Библиографическое описание:

Бидак Е. А., Кузин Р. А., Чачба Д. Б. Актуальность контроля расчетных операций организации на современном предприятии // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 482-485.

В статье раскрывается вопрос формирования расчетных операций в современной организации, формы платежей и законодательное регулирование расчетных отношений, а также рассматривается вопрос возникающих проблем при осуществление расчетных операций с контрагентами.

Ключевые слова: расчеты, документы, договор, безналичный расчет, денежные средства, контроль, проблемы, система платежей.

 

Расчетные операции — это операции, предполагающие взаиморасчет между двумя взаимосвязанными сторонами. Расчётные операции могут быть как внутри организации. Так и за ее пределами. Так, например расчеты с персоналом по оплате труда можно отнести к внутренним расчетам, а расчеты с поставщиками и покупателями к внешним [1].

Среди внешних расчетов значимую роль грают поставщики и покупатели, так как именно данные категории обеспечивают организации бесперебойную работу, поставщики являются источников исходного материала, а покупатели являются потребителем изготовленной продукции, работы или услуги.

Таким образом, можно утверждать, что расчеты с данными категориями — одни из самых важных расчетов на предприятии или в организации.

Расчеты с поставщиками и подрядчиками — данный блок информации предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за:

-     полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды, а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;

-     товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (так называемые неотфактурованные поставки);

-     излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;

-     полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.

Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками — неотъемлемая составляющая учетной системы любого предприятия. Какой бы ни была фирма, она не может делать деньги из воздуха, обязательно возникнут расходы на аренду помещения, коммунальные услуги, материалы (а в случае производства сырье), услуги и т. д.

А значит ведение учета расчетов с поставщиками и подрядчиками неизбежно. Документы с такими расчетами относятся к первичной документации.

Поставщики и подрядчики — это организации, которые поставляют предприятию необходимые ему товарно-материальные ценности или оказывают различные услуги. Первым документом, с которого начинается сотрудничество с поставщиком или подрядчиком является договор.

Договор с поставщиком должен содержать такую информацию:

-     реквизиты обеих сторон;

-     срок действия и/или сумма договора;

-     предмет договора (товар и/или услуга);

-     порядок и сроки предоставления товаров и/или услуг;

-     порядок расчетов, документооборота и сверки между двумя организациями;

-     порядок урегулирования споров и разногласий, а также штрафные санкции.

В зависимости от порядка расчетов, описанного в договоре, следующим документом, оформляемым в процессе взаимодействия предприятия с поставщиком, является счет-фактура (если речь идет о предоплате) или накладная/акт выполненных работ.

Счета-фактуры выписывают поставщики для того, чтобы контрагент на их основании мог оплатить за товары или услуги.

Накладная — это документ, сопровождающий поступление товарно-материальных ценностей на предприятие.

Обычно ее оформляют вместе с актом приемки, где покупатель сможет указать расхождения по количеству или качеству поставленных товаров.

На предприятии-покупателе должны оформить доверенность на лицо, уполномоченное принимать товар. Доверенность вместе со вторым экземпляром накладной и акта приемки передается представителю поставщика.

В акте выполненных работ поставщик указывает оказанные услуги, дату их выполнения и стоимость.

Расчеты между поставщиками и покупателями производятся в основном в безналичной форме; в настоящее время они сами выбирают форму расчетов при заключении договоров.

Расчеты осуществляются либо непосредственно между сторонами возмездного имущественного отношения, либо с участием дополнительного субъекта — кредитной организации. Важнейшими нормативными актами, регулирующими данную сферу общественных отношений, являются Гражданский кодекс РФ (ст. 861–885), федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», различные нормативные акты Президента и Правительства РФ и нормативные акты Банка России.

Безналичным денежным обращением называется сумма платежей, осуществляемая путем перечисления денежных средств по банковским счетам в безналичной форме, т. е. в форме записей на счетах [2].

Преимущества безналичного расчета:

-     контроль денежного оборота;

-     расширение кредитных возможностей банковской системы;

-     безналичный оборот ускоряет оборот денежных средств и оборот материальных ресурсов.

Значение безналичных расчетов велико, так как:

-     безналичные расчеты способствуют концентрации денежных ресурсов;

-     безналичные расчеты способствуют нормальному кругообороту средств в народном хозяйстве.

Правила проведения безналичных расчетов устанавливаются Центральным банком РФ. В настоящее время действует Положение о безналичных расчетах в РФ, утвержденное ЦБ РФ 12 апреля 2001 г. № 2-П. Это положение содержит правила осуществления безналичных расчетов для юридических лиц.

Для осуществления безналичных расчетов кредитными организациями открываются счета клиентов и заключается договор между банком и клиентом.

Для проведения межбанковских безналичных расчетов банки открывают в других банках корреспондентские счета. Кроме того, для проведения межбанковских расчетов и других операций каждый банк имеет в ЦБ РФ корреспондентский счет.

Клиенты банка имеют право открывать в любом банке без ограничения следующие виды банковских счетов:

-     расчетный счет. Он открывается коммерческими предприятиями и организациями, которые осуществляют свою деятельность по принципу самоокупаемости. В случае открытия нескольких расчетных счетов выделяется один из них, который будет называться «расчетный счет по основной деятельности»;

-     текущие счета. Открываются юридическими лицами, предприятиями, организациями, учреждениями, финансирование деятельности которых идет из бюджета. Это некоммерческие организации (школы, институты и т. д.);

-     для организаций и юридических лиц, которые систематически являются должниками по уплате налогов, открывается счет неплательщика по налогам дополнительно к имеющимся счетам. В этом случае операции по расчетному счету и текущим счетам прекращаются, и все поступления отражаются на счете неплательщика налога. С этого счета погашаются долги по налогам.

Списание денежных средств по счетам осуществляется:

-     по распоряжению владельца;

-     без распоряжения владельца счета, но только в тех случаях, которые предусмотрены законодательством, т. е. в бесспорном порядке;

-     между плательщиком и получателем;

-     между банком и плательщиком.

Процедура списания средств со счета предполагает применение расчетных договоров. Формы расчетных договоров устанавливаются положением, утвержденным ЦБ РФ.

Оплата со счета производится в пределах остатка на нем денежных средств. Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых пределах оплачивать платежные документы клиента при отсутствии остатка денежных средств на счете, т. е. кредит.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:

-     распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

-     распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

В Российской Федерации используются следующие расчетные документы:

-     платежные поручения;

-     платежные требования поручения;

-     чеки;

-     аккредитив;

-     инкассовое поручение;

-     электронные платежи.

Для совершения платежей расчетные документы печатаются в нескольких экземплярах исходя из потребностей участников расчетов. Первый экземпляр расчетного документа должен быть обязательно подписан должностными лицами, имеющими право распоряжаться счетом в банке и иметь оттиск печати. Списание средств со счета плательщика производится только на основании первого экземпляра расчетного документа. Второй экземпляр является копией.

Расчетные документы принимаются банком к исполнению в течение операционного дня банка.

Срок действия расчетных документов ограничен и составляет 10 дней, не считая дня его подписания.

Допускается, что клиент банка может отозвать свои расчетные документы.

Банки и предприятия несут ответственность за нарушение правил совершения расчетных операций в соответствии с действующим законодательством. Имущественная ответственность между банком и его клиентом определяется нормативными актами и договорами между банком и его клиентом.

Правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость денежного обращения в стране и наиболее эффективное воздействие финансово-кредитных рычагов на дальнейшее развитие экономического производства.

Но для правильной организации и ведения безналичных расчётных операций требуется регулярный, чёткий, планируемый контроль.

Основными задачами контроля и ревизии расчетных операций являются:

-     определение законности, целесообразности и реальности их возникновения и осуществления;

-     установление состояния соблюдения и путей дальнейшего укрепления расчетно-платежной дисциплины;

-     повышения эффективности использования собственных и заемных денежных средств.

Контроль и ревизия расчетных операций нацелены не только раскрывать допущенные недостатки в их организации, но и предупреждать неправильное использование платежных средств.

По этой причине за состоянием расчетно-платежной дисциплины на каждом предприятии должен функционировать систематический контроль на всех стадиях формирования и реализации расчетных взаимоотношений, начиная от их планирования и заканчивая погашением задолженности.

По своей природе надежная система платежей имеет значимость для поддержания стабильности банков и финансовых рынков, а также проведения денежно-кредитной политики государства в целом [3].

Учитывая тот факт, что платежная система представляет собой жизненно важную часть финансовой системы, она требует пристального внимания со стороны Центрального банка. Наиболее яркими отличительными чертами условий, в которых развивается расчетная система России, являются наличие большой протяженности страны, необходимость больших и разветвленных расчетных сетей для эффективного проведения расчетов в максимально приближенном к реальному времени режиме по всей территории РФ.

Все проблемы связанные с безналичными расчетами можно разделить на три группы.

Первая группа проблем систем безналичных расчетов в России связана с достаточно низкой эффективностью таких платежей.

Вторая группа проблем посвящена определению возможности адаптации иностранных банковских технологий проведения расчетных операций в российской системе.

Третья группа проблем связана с минимизацией платежных рисков, что наиболее актуально и значимо на сегодняшний день.

Более того, можно сказать, что отдельные сегменты платежной системы значительно отличаются друг от друга по степени технологического развития. Основная часть платежей по-прежнему осуществляется через систему МФО расчетной сети Банка России, которая на сегодняшний день не соответствует предъявляемым требованиям не только по скорости расчетов, но, прежде всего по качеству их проведения (системы защиты, спектр платежных инструментов). Медленно идет интеграция в мировую платежную систему и использование ее достижений для улучшения как международных, так и внутрироссийских расчетов. Решение этих общих проблем, связанных с организацией расчетов, и других, сопутствующих развитию каждой из подсистем межбанковских расчетов идет по следующим основным направлениям:

-     совершенствование форм организации расчетов через расчетную сеть Банка России;

-     широкое использование электронных платежей и современных технологий с использованием вычислительной техники и компьютерных сетей;

-     развитие новых форм организации расчетов.

-     остановимся подробнее на каждом из этих направлений.

Банк России уже не первый год ведет работу по совершенствованию платежной системы нашей страны, которая способствует постепенному улучшению качества расчетов и подготавливает платформу для введения более современных форм организации расчетов. Помимо чисто технической модернизации системы расчетов через РКЦ разработаны и постепенно внедряются меры по совершенствованию методологических основ проведения расчетов. Без солидной правовой базы платежная система России будет12 подвержена нестабильности и будет заключать в себе постоянный правовой риск для банков и всей экономики в целом. Электронные платежи — динамичная область права не только в нашей стране, но и за рубежом.

Обобщая все вышесказанное, можно заключить, что безналичные формы расчетов, в том числе и с поставщиками занимают значимое место в современной организации, но так как расчетные операции сложно и важны — организации должны регулярно их контролировать, анализировать и наблюдать за ними

 

Литература:

 

1.      Гражданский кодекс РФ: часть I от 30.11.1994 № 51-ФЗ

2.      Соловьёва Е. В. Внутренний контроль налоговых обязательств на производственных предприятиях. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru /2014/728/6092

3.      Понятие и цели финансового контроля. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/finansy/ponyatie-finansovogo-kontrolya.html

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle