Библиографическое описание:

Семененко С. В. Теоретические основы формирования конкурентного потенциала торговой организации // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 707-710.

Возникновение терминологии конкурентного потенциала организации предопределено развитием конкуренции, расширением содержания потенциала вследствие появления новых видов ресурсов, способностей и возможностей, создаваемых новыми условиями экономической деятельности в конкурентной среде [4, с. 82]. Трактовке конкурентного потенциала организации отличаются значительным разнообразием, выделенными аспектами: ценностным, товарным, отношенческим, стратегическим, поведенческим, структурным, причинно-следственным, оценочным.

Конкурентный потенциал торговой организации трактуется как системная совокупность ее возможностей и способностей в функциональной сфере торговой деятельности, образуемая посредством трансформации потенциала организации в конкурентный потенциал под влиянием конкуренции, определяемая наличием фактических конкурентных преимуществ и их использованием в реализованной компоненте конкурентного потенциала (отражаемых фактической конкурентоспособностью организации) и потенциальных конкурентных преимуществ в резервной компоненте конкурентного потенциала (отражаемых стратегической конкурентоспособностью организации), условием реализации которых в конкурентном потенциале выступают ключевые компетенции торговой организации [7, с. 146] (рис. 1).

Рис. 1. Схема взаимосвязи базовых категорий формирования конкурентного потенциала организации

 

Выявленные имманентные свойства конкурентного потенциала торговой организации потребовали детального исследования его структуры, проведенного посредством содержательного обзора существующих вариантов ее представления и их систематизацией по видовому, элементному и системному признакам.

В развитие видовой структуры конкурентного потенциала предложено ее дополнение коммерческим, технологическим, коммуникационным, потребительским и имиджевым потенциалами, отражающими функционально-отраслевую специфику деятельности торговой организации [6, с. 234].

Авторская система элементов конкурентного потенциала торговой организации дана по его структурообразующим видам. Обосновано, что данные элементы не характеризуются строгим распределением по видам потенциалов, а отдельные из элементов являются универсальными, приемлемыми для одновременного использования при формировании всех видов потенциала [5, с. 124]. Например, элементы технологического потенциала могут использоваться в коммуникационном (технологии коммуникационного взаимодействия), потребительском (технологии удовлетворения потребностей потребителей), имиджевом (технологии формирования имиджа торговой организации) потенциалах и т. д.

Выделение системного признака структуризации конкурентного потенциала основывалось на положении о том, что «системность» должна обеспечиваться не столько иерархией соподчиненности видов и элементов потенциала, их взаимосвязями, сколько возможностью учета различных классификационных признаков, позволяющих типизировать конкурентный потенциал как системную целостность, безотносительно к его отдельным видам [8, с. 152]. Таковыми признаками явились стадия востребованности и уровень использования в экономической деятельности, экономическая целесообразность существования нереализованного потенциала, природа происхождения.

Как и любой другой экономический феномен, конкурентный потенциал торговой организации не является стабильным. В первую очередь это обусловлено его сущностными характеристиками (возможностями и способностями), подлежащими формированию, использованию и развитию, т. е. классическим стадиям динамики [9, с. 172]. Кроме того, динамичность конкурентного потенциала определяется существованием особых условий: конкуренции (базовое), конкурентных преимуществ торговой организации и ее ключевых компетенций (обеспечивающих), конкурентоспособности (условия, результирующего трансформацию конкурентных преимуществ в ключевые компетенции организации) [10, с. 88] (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь стадий и условий динамичности конкурентного потенциала торговой организации

 

Конкуренция формируется и развивается во внешней по отношению к торговой организации рыночной среде, а поэтому выступает как объективное условие для изменения конкурентного потенциала организации [2, с. 52]. Ее влияние на динамичность конкурентного потенциала обосновано с позиций поведенческой, структурной и функциональной трактовки конкуренции. Обеспечивающие условия изменения конкурентного потенциала торговой организации (конкурентные преимущества и ключевые компетенции) выступают условиями субъективного характера, формируемыми, используемыми и развиваемыми не столько средой, сколько экономической деятельностью самой торговой организации в функционально-отраслевой сфере [1, с. 18]. Обеспечивающие условия изменяются одновременно в двух направлениях: с точки зрения эволюционного движения по классическим стадиям динамики; с точки зрения сущностных изменений конкурентных преимуществ и их содержательной трансформации в ключевые компетенции организации [12, с. 152]. Эти положения доказаны посредством анализа теоретических взглядов на сущность конкурентных преимуществ и вариантов их систематизации [3, с. 106]. Авторская классификация конкурентных преимуществ основана на признаках среды формирования, степени устойчивости, взаимного влияния, возможности маневрирования ресурсами, периода проявления. Результирующим условием перехода конкурентных преимуществ в ключевые компетенции торговой организации выступает ее конкурентоспособность, разделяемая на фактическую (в части фактического использования конкурентных преимуществ организации) и стратегическую (в части потенциального использования ключевых компетенций организации) [14, с. 61].

Конкурентные преимущества торговой организации выступают базисом формирования ее ключевых компетенций, сущность которых определяется во взаимосвязи с конкурентным потенциалом, ресурсами, конкурентными преимуществами, конкурентоспособностью, что доказано результатами анализа трактовок ключевых компетенций [11, с. 82]. Конкурентные преимущества рассматривались как причина, а ключевые компетенции как следствие. Теоретическое обоснование изложенных утверждений дано с использованием положений, разработанных в рамках школ стратегического планирования, позиционирования и ресурсной школы [13, с. 270].

По результатам проведенных исследований автор пришел к выводу о том, что с позиций динамики конкурентный потенциал торговой организации:

-        представляет собой совокупность реализованных способностей в процессе функционирования торговой организации, создающих ее конкурентные преимущества;

-        отражает фактическое использование возможностей торговой организации и резервы их роста, определяющие фактическую и стратегическую конкурентоспособность;

-        ориентирован на рост способностей и возможностей в стратегической временной перспективе, условия для которого создаются уникальными для торговой организации ключевыми компетенциями.

 

Литература:

 

1.         Gryshchenko N. V., Serebryakova N. A., Syroizhko V. V. МETHODOLOGY OF COST MANAGEMENT BUSINESS ORGANIZATION IN CONDITIONS OF INSTABILITY / N. V. Gryshchenko, N. A. Serebryakova, V. V. Syroizhko // В книге: Sustainable economic development of regionsby L. Shlossman. Vienna, 2015. С. 14–26.

2.         Баутин В. М., Серебрякова Н. А., Сидоров В. М. Устойчивое развитие предприятий на основе рационального использования ресурсов. Монография / В. М. Баутин, Н. А. Серебрякова, В. М. Сидоров; М-во образования и науки РФ, ГОУВПО «Воронежская государственная технологическая академия». Воронеж, 2011.

3.         Вертакова Ю. В., Серебрякова Н. А. Оценка формирования процесса управленческого консультирования / Ю. В. Вертакова, Н. А. Серебрякова // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 3. Ч.2. (42). С. 103–112.

4.         Клименко О. И., Семененко С. В. Теория и методология исследования конкурентного потенциала торговой организации. Монография / О. И. Клименко, С. В. Семененко. Белгород, 2013.

5.         Семененко С. В. Методические аспекты формирования и управления конкурентным потенциалом организации / С. В. Семененко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 2. С. 121–129.

6.         Семененко С. В. О подходах к совершенствованию управления инновационными изменениями / С. В. Семененко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 1. С. 232–235.

7.         Семененко С. В. Эволюционный подход к исследованию конкурентного потенциала торговой организации / С. В. Семененко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 1 (49). С. 143–153.

8.         Семененко С. В., Серебрякова Н. А. Разработка модели процесса поиска и выбора консультанта и развития организационного оформления центров управленческого консультирования / С. В. Семененко, Н. А. Серебрякова // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2012. № 3. С. 149–155.

9.         Семененко С. В., Сыроижко В. В. Современное развитие потребительской кооперации как фактор обеспечения возрождения сельских территорий / С. В. Семененко, В. В. Сыроижко // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4 (48). С. 170–178.

10.     Семененко С. В. Тонких В. А., Фарберова О. Е. Российское предпринимательство в XX — начале XXI века: история, право, теория и практика. Монография / С. В. Семененко, В. А. Тонких, О. Е. Фарберова. Воронеж, 2012.

11.     Серебрякова Н. А. Маркетинговый инструментарий в сфере услуг (часть 1) / Н. А. Серебрякова // Теоретические и прикладные вопросы экономики и сферы услуг. 2012. Т.1. № 5–1. С. 71–85.

12.     Серебрякова Н. А. Методический подход к развитию управленческого консультирования / Н. А. Серебрякова // Вестник Донского государственного технического университета. 2012. Т. 12. № 5 (66). С. 150–155.

13.     Сыроижко В. В., Воронова М. А., Кульнева И. И. Перспективы развития заготовительной деятельности в системе потребительской кооперации Воронежской области / В. В. Сыроижко, М. А. Воронова, И. И. Кульнева // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2013. № 4 (48). С. 265–272.

14.     Сыроижко В. В., Крутских Н. С. Финансовые методы управления прибылью / В. В. Сыроижко, Н. С. Крутских // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 2. С. 62–66.

15.     Ульченко Т. Ю. Роль маркетинговых исследований в оценке рынка зерна / Т. Ю. Ульченко // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12–1 (41–1). С. 852–854.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle