Автор: Закиряева Нодира Гафуровна

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Библиографическое описание:

Закиряева Н. Г. Воспитательное значение золотошвейных узоров // Молодой ученый. — 2015. — №9. — С. 1293-1295.

Бухара издревле является родиной золотошвейного искусства. Бухарские золотошвейные изделия славятся на весь мир. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан очень интересуются бухарскими золотошвейными изделиями. Кроме этого, за годы независимости по мере возрастания национальных ценностей, спрос на золотошвейные изделия возрос и на внутреннем рынке.

В связи с этим, объектом наших исследований явилось изучение разновидностей золотошвейных узоров и их символическое значение. Бухарское золотошвейное искусство имеет очень долгую и интересную историю. Из исторических источников известно, что орнамент золотого шитья в основе своей почти исключительно растительный, в большей или меньшей степени геометризованный. Сюжетом его являются различного рода цветочные и лиственные мотивы: кусты, деревья, ветки, вазоны с цветами, плоды, фрукты. Из изображений плодов и фруктов в орнаментальную композицию часто включались миндаль, гранат, черешня, виноград.

У бухарских вышивальщиков золотом существует своя своеобразная и детально разработанная терминология, как для обозначения различных моментов процессов шитья, так и для определения названий отдельных элементов узоров, являющаяся результатом длительного развития этого искусства. Для определения названий цветочных мотивов узора вообще употреблялся термин «гуль»— цветок, а для лиственных «барг»— лист. Но помимо этих обобщающих групповых названий, для каждого вида цветочного и лиственного узора существовали собственные, только данному виду присущие названия.

Орнамент, который называют «бодом», «калампур», «восточный огурец», считается божественным благоволением, оберегом от болезней -это космический символ возрождения, мироздания. Тюльпан ассоциировался с символами пробуждающейся природы, со встречей Навруза, он был символом красоты, любви, невинности. Зерно — символ плодородия, начало и зарождение новых всходов.

Широко распространенный в орнаментике скотоводческих племен Средней Азии мотив бараньего рога «тагаляк», по всей вероятности, оказал воздействие на элементы растительного узора. В результате один из видов побега приобрел вместе с новым названием и соответствующие формы стилизации, в некоторых случаях действительно напоминая схематичное изображение бараньего рога. В золотом шитье этот орнаментальный мотив («тагаляк») употреблялся для заполнения свободных промежутков фона вышивки.

Такие названия цветочных узоров, как «гули-чинни» — «хризантема» и «гули-кашкари» — «кашгарский цветок» говорят о их заимствовании. Образцом для заимствования послужили, по-видимому, рисунки китайского фарфора, который издавна завозился в Среднюю Азию и высоко ценился здесь, а в XIX—XX вв. был широко распространен среди зажиточных слоев городского населения Бухары.

Монументальные памятники архитектуры с их пышным декоративным убранством из многоцветной мозаики, тонкой рельефной майолики дали также богатый материал для творческой фантазии создателей орнаментальных форм для золотого шитья. К этой категории узоров относятся: «мехраб» — ниша в мечети, показывающая молящимся направление на Мекку, которая оформлялась обычно в виде стрельчатой арки, «китеба» — орнамент, повторяющий форму горизонтальных картушей с надписями, помещавшимися в верхней части стены, под карнизом в жилых домах, мечетях, в кельях медресе. Древние архитектурные памятники Бухары дали также материал для появления узора «кошин» и ряда других узоров.

В таблице № 1 приведены разновидности золотошвейных узоров и их символическое значение.

Таблица 1

Название национальных узоров и их значение

№ 

Название узора

Символическое значение

Рисунок

1

Tумор

Оберёг семьи от злых глаз и нечистой силы

2

Нож

Оберёг семьи от тёмной нечистой силы

3

Бутон цветка

Мечта создания новой семьи

4

Птицы

Спокойная и мирная жизнь

5

Гранат

Многодетность и благополучие в семье

6

Круг

Свет и теплые отношения в семье

7

Миндаль

Многодетность и благополучие в семье

8

Красный перц

Оберёг от злых глаз и нечистой силы

 

Выводы

Изучение национальных золотошвейных узоров позволило выявить наиболее часто встречаемые узоры, их название и значение, откуда они заимствованы. Изучение национальных узоров имеет большое значение для воспитания молодёжи. Через изучение значения национальных узоров молодёжь знакомится с историей своего народа и своей страны, с его традициями. Это, в свою очередь, помогает воспитанию молодого поколения в духе патриотизма, любви к своей родине и своему народу, прививает чувство уважения к старшим.

 

Литература:

 

1.                   П. Гончарова. Золотошвейное искусство Бухары. Taшкент, 1996, с.94–68.

2.                   Г. К. Хасанбаева, И. А. Исаева, И. А. Хитяева И. А. Ташкентский институт текстильной и легкой промышленности. Семантика изобразительных мотивов в среднеазиатском текстильном орнаменте. Журнал «Проблемы текстиля», № 2/2005.

3.                   Л. Ш. Шамухитдинова. Особенности создания новых ткацких рисунков для жаккардовых полуфабрикатов галстуков на основе абровых композиций. Журнал «Проблемы текстиля»,№ 3/2005.

Основные термины (генерируются автоматически): узоров и их символическое, золотошвейных узоров и их, и их символическое значение, национальных узоров, золотого шитья, цветочных мотивов узора, цветочного и лиственного узора, орнамент золотого шитья, золотошвейные изделия, национальных золотошвейных узоров, Изучение национальных узоров, элементы растительного узора, разновидностей золотошвейных узоров, появления узора «кошин», определения названий, названия цветочных узоров, национальных узоров молодёжь, бараньего рога, разновидности золотошвейных узоров, возрастания национальных ценностей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle