Библиографическое описание:

Сафин А. И. К вопросу о формировании знаний в области криминогенной безопасности в процессе изучения курса ОБЖ // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1034-1037.

Главной задачей образовательной области основ безопасности жизнедеятельности является формирование личности безопасного типа поведения, которая не вредит себе, обществу, природе, способна к саморазвитию, самосохранению, обладает знаниями, умениями и навыками самозащиты и защиты других, предвидения опасных ситуаций и выхода из них с наименьшими потерями для себя и окружающих. Задачами современного общего образования выступает формирование знаний учащихся в области безопасности жизнедеятельности, а именно знаний в области современной криминогенной безопасности и освоение навыков самообороны.

В результате проведенного теоретического анализа современной психологической, педагогической и методической литературы нами было выявлено, что вопросами исследования состояния безопасности жизнедеятельности человека посвящены труды многих ученых-исследователей: развитие уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности [2,5]; подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности [4,6] и др.

В связи с этим становится актуальным создание, современной модели знаний школьников в области криминогенной безопасности основой которого выступает принцип гуманизации образования, в центре которого должен находиться обучающийся, формирующийся как целостная личность, отвечающая за свои действия и осознающая их [1,3]. Проблема обучения школьников основам криминогенной безопасности очень многогранна и имеет свою специфику проявления, однако основной упор при разрешении этой проблемы основывается на создании универсальной системы знаний в области криминогенной безопасности молодого поколения.

Для формирования модели знаний у старшеклассников в области криминогенной безопасности, нами был проведен опрос с целью проверки знаний учащихся о чрезвычайных ситуациях криминогенного характера:

-        об информировании старшеклассников возможных ситуациях криминогенного характера в городе-мегаполисе;

-        отношение школьников к возникновению ситуаций в области криминогенной опасности в городе-мегаполисе;

-        вопросы поведения в криминогенных ситуациях.

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов, включающий анкетирование, беседы со школьниками. При детальном анализе полученных ответов обучающихся мы можем наблюдать следующее.

Подавляющее большинство опрошенных старшеклассников на вопрос о том, что можно отнести к чрезвычайным ситуациям криминогенного характера, значительная часть (96 %) респондентов рассматривает как общую часть чрезвычайных ситуаций социального характера и только 4 % школьников считают, что пожар как стихийное бедствие можно отнести к категории чрезвычайных ситуаций криминогенного характера.

Стоит отметить, что на первый вопрос анкеты учащиеся имеют представление о квалификации чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, входящих в группу социальных опасностей.

Результаты следующего вопроса говорят о реакции старшеклассников на сложившуюся ситуацию (табл.1).

Таблица 1

Результаты анкетирования школьников на вопрос о решении ситуационной задачи криминогенного характера

Характер ответов детей в анкете

Ответы (%)

Обратитесь к сотрудникам полиции о случившемся происшествии

54

Попытаетесь задержать злоумышленника

30

Проигнорируете произошедшее событие

6

Затрудняюсь ответить

10

 

Ответы на данный вопрос свидетельствуют о том, что большинство школьников оказавшись свидетелем случившегося, обратятся за помощью к сотрудникам полиции о случившемся происшествии. Однако 30 % респондентов считают, что могут самостоятельно справятся со злоумышленником, 6 % школьников проигнорируют произошедшее событие и только 10 % опрошенных затруднились с ответом.

Далее нам, было, интересно знают ли школьники как себя вести в ситуации, если они стали жертвами мошенников. Анализируя полученные ответы в целом можно, что большинство школьников осознают потенциальную опасность и за помощью обращаются к взрослым. 30 % предпринимают попытки решить проблему самостоятельно и предлагают свой вариант решения возникшей проблемы. Результаты ответов отражены на таблице 2.

Таблица 2

Ответы школьников на вопрос о принятии решения, если они стали жертвой злоумышленника

Характер ответов детей в анкете

Ответы (%)

Обращусь за помощью к взрослым

64

Попытаюсь решить возникшую ситуацию самостоятельно

30

Затрудняюсь с ответом

6

 

Следующая группа ответов была направлена на определение уровня знаний старшеклассников о возникновении опасностей криминогенного характера в своем городе. Опираясь на полученные результаты, данным вопросом мы хотели уточнить об информационной составляющей о криминогенных опасностях города-мегаполиса, нами было выявлено, что 42 % старшеклассников получают информацию о правилах поведения в ЧС криминогенного характера в школе. Так же некоторые школьники (34 %) отмечали потребность в получении информации о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера дома. В сети Интернет ответы на возникающие вопросы в области криминогенной безопасности находят 18 % респондентов и лишь 6 % старшеклассников полагаются на свою интуицию.

В связи с этим мы решили выяснить, попадали ли старшеклассники в криминогенные ситуации, большинство школьников никогда не сталкивались с ситуациями криминогенного характера и 39 % ответили положительно.

В заключении нами были предложены вопросы, отражающие знания старшеклассников в области нормативно-правовой базы, в частности уголовная ответственность за совершение поступков криминогенного характера. Анализируя полученные ответы, почти все обучающиеся знают об уголовной ответственности, лишь малый процент никогда не задумывался об этом.

По результатам анкетирования нами была выявлена, общая логика понимания школьниками безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, позволяющая научить их созданию условий безопасности для защиты себя и окружающих от современных криминогенных опасностей.

В этой связи становится актуальным вопрос о формировании и развитии знаний школьников в области криминогенной безопасности, и разработка возможных сценариев развития ситуаций криминогенного характера, выходов из них с минимальным набором последствий в процессе обучения учащихся в курсе ОБЖ.

В настоящее время образовательные учреждения имеют возможность определять предметно-содержательное наполнение вариативной части базисного учебного плана предмета ОБЖ, что позволяет осуществить организацию и внедрение в уроки ОБЖ вопросы криминогенной безопасности школьников. Согласно проведенному анализу учебников ОБЖ, рекомендованных Министерством образования РФ, в некоторых учебниках отведены специальные темы изучения вопросов криминогенной безопасности в 10-х классах.

В ходе исследования нами разработаны и предложены конспекты уроков по теме «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера и защита от них» с такими заданиями, как:

-        анализ нормативно-правовой базы в области криминогенной безопасности,

-        составление глоссария по тематике чрезвычайные ситуации криминогенного характера,

-        заполнение дневника «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера в городе-мегаполисе»,

-        решение ситуационных задач, разработка алгоритма безопасного поведения, если.., и т. д.

Где учитывалась не только актуальность изучаемой темы, так же ее реальность и доступность, вследствие чего, по нашему мнению, повышается уровень знаний к изучению тем криминогенной безопасности и как следствие мотивация к обучению и интересу к школьному предмету ОБЖ.

В качестве примера, мы предлагаем методику работы с различными видами информационных материалов — анализ текста, выделение причинно-следственных связей, разработка алгоритма безопасного поведения в решении возникшей проблемы. Приведем пример задания, используемого при изучении темы «Чрезвычайные ситуации криминогенного характера» (10 класс):

1.       Проведите социологическое исследование — опросив одноклассников (5 человек) и выяснив, что они знают о криминогенной безопасности и правилах безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера (т. е. — составить анкету из 5–6 вопросов, и каждый опрошенный ответил бы на них). На основе полученных ответов сделайте общий вывод о проделанной работе.

2.       Разработайте алгоритм безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера если:

а)     дверь Вашей квартиры открывают ключом или взламывают;

б)     внезапно в вашей квартире оказались злоумышленники;

в)     звонок в квартиру (в глазок ничего не видно, а телефона нет или он не работает).

г)     шаги на площадке, и Вы чувствуете, что за дверью кто-то притаился (в глазок ничего не видно).

3.       Приведите примеры криминогенных чрезвычайных ситуаций, которые упоминаются в литературных произведениях и объектах искусства (живописи). Заполните таблицу.

Литературные произведения объекты искусства

Вид чрезвычайной ситуации криминогенного характера

 

 

 

 

 

 

 

Для удобства и восприятия незнакомого текста, как в информационном, так и стилистическом плане он был роздан по одному экземпляру на парту, работа осуществлялась в тетради. Проводим опрос респондентов, где школьники учатся делать выводы о проведенном исследовании. Далее школьникам предлагается задание по разработке алгоритма безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях криминогенного характера, выполнено которое может быть графически в виде схемы, рисунка. В завершении школьники заполняют таблицу, которой указывают названия литературных произведений, где описываются чрезвычайные ситуации криминогенного характера.

В качестве домашнего задания школьникам предлагается самостоятельно проанализировать источники возникновения и динамику видов чрезвычайных ситуаций криминогенного характера, произошедших за 5 лет в России и вашем регионе, городе, на основании этого заполните таблицу, сделайте сравнительный график и сделать вывод по выполненному заданию.

Развитие знаний школьников на уроках ОБЖ в области криминогенной безопасности так же возможно в ходе создания учителем и решения учащимися проблемных ситуаций, подготовке школьниками сообщений, эссе, проведении мини-исследований. Подводя итог вышесказанному, можно сказать, что вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций криминогенного характера в городе-мегаполисе велика, но наше молодое поколение окажется под меньшим ударом, если включать вопросы криминогенной безопасности в курс ОБЖ.

Таким образом, становится очень значимым поддержка вхождения молодого поколения в суровый и реальный мир действительности вооруженными знаниями курса ОБЖ в области криминогенной безопасности, если учитывать следующие требования:

-        изучение видов криминогенных опасностей и их составляющей;

-        использование заданий на повышение уровня знаний в области криминогенной безопасности;

-        информация, содержащаяся в заданиях должна соответствовать уровню знаний и возрастным особенностям учащихся;

-        решение ситуационных задач по обеспечению личной безопасности в городе-мегаполисе должно быть актуальным, проблема их решения должна быть реальной и доступной.

 

Литература:

 

1.    Абрамова В. Ю., Авдеева Н. В. К вопросу о гражданском образовании и воспитании на уроках ОБЖ. — Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 245–248.

2.    Киселева Э. М., Попова Р. И. Структурно-содержательная характеристика вариативного модуля подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. — Известия Южного Федерального университета. Педагогические науки. 2012г. — № 5. — С.151–158

3.    Король Ю. А. Толерантность как духовно-нравственное качество в социальном взаимодействии молодежи в пространстве мегаполиса. — Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности: Материалы IV Международной научно-практической конференции Санкт-Петербург, 5–6 декабря 2014 г. / Отв. Ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. — СПб.: Экспресс, 2014. — 450 с.

4.    Попова Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников. — Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 295–297.

5.    Соломин В. П., Станкевич П. В. Генезис развития уровневого педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности. — Молодой ученый. № 18.1. — 2014. — с. 4–6.

6.    Станкевич П. В., Авдеева Н. В., Бырылова Е. А. Роль культуры в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности. — Мир науки, культуры, образования. 2012. № 5. С. 36–39.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle