Библиографическое описание:

Тайлаков Н. И., Баходирова З. Б. Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1188-1190.

В работе рассмотрены и обоснованы педагогические условия, способствующие формированию основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей социально-экономического профиля.

Ключевые слова. Информационная образовательная среда, педагогические условия, экономическая компетентность.

In work it is revealed and proved set of the pedagogical conditions promoting formation of bases of economic competence of pupils of professional colleges in the course of a social and economic profile.

Keywords.Information educational environment, pedagogical conditions, economic competence.

 

На нынешнем этапе развития общества неотъемлемой частью организации учебно-воспитательного процесса в профессиональных колледжах социально-экономического профиля является формирование основ экономической компетентности личности учащихся, что является одной из граней ее социализации [1–4].

Для формирования экономической компетентности учащихся профессиональных колледжей в образовательных учреждениях социально-экономического профиля необходимо создать несколько инновационных направлений организации учебно-воспитательного процесса, одним из которых можно выделить информационно-образовательную среду экономической направленности, которая является источником большого объема информаций экономического содержания, поступающих к индивиду по различным информационным каналам [1,4,5].

Создание информационно-образовательной среды экономической направленности рассматривается как способ организации взаимодействия субъектов в образовательном процессе (учителей и учащихся), вследствие чего происходят прогрессивные личностные изменения каждого ученика, что оптимально влияет на формирование основ экономической компетентности учеников колледжей [4]. Следует отметить, что в информационно-образовательной среде экономической направленности учащиеся обучаются, самореализуются в различных программах экономического образования.

Как нам представляется, информационно-образовательная среда состоит из информационных блоков.

Информационный блок направлен на обеспечение овладения учащимся основ современной экономики, в который включены знания фундаментальных экономических положений, имеющих методологический смысл для усвоения всех остальных знаний: знание современных экономических теорий, а также истории развития экономической мысли, знание основ проектирования, знаний особенностей организации трудового процесса, знание о сущности и роли предпринимательства, знание основ организации предпринимательского дела. Отличительной чертой информационных блоков является то, что учащийся «погружен» в различные программы социально-экономического образования. Информационный обмен учащихся социально-экономического профиля содержательно и количественно отличается от информационного обмена базового уровня, в котором участвуют другие учащиеся, и это одна из важнейших причин различной образованности людей. «Человек другого круга», говорим мы, — это человек, воспитанный в другой системе информационных сред, и как следствие этого, по — другому «образованный», в нашем случае экономически образованный. Необходимость целенаправленного создания информационно-образовательной среды экономической направленности обусловлена тем, что формирование экономически образованной личности средой — это процесс обретения личностью собственного экономического опыта в процессе социализации. Значение среды в подобном становлении огромно, так как она или поддерживает, или разрушает деятельность человека, стимулирует человека к достижению успеха, к самореализации или, напротив, создает препятствия для его развития.

Основы экономической компетентности выпускника как интегральное качество сформируется только в том случае, если в специально организованной информационно-образовательной среде экономической направленности будет осуществляться в доступных ее видах квазиэкономическая деятельность через проективные формы работы в образовательном процессе, которые можно выделить как следующие инновационное направление.

Одним из видом развивающих инновационных технологий является проектная деятельность, которая создает условия для интеграции предметного содержания, развития пользовательских навыков в информационных технологиях, формирование исследовательских, коммуникативных, рефлексивных умений учащихся.

Проектную деятельность учеников колледжей мы обозначаем как деятельность, представляющую собой процесс реализации деловой идеи от первоначального замысла до ее реализации с целью получения результата, прибыли. При этом процесс реализации включает в себя классическую последовательность следующих этапов: выбор идеи для проработки проектной работы, осуществление практической деятельности по реализации проекта, анализ полученных результатов на соответствие первоначальным целям, оценка прибыли.

Как мы уже отмечали, формирование основ экономической компетентности как интегративного качества личности предполагает формирование у учащихся коммуникативных способностей, т. е. владение навыками общения, умение определять для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими в группе — все это помогает учащимся почувствовать силу единения. Именно развитие этих качеств необходимы для успешной профессиональной деятельности в будущем, в частности при работе в различных объединениях, фирмах, компаниях. На наш взгляд, только включение учащихся в инновационные образовательные технологии может дать образовательный эффект. Только таким образом ученики могут снять образ проживания в экономической деятельности, получить позитивный опыт экономической деятельности.

Таким образом, формирование основ экономической компетентности учащихся колледжа в процессе социально-экономического образования мы связываем с

-          созданием в колледже информационно-образовательной среды экономической направленности на основе ценностных ориентаций учеников колледжей, способствующей приобщению их к экономической деятельности;

-          введением в учебный процесс элективных курсов, направленных на формирование представлений о процессах, связанных с экономической деятельностью;

-          организацией проектной деятельности учащихся, способствующей приобретению практических навыков в экономической деятельности;

-          формированием у учащихся коммуникативных способностей- как одного из факторов успешности будущих специалистов и составляющей общей компетентности личности.

 

Литература:

 

1. Тубельский А. Н. Новая модель образования учеников профессиональных колледжей: опыт создания / А. Н. Тубельский, М. Е. Кукушкин, М. В. Старостенкова. — М.: Сентябрь, 2001. — 144 с.

2. Хлопотова Е. В. Формирование экономической компетентности будущего учителя технологии и предпринимательства: автореф. дис... канд. пед. наук / Е. В. Хлопотова. — Екатеринбург: 2005. — 22 с.

3. Шемякин Б. П. Экономическое воспитание учеников колледжей: вопр. теории и методики / Б. П. Шемякин. — М.: Педагогика, 1996. — 96 с.

4. Оспенникова Е. В. Информационно-образовательная среда и методы обучения / Е. В. Оспенникова // Школ. технологии. — 2002. — № 2. — С. 31–43.

5. Цой М. Н., Тайлаков У. Н., Тайлакова Ш. Н. Открытые образовательные ресурсы в Узбекистане. Методическое пособие для учителей. Ташкент. 2014. 156 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle