Библиографическое описание:

Фалькович Ю. В., Шепотенко Н. А. Методологические особенности формирования научно-исследовательской компетентности аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур // Молодой ученый. — 2015. — №8. — С. 1048-1052.

Развитие интеллектуального и инновационного потенциалов регионов ставит перед системой профессионального вузовского образования задачу развития ресурсного потенциала вуза путем усовершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В статье рассматривается вопрос о формировании научно-исследовательской компетентности в рамках проекта «Школа Молодого Ученого» как об условии эффективной подготовки аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур. Проект реализуетсянабазеНациональногоисследовательскогоТомскогополитехническогоуниверситета.

Ключевые слова: научно-педагогические кадры высшей квалификации, статус НИУ, научно-исследовательская компетентность, мировое научное сообщество, ресурсный потенциал.

 

 

The development of Regional intellectual and innovative potential is a prerequisite for the Higher Professional Education System to face the challenge of University resource potential by means of doctoral education advancement. The article sketches some dimensions of science and research competence mastery as a condition for effective PhD training that meets the requirements of PhD programs worldwide within the framework of the project “School for YoungResearchers”. The project is carried out at National Research Tomsk Polytechnic University.

Keywords:Research and Teaching Staff of Highest Qualification, National Research University Status, Science and Research Competence, International Science Community, Resource Potential.

 

Тенденции социально-экономического развития современного общества, а также необходимость развития интеллектуального и инновационного потенциалов регионов ставят перед системой профессионального вузовского образования проблему увеличения ресурсного потенциала образовательных учреждений. Под ресурсным потенциалом образовательного учреждения понимается совокупность имеющихся средств, возможностей и источников по каждому из видов обеспечения эффективного образовательного процесса, необходимых для функционирования и развития учебного заведения. Поэтому для любого современного вуза приоритетными являются следующие виды ресурсного потенциала: учебно-методический (включая инновационный и информационный подвиды); кадровый; материально-технический; финансовый [2].

Очевидно, что при большой значимости каждого из представленных выше видов ресурсного потенциала вуза, специфика подготовки высококвалифицированных специалистов, тем не менее, выдвигает на первый план кадровый потенциал, что обосновано прямой зависимостью эффективности процесса подготовки конкурентоспособных специалистов от квалификации научных, научно-педагогических и управленческих кадров.

Кроме того, возрастающий интерес мирового сообщества к российским ученым доказывает востребованность выпускников российских вузов в научных кругах. В подтверждении данного тезиса выступает тот факт, что Европейский комитет создает программы финансирование, направленные на сотрудничество европейских исследователей с российскими. В рамках новой программы Европейского Комитета Horizon 2020 планируется обеспечить финансирование исследовательских проектов в размере 80 млрд. евро.

Таким образом, в современных условиях развития общества и экономики, а также интеграции российской образовательной системы в мировую систему образования проблема воспроизводства научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации наряду с качественным изменением их подготовки становится наиболее актуальной.

С целью решения указанной проблемы Министерством образования Российской Федерации проведен конкурс на получение статуса «Национальный исследовательский университет России» (НИУ) среди ведущих вузов страны. Получение данного статуса свидетельствует не только о признании университета важным элементом системы модернизации образовании и о гарантии поддержки государства инициатив вуза, но и об ответственности, которая возлагается на университет в области увеличения совокупного ресурсного потенциала российских вузов, тем самым способствуя повышению конкурентоспособности национального высшего образования на глобальном рынке.

Одним из университетов, получивших статус национального исследовательского, является Томский политехнический университет (ТПУ). В связи с присвоением статуса НИУ перед университетом были поставлены следующие задачи:

-        значительное увеличение числа магистрантов, аспирантов и докторантов, подготовка карьерных ученых: членов-корреспондентов и действительных членов РАН, лауреатов престижных национальных и международных премий;

-        развитие кадрового потенциала образования и науки, обеспечивающего уровень высокотехнологичного сектора экономики страны в соответствии с самыми передовыми мировыми стандартами.

Таким образом, новые цели и задачи, обусловленные развитием современного общества, требуют поиска новых путей совершенствования подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур, а также развития новых компетенций аспирантов, которые будут способствовать достижению поставленных целей в условиях расширения инфраструктуры инновационной и исследовательской деятельности инженерных вузов.

Для эффективного совершенствования подготовки необходимо учитывать ряд проблем, которые возникают в инженерных вузах при подготовке кадров высшей квалификации. Во-первых, это старение современные российской науки, что связано с экономической ситуацией в стране и политикой государства в области науки и образования. Во-вторых, отсутствие мотивации у молодых ученых активно заниматься исследовательской деятельностью в связи с непропорциональным соотношением приложенных усилий и заработной плате и условий проведения исследований. В-третьих, наблюдается низкий уровень коммуникативной грамотности молодых ученых, что препятствует успешному их позиционированию на отечественном и мировом рынке труда. Кроме того, отсутствуют индивидуальные образовательные траекторий, которые будут отвечать требованиям международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур, а соответственно и способствовать признанию российских исследователей на международном уровне [5].

Данные проблемы позволяют нам говорить о появлении жесткой взаимосвязи профессиональной компетентности молодого ученого и научно-исследовательской компетентности, а также об усилении интеграции образовательного процесса с академической наукой и индивидуализации учебного процесса.

В нашей работе мы рассмотрим методологические особенности формирования научно-исследовательской компетентности научно-педагогических кадров высшей квалификации, а также возможные организационно-педагогические условия её эффективного развития в инженерном вузе. При всей видимой значимости и актуальности вопроса формирования научно-исследовательской компетентности, в настоящее время существует многообразие подходов к определению её сущности, но, скорее всего, в силу новизны понятия, отсутствует единое понимание.

А. В. Хуторской рассматривает «Исследовательскую компетентность» с позиций процессуально-технологического подхода как обладание человеком соответствующей исследовательской компетенцией, под которой следует понимать знания как результат познавательной деятельности человека в определённой области науки, методы, методики исследования, которые он должен овладеть, чтобы осуществлять исследовательскую деятельность, а также мотивацию и позицию исследователя, его ценностные ориентации [3].

На наш взгляд, термин «исследовательская компетенция» не отражает сущность исследовательской подготовки аспирантов в современном инженерном вузе, так как отсутствует важная составляющая, обозначающая не только процесс открытия, но также инструменты, алгоритмы и результаты собственно исследовательской деятельности.

Следовательно, нам представляется наиболее целесообразным использовать термин профессора В. П. Шестака «научно-исследовательская компетентность» [8], так как считаем, что он наиболее применим в сфере высшего профессионального образования, непосредственно для подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В данном случае мы можем уже говорить не просто о деятельности исследователя, первооткрывателя, которым может являться даже школьник, но и о научной деятельности, которая имеет значимые для общества результаты, т. е. научный. Принимая во внимание тот факт, что в задачи подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации входит развитие и совершенствование широкого спектра компетенций, термин «компетентность», под которым понимается совокупность компетенций, будет наиболее точно описывать образовательные реалии [4].

Исследователь О. В. Ушакова, занимаясь вопросами подготовки к исследовательской деятельности, выделяет четыре основных компонента научно-исследовательской компетентности: мотивационно-личностный, интеллектуально-творческий, когнитивный и действенно-операционный [7]. В нашей работе данные аспекты были конкретизированы, путем уточнения их компонентного состава.

К мотивационно-личностному аспекту можно отнести:

-        способность развивать и поддерживать мотивации к обучению, на протяжении всей жизни, владеть навыками самостоятельного получения знаний и повышения квалификации («умение учиться»);

-        готовность к взаимодействию и сотрудничеству с другими членами научного сообщества;

-        способность адаптироваться к переменам, способствовать социальной сплоченности.

Интеллектуально-творческий аспект — один из ключевых в структуре научно исследовательской компетентности. К данному аспекту относится:

-        способность генерировать идеи, отличающие от идей других участников исследовательских команд;

-        способность абстрагироваться (сосредоточится на главном);

-        способность переключаться с одной идеи на другую;

-        умение разрабатывать гипотезу;

-        способность анализировать проблемы, преобразовывая их в задачи;

-        способность ориентироваться в постановке задачи и определять, какие у неё могут быть способы решения;

-        готовность к анализу и синтезу, критическому мышлению, обобщению результатов работы, принятию и аргументированному отстаиванию решений;

-        способность оценивать внешнюю среду (потребности экономики, тенденции развития современной науки);

-        умение оценивать пригодность, достоверность и значимость информации;

-        умение предоставлять гарантию того, чтобы источники информации были исчерпывающими, надежными и достоверными;

-        способность к трансформации образной информации в словесную формулу.

Когнитивный аспект подразумевает:

-        знание источников и методов отбора информации;

-        знание современных тенденций в международном научном сообществе;

-        знание методов и приемов позиционирования своих исследовательских разработок на международном рынке;

-        знание приемов профессионального общения.

-        К действенно-операционному аспекту можно отнести:

-        способность ставить и решать исследовательские задачи;

-        способность выбирать новые более эффективные алгоритмы, ресурсы, технологии, а не только пользоваться готовыми, порой устаревшими, алгоритмами и фактами;

-        способность выбирать и использовать различные аналитические инструменты и методы анализа информации;

-        умение трансформировать получаемые знания в инновационные технологии, превращая новые знания в конкретные предложения (создание значимых продуктов исследовательской деятельности);

-        умение позиционировать себя на мировом рынке как перспективного исследователя;

-        способность эффективно строить научное общение, работать в команде;

-        навыки эффективной коммуникации, в том числе и на иностранном языке, со всеми участниками процесса сбора, анализа и использования информации.

Таким образом, сформированность научно-исследовательской компетентности аспирантов будет являться условием эффективности подготовки аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур. Необходимость формирования такой компетентности научных и научно-педагогических кадров явилась стимулом к созданию специальных научно-образовательных программ и проектов. В Национальном исследовательском Томском политехническом университете одним из таких проектов является «Школа молодого ученого» для магистрантов, аспирантов и соискателей университета.

Для реализации данного проекта было проведено эмпирическое исследование научно-исследовательских компетенций бакалавров, магистрантов и аспирантов. В исследовании применялись методы наблюдения за педагогическим процессом и анкетирование преподавателей, докторантов, аспирантов, магистрантов. В результате были выделены ведущие профессионально важные качества субъекта научно-исследовательской деятельности и функциональные задачи для каждой ступени образования. Определены основные проблемы, которые необходимо учитывать при организации системы формирования научно-исследовательской компетентности в процессе вузовской и послевузовской подготовки научно-педагогических кадров.

В рамках ШМУ решаются следующие задачи:

-        развитие мотивационно-личностного и интеллектуально-творческого компонента научно-исследовательской компетентности;

-        формирование когнитивного и действенно-операционного аспекта;

-        повышение эффективности работы научного руководителя магистранта и аспиранта за счет оптимизации его нагрузки в пользу содержательного аспекта исследования.

Слушатели школы получают знания в области организации научного труда, методологии подготовки научных статей и докладов, патентования и авторского права, управления временем, повышения собственной эффективности и т. д. Организация обучения в школе построена на разнообразных методах передачи информации: практические занятия со специалистами, мастер-классы ведущих ученых, деловые игры, а также выездные семинары, которые направлены на полное погружение молодых ученых в исследовательскую среду.

Помимо участия в семинарах ШМУ в рамках программы реализации проекта молодые ученые имеют возможность посещать курсы подготовки к сдаче кандидатских экзаменов (для аспирантов), а также мероприятие «Профессорские чтения» — цикл научно-популярных лекций о последних достижениях науки и техники, социальных и культурных ценностях современного общества. Лекции читают выдающиеся профессора ТПУ, а также приглашенные лекторы международного уровня из Австралии, Германии, Исландии и т. д.

Содержание семинаров и мероприятий Школы было разработано с учетом потребностей молодых ученых, проводящих исследования в современном инновационном вузе. Наблюдения показали, что научная молодежь испытывает большую потребность в умении оформлять исследование как устно, так и письменно, а также в «инновационной подготовке» — умений, необходимых для коммерциализации научных разработок и управления инновациями, то есть эффективно и быстро проходить путь от выдвижения научной идеи до ее практической реализации Существенно возрос интерес к общим экономическим и финансовым дисциплинам, к знаниям информационных сетевых технологий, а также в области правовых аспектов научной деятельности (интеллектуальная собственность, патентное право и др.). Кроме того, молодые люди считают, что им в первую очередь необходимы дополнительные знания делового английского языка. Выделение этих предметов обусловлено тем, что эти компетенции являются важнейшей составляющей социального и профессионального капитала любого специалиста.

Таким образом, в рамках ШМУ была разработана модульная структура дисциплин, объединенных в тематические блоки:

-        подготовка аспирантов к кандидатским экзаменам;

-        организация научно-исследовательской работы;

-        научная мобильность;

-        инновации в НИР;

-        финансирование научной деятельности — стипендии, конкурсы, гранты, программы;

-        психологическая настройка и адаптация.

Модульная структура позволяет формировать содержание семинара в зависимости от текущей потребности молодых ученых. Например, для аспирантов первого года обучения актуальными модулями являются: практикум «Чем библиотека может помочь аспиранту?", тренинг «Работа в команде. Управление проектами», инновационная и патентная деятельность, научная мобильность, методика написания научной статьи, а для ученых, готовящихся в течение ближайшего года защитить диссертацию, проводятся семинары, наполненные модулями: практикумы «Безупречная диссертация: структура и содержание» и «Документы к защите. Сроки подачи и правила оформления», психологический тренинг «Стресс-менеджмент», тренинг «Риторика. Техника речи», и т. п.

Занятия на семинарах позволяют развивать обширный перечень навыков и умений, которые являются составляющими исследовательской и коммуникативной компетенции современного молодого ученого. В ШМУ слушатели научатся эффективно управлять своим и чужим временем, правильно оформлять научные статьи, патенты, готовить заявки на гранты, выступать публично, преодолевая различные психологические барьеры.

Посещение школы молодого ученого является свободным для всех магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей ТПУ, слушатель имеет возможность выбора любого модуля или комбинации модулей, для наиболее эффективного использования периода написания исследовательской работы.

Практический опыт авторов по организации научной подготовки магистрантов, аспирантов, докторантов, соискателей и ее информационному, научному и методическому обеспечению, а также результаты проведенных социологических исследований свидетельствуют не только об эффективности формирования научно-исследовательской компетентности аспирантов посредством повышения качества написания и защиты диссертационного исследования, но и о возрастании спроса научной молодежи на такого рода образовательные программы и их важной роли в привлечении и закреплении в науке и инновационной сфере талантливых молодых людей. Опыт проведения ШМУ в течение трех лет показал, (увеличение на 20 %???) что на 20 % увеличилось количество исследователей ТПУ, которые принимают участие в международных научных проектах, выигрывают гранты отечественных и зарубежных фондов, публикуют материалы исследования в международных престижных научных изданиях.

ШМУ является одним из первых проектов в ТПУ, который способствует формированию и развитию научно-исследовательской компетентности, решая проблемы отсутствия мотивации к занятию научной деятельностью, низкого уровня «коммуникативной грамотности и позиционирования себя на рынке труда как успешного и перспективного исследователя, тем самым развивая кадровый потенциал университета. Однако, остается открытым вопрос о создании индивидуальной образовательной траектории исследователя, «омоложении» современной науки и др. Данная ситуация обусловливает необходимость создания дополнительных проектов и образовательных программ, которые будут являться эффективными условиями совершенствования подготовки аспирантов в инженерном вузе в соответствии с международными стандартами образовательных программ PhD-докторантур.

 

Литература:

 

1.                  Ансимова Н. П., Ракитина О. В. Модель поэтапного и последовательного формирования научно-исследователських компетенций педагогических кадров в системе вузовского и послевузовского образования // Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: Монография / Под научной редакцией доктора исторических наук М. В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009, с.129–130

2.                  Долгов А. П. Сухова М. В. Проблемы воспроизводства научно-педагогических кадров в вузах России // Проблемы современной экономики. 2004. № 4. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=600

3.                  Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А. В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. 327 c.

4.                  Литвак А. Г., Токман М. Д., Дорожкина Д. С.. Подготовка научных сотрудников-физиков на базовом факультете института РАН. Высшее образование в России 1\11, 2011, Изд: московский государственный университет печати с 3–13)

5.                  Лобова Г. Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. М., 2002. 196 с.

6.                  Мазилов В. А. Подготовка научных кадров и формирование научно-исследовательских компетенций: Монография/ Под ред. М. В. Новикова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. 150 с.

7.                  О. В. Ушакова. Исследовательская компетенция/компетентность — одна из приоритетных составляющих компетентностного подхода в образовании. URL: http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,10045/Itemid,118/

8.                  Шестак В. П. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» // Высшее образование в России. 2011.№ 12. С.115–119.



[1] Работа выполнена в рамках государственного задания «Наука».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle