Библиографическое описание:

Шушарина Н. В. Организация методической работы в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1078-1080.

Методическая работа — этот основной путь повышения мастерства педагога и его компетентности.

Методическая работа в ДОО — это целостная система, основанная на достижениях передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса. Так, К. Ю. Белая, Ю. А. Конаржевский, А. А. Орлов, П. И. Третьяков, П. Т. Фролов, Т. И. Шамова и другие в своих исследованиях специально рассматривают соотношение понятии «методическая работа» и «обучение педагогов» через выделение субъекта (управляющей подсистемы) и объекта (управляемой подсистемы) методической работы в процессе организации обучения педагогов, направленного на углубление и расширение знаний, формирование профессиональных умений и навыков, необходимых для качественного осуществления педагогической деятельности по разностороннему развитию и обучению детей [3]. Методическую работу в ДОО можно назвать неотъемлемой составляющей единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системой повышения их профессиональной квалификации [1].

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. Однако сегодня, существует проблема низкой эффективности методической работы во многих ДОО. Основная причина — формальная реализация системного подхода, его подмена эклектичным, случайным набором рекомендаций конъюнктурного характера, насаждение надуманных приемов и способов организации воспитания и образования [2].

Ответственность за организацию методической работы лежит на методисте. Он, определяя стратегию, цели, задачи развития и функционирования ДОО, влияет на конкретизацию целей, задач и содержание методической работы

В качестве принципов организации методической работы, способствующих совершенствованию профессиональной деятельности — выступают следующие: принципы актуальности, единства теории и практики; принцип научности; принцип системности и комплексности; принципы направленности, последовательности, преемственности, непрерывности и массовости; принцип создания благоприятных условии работы; принципы оперативности, гибкости, мобильности и индивидуального подхода; принцип постоянного самообразования педагогов; принцип креативности [5].

Между тем анализ литературы показывает, что ученые по — разному определяют задачи методической работы в образовательном учреждении.

Так например, Симонов В. П., выделял следующие задачи методической работы:

-        повышение профессионального и культурного уровня педагога;

-        совершенствование методов и стиля взаимодействия с детьми на принципах демократизации, гуманизации и гласности;

-        совершенствование педагога по организации творческой, исследовательской, самостоятельной работы детей как в образовательной деятельности так и вне её;

-        формирование умений, навыков анализа педагогом образовательного процесса в целом и самоанализа своего труда;

-        приобщение педагогов к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных ему методик [7].

Наиболее типичными недостатками в организации методической работы в ДОО являются:

1.      Бессистемность.

2.      Однообразие организационных форм методической работы.

3.      Отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы.

4.      Отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения квалификации педагогов.

5.      Формализация деятельности организации ДОО.

6.      Отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.

На сегодняшний день, большинство педагогов имеют ситуативный интерес к своей деятельности. Педагоги обладают знаниями теоретических и методологических основ предметной образовательной области, хорошо осведомлены о психолого-педагогических способах решения возникших проблем в педагогической деятельности, но, не смотря на это, владеют недостаточно точными знаниями о современных требованиях к педагогу и имеют недостаточную потребность в саморазвитии и самосовершенствовании как специалистов. Стремление в постоянном пополнении знаний выражено недостаточно. Коммуникативные качества требуют доработки и совершенствования, также следует обратить внимание на развитие профессиональной и проектной деятельности. Большинство педагогов имеют трудности при организации работы с родителями воспитанников.

Устранению названных недостатков способствует, как показывает практика, использование как инновационных, так и традиционных форм индивидуальной, групповой и коллективной работы с педагогами ДОО.

Оптимальная система методической работы должна быть наилучшей именно для конкретной дошкольной образовательной организации.

При выборе конкретного варианта методической работы для своего коллектива (содержания, структуры, формы и пр.) необходимо учитывать следующее:

1)      количественный и качественный состав данного педагогического коллектива;

2)      результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднений в их деятельности;

3)      особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними);

4)      сравнительную эффективность различных форм методической работы;

5)      традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);

6)      материальные, морально-психологические условия в ДОО;

7)      передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.

Чтобы эффективно организовать работу тактического уровня необходимо грамотно оценить профессиональную компетентность педагогов ДОО. Объектом изучения при оценке профессиональной компетентности педагогов ДОО является процесс развития профессиональной компетентности педагогов. Для определения показателей компонентов профессиональной компетентности педагогов ДОО следует использовать требования государственного образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования по специальности «Педагогика и методика дошкольного образования» [4].

Результаты диагностирования дают возможность определить индивидуальные маршруты для каждого педагога и дифференцированно спланировать работу со всем коллективом.

Наиболее эффективными формами организации методической работы в ДОО [6], способствующие повышению уровня профессиональной компетентности представлены в таблице

Уровень профессиональной компетентности

Ценностно-смысловой компонент

Гностический компонент

Деятельностный компонент

Высокий

- участие в работе педагогических и методических объединениях района;

- Организация и проведение «Образовательного салона»

- курсы повышения квалификации;

- совет педагогов;

- мастер-классы;

- открытые показы педагогической деятельности;

- Выступление в роли наставника;

Средний

- деловые игры

- социально- психологические тренинги

- семинары;

- педагогические советы;

- консультирование;

- курсы повышения квалификации;

- работа в творческой группе;

- круглый стол;

Низкий

- психологические тренинги;

- работа в творческой группе;

- социально- психологические тренинги;

- индивидуальные и групповые консультации;

- педагогические советы;

- консультирование;

- курсы повышения квалификации;

- семинары-практикумы;

- открытые просмотры педагогической деятельности;

- круглый стол;

 

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т. к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строиться дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Осуществление индивидуально-ориентированной методической работы позволяет развивать творчество и инициативу педагогического коллектива путем включения каждого в активную профессиональную деятельность.

Подбор наставников для молодых специалистов должен основываться на желании педагогов детского сада, оказаться в данной роли (это можно выяснить, наблюдая за реакцией педагогов на результаты тестирования и его педагогическую направленность).

В качестве стимулов, поддерживающих активность педагогов с не сложившейся позицией саморазвития, оправданы «внешние» мероприятия: обучение на курсах, посещение различных семинаров и методических объединений, знакомство с опытом работы других педагогов и т. д. Возможность участия в новой, экспериментальной деятельности (например, работа в творческой группе) помогает стимулировать интерес к работе. Для педагогов с активной позицией саморазвития большой стимул- работа на доверии, возможность обмена опытом с коллегами, предложение работать углублённо по тому или иному направлению образовательной деятельности в рамках детского сада.

Только система мероприятий, которая подразумевает активную форму обучения и взаимодействия педагогов в детском саду — семинары- практикумы, тренинги, консультации, беседы позволяет минимизировать такие препятствующие факторы, как собственная инертность и неумение распределять своё время.

Таким образом, часть педагогов во время учебного года посещает все формы работы по повышению профессиональной компетентности, а другая часть организует, творческие мастерские или работает в творческой группе.

Методист организует и контролирует работу педагогов по самообразованию, относящуюся к активным формам повышения квалификации, и помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Следует помнить, что успех работы дошкольного учреждения во многом зависит от качества методической работы с кадрами.

Повышение педагогической компетенции воспитателей процесс непрерывный, его важнейшей составной частью является методическая работа. Совершенствование же самой методической работы невозможно без правильного понимания ее сущности и ее основного назначения, круга решаемых ею задач, требований к ее организации и осуществлению, без проведения хотя бы элементарных исследований. Главное в методической работе — оказание реальной действенной помощи всем членам педагогического коллектива. Не подлежит сомнению, что без постоянного обновления своих знаний и умений поспевать за динамикой общественного и научно-технического прогресса, работа педагога в современных условиях просто невозможна, сильно затруднена.

 

Литература:

 

1.      Aрутюнов Ю. С. Методика разработки конкретных ситуаций: Метод. Рекомендации. — М.: Винити, 1980. — 44с.

2.      Бaзaров Т. Ю., Еремин Б. Л. (ред.) Управление персоналом. Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 423 с.

3.      Белaя К. Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. — М., Сферa. 2010–96с.

4.      Белкин A. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство / A. С. Белкин. Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. — 176 с.

5.      Болотов В. A., Слободчиков В. И. и др. Проектирование профессионального педагогического образования / В. A. Болотов, В. И. Слободчиков и др. // Педагогика. 1997. — № 4. — С. 66–72.

6.      Волобуевa Л. М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. — 2006. № 6. — с. 70 -78.

7.      Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя / В. П. Симонов. М.: Междунaр. педаг. академия, 1995. -192 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle