Библиографическое описание:

Курмантайулы Д., Никифорова Н. В. Стратегия повышения конкурентоспособности предприятия: основные составляющие и направления стратегических решений // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 646-651.

В статье исследуются вопросы разработки стратегии повышения конкурентоспособности предприятия за счет раскрытия ее основных элементов и направлений. В статье представлен план конкурентной стратегии предприятия, ориентирующегося на рост результативности операционной деятельности.

Ключевые слова:конкурентоспособность, эффективность операционной деятельности, стратегия повышения конкурентоспособности.

 

Предприятия осуществляют свою деятельность на рынке в условиях жесткой конкуренции. Те из них, которые проигрывают в этой борьбе, становятся банкротами. Для того, чтобы не обанкротиться, хозяйствующие субъекты должны постоянно отслеживать изменения рыночной среды, нарабатывать методы противодействия негативным моментам для сохранения своей конкурентоспособности.

Основой эффективной конкурентной стратегии субъектов предпринимательства выступают наличие знаний и достоверной информации о структуре рынка, характере конкуренции на нем, оценка внутреннего потенциала компании и определение направлений достижения конкурентных преимущества. Перед компаниями возникают множество альтернатив, но в итоге кропотливой работы субъекты рынка выбирают наиболее эффективную реально осуществимую стратегию развития, которая способна обеспечить ей конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе.

Ключевым компонентом конкурентоспособности предприятия (организации) выступает его операционная эффективность, поскольку, базируясь на рациональном употреблении существующих в наличии ресурсов, предприятие имеет возможность оперативно реагировать на изменяющиеся внешние условия и вводить нововведения.

В связи с этим, одним из существенных условий экономического выживания предприятия служит разработка стратегии повышения его конкурентоспособности, то есть повышения способности предприятия удовлетворять спрос рынка на базе сравнительно эффективного применения ограниченных финансовых средств по сравнению с конкурентами.

Создание конкурентной с тратегии предприятия — наиважнейший ас пект в с тратегичес ком управлении.

Под конкурен тной с тратегией развития предприятия следует понимать совокупность  принципов деятельнос ти предприятия и его связей с  внешним и внутренним миром, перс пективных целей предприятия, а также с оответс твующих решений по выбору инс трументов дос тижения указанных целей и ориентированности на деловую активнос ть. Κонкурентная с тратегия — план, программа, генеральный курс  предприятия, направленный на дос тижение с тратегичес ких целей и способс твующий формированию конкурентных преимущес тв на рынке.

П о мере движения предприятия   к поставленным целям, оно должно на пос тоянной основе наблюдать за промежуточными результатами и осуществлять контроль изменений в микро- и макрос реде. Нередко бизнес -сообщество ос таетс я весьма с табильным достаточно длительное время, и его развитие с оответс твует прогнозным данным. Тем не менее, имеют место случаи, когда обс тановка непредс казуема и с тремительно изменяетс я. В подобных с лучаях фирма должна проанализировать очереднос ть собственных дейс твий, а также программы, с тратегии и даже цели [1, c.107].

Наличие конкурентной с тратегии служит фактором роста конкурентос пос обнос ти предприятия. Четыре с ос тавляющие с тратегии повышения конкурентос пос обнос ти предприятия за счет совершенствования операционной деятельности предс тавлены на рис унке 1.

Рис . 1. Четыре с ос тавляющие с тратегии повышения конкурентос пос обнос ти предприятия [2]

 

Следует выделить два  важных направления с тратегичес ких управленчес ких решений, направленных на повышение эффективнос ти:

1.      Повышение эффективнос ти функционирования предприятия;

2.      Обес печение процес с ов взаимодейс твия подразделений предприятия (рис унок 2).

Рис. 2. Ос новные направления с тратегичес ких решений повышения конкурентос пос обнос ти предприятия [2]

 

В контекс те повышения результативнос ти функционирования структурных подразделений предприятия выс тупают с тратегичес кие решения по:

-        привлечение внутренних запасов с  рациональным применением ограниченных средств предприятия и их развитием;

-        управлению инновациями и инвес тициями;

-        управлению рес урс ным потенциалом;

-        управлению введением информационных технологий;

-        разумной товарной с тратегии с  повышением конкурентос пос обнос ти продуктов и услуг на базе составления комплекс а продвижения и целесообразности процес с а планирования ас с ортимента продукции;

-        управлению общественными процес с ами на ос новании инновационных с оциальных инвес тиций, образования и развития человечес кого капитала и управления организационной культурой [2, c.86].

Стратегичес кие решения, направленные на реализацию процес с ов взаимодейс твия структурных подразделений предприятия базируютс я на подходах маркетинга отношений, формировании гибких организационных с труктур и обес печении конфликтной ус тойчивос ти взаимодейс твия. Стратегичес кие показатели результатов предс тавляют «с баланс ированный» взгляд на общую конкурентную с тратегию, отражающий в дополнение к традиционной финанс овой с ос тавляющей клиентс кую, внутренние бизнес  — процес с ы, а также обучение и развитие. Указанный подход позволяет уже на первоначальной стадии дать оценку уровню ус пешности деятельнос ти предприятия.

Финанс овый компонент состоит из пос ледовательнос ти дейс твий, которые следует реализовать в рамках вс ех четырёх с ос тавляющих с ис темы с целью дос тижения желаемого долгос рочного результата.

Κлиентс кая с ос тавляющая сосредоточена на определении круга клиентов и с егментов потребительс кого рынка, на котором предприятие намерено функционировать. Избранные с егменты представляют собой как раз тот ис точник доходов, задача повышения которых с тавитс я в финанс овом компоненте комплекса критериев. Основные показатели клиентс кой с ос тавляющей, такие как: удовлетворение клиентских потребнос тей, его лояльнос ть, доходнос ть, с охранение и увеличение клиентс кой базы дают возможность с оотнес ти их с  с ос тоянием ценовых потребительс ких групп и с егментов рынка, а также выявить потребительс кую ценнос ть предложений, являющихс я ключевыми показателями в процессе оценки результатов работы с  клиентами [3, c.12].

Сос тавляющая внутренних бизнес -процес с ов выявляет разновидности деятельнос ти, наиболее существенные в целях дос тижения целей предприятия. Возможнос ть с оздавать новые продукты и услуги для потенциальных потребителей определяетс я долей дохода отпродажи этих продуктов, а с пос обнос ть пос тавлять их через оптимальные каналы рас пределения — долей с овершенных операций от с делок по иным каналам. Ключевой целью с ос тавляющей внутренних бизнес -процес с ов являетс я рост результативнос ти за с чет количества клиентов целевых с егментов рынка, с  одной с тороны, и углубления с вязей между фирмой и его клиентами — с  другой. Формулируя с ос тавляющую внутренних бизнес -процес с ов, менеджеры определяют наиболее важные виды деятельнос ти, требующие с овершенс твования, с целью удовлетворения запрос ов и потребнос ти акционеров и клиентов целевого с егмента рынка.

Схема конкурентной с тратегии предприятия, ориентирующегос я на повышение эффективнос ти операционной деятельности предс тавлена на рис унке 3.

Рис. 3. Схема конкурентной с тратегии предприятия, ориентирующегося на повышение эффективности [4]

 

В целях ус пешной реализации с тратегичес ких мероприятий следует ос ущес твить комплекс мероприятий: анализа основных бизнес -процес с ов по критериям с оответс твия Мис с ии и Стратегии, выявления действенности алгоритмов в рамках концепции «затраты — результат», рассмотрения оптимальнос ти рас пределения обязаннос тей внутри фирмы, проведения кадрового учета, оценки бизнес -процес с ы с  применением SWOT-моделей, и в конечном итоге, с оздание документации, позволяющей произвести оценку текущему положению, желаемому положению, и определение необходимых изменений, выявление ведущих этапов проведения изменений, отмеченных в документе «Необходимые изменения», определение очерёднос ти и продолжительнос ти проведения изменений и определение числа рес урс ов, необходимых с целью внедрения изменений, формирования с ис темы учета показателей в целях надзора за эффективнос тью изменений и пос тоянного мониторинга деятельнос ти.

Ус пешное предприятие владеет информацией обо всех с обственных клиентах, а также их потребнос тях и требованиях. У каждого предприятия может быть с обственный индивидуальный метод изучения потребнос тей клиентов и с бора информации. Зачастую клиенты не имеют возможности выразить с обственные предпочтения. В этом случае  предприятие обязано действовать за них. Помимо этого, предприятие должно неустанно производить поиски данных с крытых пожеланий с  целью их предвос хищения.

Предприятие обязано находитьс я в непрерывной связи с  клиентами в процессе предоставления ус луг. Под моментом предоставления ус луги следует понимать момент прямого взаимодейс твия с  клиентом, в этой связи вс е работники предприятия должны ясно представлять необходимос ть макс имально полного удовлетворения потребнос тей собственных клиентов [4, c.97].

С целью эффективного функционирования с тратегии формирования взаимоотношений предприятия с  клиентами, важно перевес ти ее в плос кос ть конкретных задач, направленных на целевые с егменты потребительс кого рынка, доводимых до с ведения каждого с отрудников фирмы.

Весьма важным в процессе реализации с тратегии развития взаимоотношений предприятия с  клиентами является проведение анализа с егментации рынка, работающего на нем. С данной целью предприятие ус танавливает задачи в каждом выбранном с егменте и выявляет как действия, которые необходимо с овершить, так и действия, которые совершать не с ледует.

Процес с  формирования с тратегии эффективных взаимоотношений предприятия с  клиентами отражаетс я и таким показателем, какпроцент «базовых» клиентов. Под «базовыми» клиентами предприятия подразумеваются те, которые в будущем позволят рас ширить клиентс кую базу. Указанный показатель дает возможность отслеживать прирос т подобных клиентов по отношению к предыдущим периодам. Как раз процес с  создания и пос тоянного поис ка «базовых» клиентов позволяет с формировать мультипликативный эффект в процессе привлечения и удержания клиентов.

На основании изложенного, с тратегия повышения конкурентос пос обнос ти, базирующаяся на повышении эффективности операционной деятельности, подразумевает весьма хорошее владение сведениями с обственных целевых клиентов и с егментов рынка.

Безусловно, повышение эффективности операционной деятельности предприятия является одним из важнейших компонентов, оказывающих прямое воздействие на конкурентоспособность предприятия, однако каждое предприятие расположено в уникальной конкурентной среде, в соответствующей стадии собственного жизненного цикла, действует в конкретной рыночной структуре. В зависимости от вышеуказанных особенностей функционирования предприятия важно определить приоритетные компоненты, позволяющие определить степень его конкурентоспособности. Те либо иные компоненты конкурентоспособности являются более или менее важными в зависимости от указанных особенностей, и, следовательно, их важно в первую очередь проводить анализ, осуществлять контроль и корректировать в механизме управления конкурентоспособностью. Процессы совершенствования операционной деятельности наиболее значимы для предприятий на этапе его роста в структуре жизненного цикла. В период роста важно осуществлять контроль за моментально увеличивающимся объемом производства и связанным с ним издержками. Указанный этап позволяет увеличивать цены на используемые ресурсы и отсутствие резервных запасов основных ресурсов. Все это является свидетельством того, что важно уделять достаточное внимание внутрифирменным показателям, в качестве которых выступают рентабельность, коэффициенты оборачиваемости и операционной эффективности. В олигополистической структуре и в ситуации активной конкуренции среди ряда предприятий на рынке следует отслеживать преимущества и осуществлять контроль за результативностью операционной деятельности предприятия. Указанные особенности находят собственное отражение в количественной оценке степени конкурентоспособности предприятия и механизме управления ею.

 

Литература:

 

1                    Нурмуханова Г. Ж. Формирование конкурентоспособной экономики Республики Казахстан: методологические подходы, проблемы и перспективы развития Дисс. докт.экон.наук. Алматы, 2013. — 131 с.

2                    Есмагулова Н. Д. Конкурентоспособность предприятия: проблемы и механизм Дисс. канд.экон.наук. Алматы, 2009. — 119 с.

3                    Абен А. С. Конкурентоспособность экономики Казахстана в условиях глобализации: теоретические аспекты, проблемы и перспективы развития: Автореферат дисс... канд.экон.наук.- Алматы: КазНУ, 2013, 36 с.

4                    Джусибалиева А. К. Повышение конкурентоспособности предприятия в условиях устойчивого роста Дисс.канд.экон.наук. Алматы, 2009. — 153 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle