начальных классах младшие школьники должны получить основную базу знаний, которая окажет на их дальнейшую творческую деятельность большое влияние. Поэтому для того чтобы обучающийся был всесторонне развит, необходимо применять технологию развивающего обучения.

«Развивающее обучение — это обучение, обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития учащегося на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования — способствует развитию у учащегося новых качеств личности». (В. М. Полонский) [1]

Развивающее обучение особенно способствует развитию таких психических процессов, как наблюдение, внимание, мышление, также оно направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности.

Справедлива формула: РО = ЗУН + СУД + СУМ + СЭН + СДП

Данная формула стимулирует группы качеств личности:

ЗУН — знания, умения, навыки;

СУД — способы умственных действий;

СУМ — самоуправляющие механизмы личности;

СЭН — эмоционально-нравственная сфера;

СДП — деятельностно-практическая сфера.

Приведенные группы качеств личности взаимосвязаны и представляют сложнейшую динамически развивающуюся целостную структуру. Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств, тех или иных способностей.

Среди технологий развивающего обучения можно выделить пять направлений:

-          технологии, опирающиеся на познавательный интерес (Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин — В. В. Давыдов).

-          технологии, опирающиесяна потребности самосовершенствования (Г. К. Селевко).

-          технологии, опирающиесяна индивидуальный опыт личности (технология И. С. Якиманской).

-          технологии, опирающиеся на творческие потребности (И. П. Волков, Г. С. Альтшуллер).

-          технологии, опирающиеся на социальные инстинкты (И. П. Иванов). [2]

Обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности.

Втехнологии развивающего обучения учащемуся отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:

-     целеполагание;

-     планирование и организация;

-     реализация целей;

-     анализ результатов деятельности.

Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.

Так, в деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании, — самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, организованность. На этапе реализации целей воспитываются: трудолюбие, мастерство, исполнительность, дисциплинированность, активность. На этапе анализа формируются: отношения, честность, критерии оценки, совесть, ответственность, долг. [3]

В развивающем обучении ребенок является полноценным субъектом деятельности.

Одной из первых попыток практической реализации идеи развивающего обучения, было обоснование развития как ведущего критерия оценки работы школы, опытно-экспериментальное исследование объективных педагогических закономерностей в соотношении обучения и развития. Эта попытка была предпринята Л. В. Занковым.

Познание этих закономерностей рассматривалось как шаг к утверждению новой дидактической системы, которая должна обеспечить значительно выше, чем массовая, в частности самая передовая, педагогическая практика. Целью обучения на этой основе стало — достижение оптимального уровня общего развития учащихся.

Л. В. Занков обосновал возможность применения в педагогических исследованиях различных видов педагогического эксперимента, выдвинул и реализовал идею включения в педагогический эксперимент психологических методов изучения общего развития учащихся как средства результативности педагогических нововведений.

Л. В. Занковым была создана дидактическая концепция начального обучения, направленная на общее развитие учащихся. Основными критериями при определении этого уровня были развитие наблюдательности, абстрактного мышления и практических действий.

В целом система развивающего обучения имела в своей основе такие взаимосвязанные принципы:

-     принцип обучения на высоком уровне сложности;

-     принцип обучения быстрым темпом;

-     принцип ведущей роли теоретических знаний;

-     принцип осознания учащимися процесса учения;

-     принцип целенаправленной и систематической работы по развитию всех учащихся.

Содержание развивающего обучения ориентировано на познание общей картины мира средствами науки, литературы, других видов искусства.

Д. Б. Эльконин является автором теории игровой и учебной деятельности, эффективной технологии обучения учащихся на основе звукового анализа слов.

Своеобразие учебной деятельности учащихся Д. Б. Эльконин видел не в усвоении знаний и умений, а в самосознании учащегося. При этом учащийся сознательно воспринимает учебную деятельность как особую деятельность, личную цель. Так в начале 60-х годов XX в. Были сформулированы основы концепции развивающего обучения, в которой учащийся являлся не объектом воздействий преподавателя, а субъектом учения, которым является самосознание.

Работа учащегося на занятии нацелена на активный поиск средств и способов решения обозначенных задач, при этом неверные суждения учащегося трактуются как «проба мысли», а не ошибка. Данная система позволяет исключить репродуктивный способ обучения и помогает осуществить переход к деятельностной педагогике, развивающей у обучающегося теоретическое мышление.

Особенностью данной авторской методики является то, что учащиеся принимают активное участие в обучающем процессе.Преподавателю отводится на уроке не основная роль, а вспомогательная. Он только направляет и координирует работу учащихся. Ведущий вид деятельности на уроках — групповой, а преобладающая форма — дискуссии, экспериментально-практическая работа.

Учащийся может самостоятельно определить предмет исследования, выдвинуть возможные способы и пути исследования, а также анализировать и критически оценивать собственные предположения и аргументы одноклассников, что способствует формированию и развития объективного, самостоятельного мышления.

В качестве практической реализации теоретических аспектов теоретических аспектов теории развивающего обучения был разработан проект учебного занятия по дисциплине мировая художественная культура для учащихся 10 класса.

Целью данного проекта стало формирование представлений о многообразии культурных памятников эпохи Древнего Египта.

Задачей проекта являлосьформирование эстетического отношения обучающихся к памятникам мировой культуры конкретной эпохи; развитие умений анализировать и систематизировать информацию, а также умение анализировать различные информационные источники.

В итоге работы цель проекта была достигнута.Обучающиеся активно участвовали в беседе и отвечали на заданные вопросы, находили необходимую информацию из предоставленных им источников. Таким образом, можно сказать, что обучающиеся усвоили предоставленный им материал.

Л. В. Занков обосновал основные дидактические принципы развивающего обучения, существенно отличные от принципов традиционной дидактики (наглядности, сознания, систематичности и т. д.), направленных на успешное обучение, то есть усвоение учащимися знаний, умений, навыков.

Методика развивающего обучения характеризуется отсутствием отметок и минимизацией домашней работы. В результате чего обучающиеся не испытывают переутомления и они окружены атмосферой комфорта. Складываются партнерские отношения между преподавателем и обучающимися, что положительно влияет на результат работы. У обучающихся по методике развивающего обучения формируется свой подход к изучению предмета, они отстаивают свою точку зрения, стараются самостоятельно мыслить и принимать самостоятельные решения. Таким образом можно сделать вывод, что методика развивающего обучения и теория развивающего обучения в целом способна воспитать гармонично развитую личность.

 

Литература:

 

1.    Большой психологический словарь Под. Ред. Мещерякова Б. Г., Зинченко В. П. М.: 2003–672 с.

2.    Развивающее обучение // URL: http://www.bibliofond.ru/view. html

3.    Теория развивающего обучения // URL: http://www.studfiles.ru/preview. html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle