Библиографическое описание:

Юмаев Е. А. Государственно-частное партнерство в управлении социально-экономическим развитием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 704-707.

В современных условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса, нарастания внешнего давления все большую актуальность для Российской Федерации приобретает поиск новых эффективных механизмов решения экономических проблем. Перспективным является развитие в нашей стране идей государственно-частного партнерства, доказавших свою результативность в промышленно-развитых странах. Для преодоления кризисных последствий Россия остро нуждается в масштабных инвестициях. Реализация проектов в рамках государственно-частного партнерства способна стать одним из источников инвестиций в экономику страны.

Ключевые слова:государственно-частное партнерство, экономический кризис, бизнес, общество, Россия

 

In the modern context of the ongoing global financial and economic crisis and the increasing external pressure increasingly important for the Russian Federation acquires the search for new effective mechanisms to solve economic problems. Promising is the development in our country, the ideas of public-private partnership that has proven its effectiveness in industrialized countries. To overcome the crisis consequences Russia desperately needs large-scale investments. Implementation of projects under public-private partnership can become one of the sources of investment in the economy.

Keywords: public-private partnership, the economic crisis, business, society, Russia

 

Необходимым условием обеспечения устойчивого развития и преодоления последствий кризисных проявлений является партнерство региональных и местных властей, бизнес-сообщества и граждан как активных участников воспроизводственного процесса в регионе [5]. Важно учитывать особенность, присущую стратегическому партнерству: достижение конечной цели, то есть рост благосостояния населения, обеспечение экологической и экономической безопасности территории [4, С. 52].

Теория общественного благосостояния (А. С. Пигу) взаимодействие государственных и частных хозяйственных структур связывает с возможно более полной реализацией идей социальной справедливости. Идея о заинтересованных группах и добровольных ассоциациях (А. Токвиль) как ключевом элементе современного демократического общества, гарантирующего личности свободу и реализацию экономических и социальных интересов, предполагает появление специфических хозяйственных структур смешанного типа, к числу которых необходимо отнести государственно-частное партнерство. Государственно-частное партнерство — это естественная часть органической хозяйственной структуры, демонстрирующей не столько отличия общественного и рыночного секторов экономики, сколько синергию их взаимодействия, направленную одновременно и на макроэкономическую стабильность, и на микроэкономическую конкуренцию при постепенном переходе к системе общественной эффективности [2, С. 76–77].

Те проблемы общества, которые на настоящий момент касаются взаимосвязи общественных формирований, социальных групп, личности, государства и права, оказались в фокусе внимания ученых, практиков, политиков. Это представляется закономерным в связи с тем, что формирование гражданского общества представляет собой принципиальное изменение социальных структур и связей, государственных и правовых отношений. Роль партнерства все сильнее возрастает, поскольку в эпоху нарастающей глобализации и всеобщей информатизации взаимосвязь государства, бизнеса, общества важна как никогда [3, С. 114–115].

Чаще всего специалисты к ключевым принципам партнерства относят добровольное вхождение в группу партнеров, выгодность сотрудничества для всех сторон, наличие общей ответственности в пределах договоренностей и общего согласия по главным стратегическим вопросам.

С учетом изложенного выше целям, задачам, принципам и этапам стратегического партнёрства в современных условиях наиболее отвечает такой формат взаимодействия власти и бизнеса как государственно-частное партнерство.

Государственно-частное партнерство может быть охарактеризовано как элемент смешанной экономики, существовавший и ранее, но в условиях повсеместной демократизации в 1990-е гг. отмечаются значительные изменения, ставшие причиной получения частным сектором тех объектов и функций, которые исторически относились к собственности государства. Например, к их числу могут быть отнесены коммунальное хозяйство, энергетические системы, железные дороги, автомобильные дороги, аэропорты, морские и речные порты, трубопроводный транспорт, снабжение теплом производственных, социальных объектов и населения. Шаг за шагом, указанные выше и другие элементы экономики на территории бывшего СССР в 1980–1990-х гг. перешли под управление «частников». Возможности контроля государство стремится сохранить, оставив себе право собственности, а право управления, пользования передается частному бизнесу. Во всем мире в рамках государственно-частного партнерства создаются не только крупные инфраструктурные объекты (тоннели, мосты, дороги, объекты энергетики), но и социальные и иные объекты (школы, детские сады, больницы, тюрьмы), строительство которых в нынешних условиях нередко невозможно профинансировать только из государственного или местного бюджета [4, С. 53].

Наиболее распространен подход, согласно которому в стратегическом партнерстве выделяют три этапа: идеологический, расчетный, психологический. И. Г. Пивень предлагает расширить их количество за счет добавления этапов социальной значимости, экологической безопасности и стратегической перспективы. Характеристика каждого этапа приведена в таблице 1 [4, С. 53].

Таблица 1

Этапы стратегического партнерства в регионе

Этап

Содержание этапа

Идеологический

Обозначаются общие цели и обосновываются варианты сглаживания противоречий. Рассматриваются новые уровни возможностей сторон. Изучается сходство стратегий участников, имеющихся установок в управлении

Расчетный (экономический)

Сопоставляются возможные эффекты и затраты для каждого участника, уточняются варианты распределения, подходящие для всех

Психологический (мотивационный)

На основе анализа различий во внутренних предпосылках к участию и мотивации устанавливаются необходимые гарантии, учитывающие особенности участников

Социальной значимости

Уточняются ключевые направления сотрудничества в социальной сфере. Определяются приоритетные для территории сферы сотрудничества и объекты при учете возможности обеспечить вовлечение партнеров различного уровня при соблюдении условий экономического этапа

Экологической безопасности

Во вновь создаваемых и действующих экологических проектах устанавливаются ключевые направления сотрудничества партнеров в сохранении экологического баланса территории

Стратегической перспективы

На основании анализа стратегических перспектив участия и гарантий, данных каждой стороной, устанавливаются приоритеты в создании наиболее выгодных условий взаимодействия сторон: субсидии, дотации, целевое финансирование, льготы со стороны бюджета территории; объемы инвестиций и гарантия поддержки населением со стороны бизнес-структур и инвесторов. Особое значение принадлежит реализации объективного и максимально полного стратегического анализа и контроля.

 

Характеризуя государственно-частное партнерство как взаимодействие двух секторов, — государственного и частного, — с целью более эффективного с экономической точки зрения выполнения задач, признаваемых общественно значимыми, можно рассмотреть государственно-частное партнерство в двух плоскостях. В узком смысле государственно-частное партнерство — это софинансирование проектов крупного масштаба или другое финансовое участие государства в реализуемых проектах. Для государственно-частного партнерства в широком смысле цель государства состоит в поиске частных инвестиций для реализации социальных программ и иных инвестиционных проектов, имеющих важное стратегическое значение [4, С. 54]. Каждая из сторон государственно-частного партнерства привносит свой вклад в проект и добавляет дополнительные преимущества для его успешной реализации. Бизнес способен предложить накопленный профессиональный опыт, гибкость и быстроту в принятии и реализации решений, высокую восприимчивость к инновациям, нацеленность на развитие новых форм производства и др. Государство может гарантировать совершенствование нормативно-правовой базы, организационные мероприятия, содействие экономическими стимулами (налоговые преференции, таможенные льготы, государственные субсидии и др.) [1, С. 88].

Совместные действия государства, частного бизнеса, гражданского общества, научного сообщества по реализации инновационных проектов на основе действующего законодательства и реализующейся инновационной политики выступают ключевым механизмом развития инновационной системы Российской Федерации. Положительный эффект от реализации в нашей стране идей государственно-частного партнерства не вызывает сомнения. Государство пополняет бюджет и решает социальные и экономические проблемы, бизнес получает прибыль в рамках имеющегося договора, население получает возможность удовлетворить свои потребности и получить услуги на льготных условиях. Социальная напряженность снижается благодаря появлению для населения новых рабочих мест, роста заработной платы, установления льготных цен на услуги. Все это самым благоприятным образом влияет на воспроизводственный потенциал любой территории, где реализуются идеи государственно-частного партнерства. Государственно-частное партнерство позволяет уравновесить интересы органов власти, бизнеса и населения, способствует созданию основ устойчивого развития территории, повышает ее привлекательность в глазах внутренних и зарубежных инвесторов.

 

Литература:

 

  1. Злывко О. В. Государственно-частное партнерство как механизм формирования инновационной экономики // Экономика и промышленная политика: теория и инструментарий / под ред. д-ра экон. наук, проф. А. В. Бабкина. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2014. 622 с.
  2. Иванцов Г. Б. Частно-государственное партнерство: от практики к теории / Коммуникативно-управленческие стратегии в развитии социальных систем: тенденции, ресурсы, технологии: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 15–16 ноября 2012 г. Ч. 2: Особенности коммуникаций в органах власти: сб. статей / Екатеринбург: ИГУП, 2012. 160 с.
  3. Мамед заде С. Я., Терехова М. Я. Взаимодействие власти, бизнеса и общества как коммуникативно-управленческая проблема: теория и практика / Коммуникативно-управленческие стратегии в развитии социальных систем: тенденции, ресурсы, технологии: сб. материалов Междунар. науч.-практич. конф. Екатеринбург, 15–16 ноября 2012 г. Ч. 2: Особенности коммуникаций в органах власти: сб. статей / Екатеринбург: ИГУП, 2012. 160 с.
  4. Пивень И. Г. Государственно-частное партнерство в стратегическом управлении социально-экономическим развитием региона // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2014. № 6 (209). С. 50–57
  5. Пивень И. Г. Совершенствование организационного и методического обеспечения стратегического управления социально-экономическим развитием региона: дис. … канд. экон. наук: 08.00.05. Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2014. 256 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle