Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Оразбаева, К. О. Научно-теоретический анализ формирования глобальной компетентности педагога ХХІ века / К. О. Оразбаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 9-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7757/ (дата обращения: 16.04.2024).

В статье рассматривается понятие о формировании взгляда на мир с отбором факторов в различных областях знаний, со стратегией познания, с обработкой информации и различными ментальными процессами, такими как условия обмена. Нужны специалисты, готовые принять новую концепцию развития образования, мыслящие в глобальном масштабе, действующие в местном масштабе, способные быть активными членами общества. В последние годы особо актуальна глобальная компетентность будущих педагогов. Поэтому очень важно, чтобы взгляды о глобальной компетентности педагогов были направлены на указанные предположения. Формирование важных профессиональных качеств идет наряду со стимулированием личностного развития профессионала. Основная потребность развивающегося молодого человека — профессиональное самоопределение.

Ключевые слова: глобализация, глобальная компетентность, формирование, профессиональная компетентность, знание, умение, навыки, процесс.

 

В современном обществе требуются педагоги с профессиональными навыками, способные решать различные проблемы, возникающие ежедневно, способные правильно оценивать новости образования и науки, заинтересованные в повышении эффективности своей деятельности, педагоги с большой ответственностью, умеющие планировать свое будущее. Правильное построение мировоззрения может послужить опорой при формировании глобальной компетентности педагогов. Обучение, формирование практических навыков, мотивационные процессы, моральные, психологические и этические качества являются одними из важных составляющих профессиональной направленности. Личность развивается под влиянием данных потребностей.

К профессионально важным психофизиологическим качествам относится энергетизм, нейротизм, экстровертность, координация видения, реактивность и т. д. При современной обстановке глобального углубления профессиональной компетентности специалиста данным аспектам уделяется большое внимание. Таким образом, понятие «компетентность», связанное с личностью, применяется в качестве уровня, величины, размеров знаний данной личности в области образования.

Основная часть: Будущий педагог с формировавшейся глобальной компетентностью, способный быть особо профессиональной личностью — это уникальный профессиональный вид педагогов ХХІ века.

Согласно определению Р. Робертсона, данному в 1985 г. глобализация — это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность в отдельных странах. Определение Р. Робертсона во многих источниках является основополагающим. Это связано с тем, что оно охватывает различные сферы: экономическую, политическую, информационную и социальную и является наиболее ранним и полным определением данного понятия [1]. Стоит обратить внимание и на мнение А.Кроплина, по его мнению глобализация образования — это стратегия обучения, по которой педагоги совершенствуют свои знания с помощью методов исследования проблем глобализации [2].

По мнению ученых — психологов, компетентность определяется как совокупность психологических качеств, обеспечивающих эффективное выполнение определенных функций.

Вопросы компетентности рассматривается в ряде работ зарубежных авторов. Так например, влияния окружающего мира на становление профессиональной компетентности, D. M. Fessler указывает на три среды ее развития, которые взаимодействуют друг с другом:

-                   «личная окружающая среда» (жизненный цикл, семья, позитивные и негативные события, кризисы, индивидуальные склонности и увлечения);

-                   «организационная среда» (правила, стиль руководства, общественное мнение, социальные ожидания, организация в профессии);

-                   «карьерная среда» (образование, вхождение в профессию, рост компетентности, энтузиазм, разочарование, стабилизация и стагнация, завершение карьеры).

По мнению D. M. Fessler: карьерная среда в глобальной компетентности имеет важное значение в связи с тем, что в современности профессиональный рост человека во многом зависит от среды деятельности [3]. Профессор Университета Миннесоты Крейг Киссок, характеризуя современное состояние американского педагогического образования, добавляет: «современная культура педагогического образования местечковая и служит удовлетворению потребностей соседних школ, а не будущих граждан, глобализирующегося мира» [4].

К навыкам, которые сегодня в международном образовательном сообществе принято называть учебными навыками, или навыками эффективного обучения (effective learning skills), или навыками 21 века, или глобальными компетенциями, относятся в том числе и те, что мы привыкли считать личностными характеристикам — например, упорство, настойчивость, целеустремленность, стрессоустойчивость, гибкость [5].

Обоснование глобальной компетентности педагога, как комплекса знаний о регионах мира, многообразия культур, глобальных проблемах, а также умений эффективного взаимодействия с глобальной средой, В нем, в частности, отмечается, что педагог со сформированной глобальной компетентностью обладает:

1)        знаниями предмета специализации в международном измерении и ориентируется в глобальных проблемах, касающихся его предмета,

2)        педагогическими умениями, чтобы учить своих учеников анализировать информационные первоисточники из разных уголков мира и признавать различные точки зрения,

3)        приверженностью к воспитанию учащихся ответственными гражданами локального и, одновременно, глобального общества [6].

Исходя из мнения большинства исследователей, примем следующие трактовки этих терминов: Компетенция — компонент качества человека, определяющий его способность выполнять определенную группу действий в сфере того или иного рода деятельности. Это некий уровень требований к человеку, соответствующий его роли в обществе. Компетентность — умение мобилизовать и актуализировать свои компетенции для решения реальных задач. Таким образом, можно сделать вывод, что компетентность представляет собой более общее понятие и может состоять из совокупности отдельных компетенций.

Три этапа в становлении компетентностного подхода выделяет И. А. Зимняя:

1)        первый этап — введение в научный аппарат категории «компетенция»; исследование в теории обучения языкам разных видов языковой/коммуникативной компетенции; создание предпосылок разграничения понятий «компетенция»/»компетентность»;

2)        второй этап — использование категорий «компетенция» и «компетентность» в теории и практике обучения языку, профессионализму в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению, разрабатывается содержание понятия «социальные компетенции/компетентности»;

3)        третий этап — в общеевропейских документах компетенции стали рассматривать как желаемый результат образования, определены основные глобальные компетенции [7]. Советом Европы и Европейским парламентом в декабре 2006 года был принят список ключевых компетенций, которыми должны владеть молодые европейцы: «умение общаться на родном и иностранном языках; математическая компетентность и базовые компетенции в области науки и техники; IT грамотность; способность учиться всю жизнь; социальные и гражданские компетенции; смысл инициативы и предпринимательства, а также способность жизни в поликультурном мире» [8].

Известный ученый Г. Халаж (G. Halasz) рассматривает личностно-профессиональную компетентность, как ответ на стоящие перед мировым сообществом XXI века сверхзадачи: сохранение демократического открытого общества, преодоление финансово-экономического кризиса, решение экологических проблем, сохранение мульти-лингвизма и поликультурализма, внедрение в производство новейших научных технологий, повышение производительности труда. Решение этих задач предполагает, прежде всего, использование труда специалистов качественно нового, более высокого уровня квалификации. Ключевые компетентности, принятые советом Европы в 1996 году, Берн Mr Walo Hutmacher:

1.         Политические и социальные компетенции, такие как способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;

2.         Компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе — толерантность. Для того, чтобы контролировать проявление (возрождение — resurgence) расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;

3.         Компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более чем одним языком;

4.         Компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой масс-медийными средствами и рекламой;

5.         Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.

Европейского выпускника отличают его умения жить в многонациональном обществе [9].

Употребление, по Н. Хомскому, «в действительности» в реальности связано с мышлением, реакцией на использование языка, с навыками и т. д., т. е. связано с самим говорящим, с опытом самого человека. В то же время (1959) в работе Р. Уайта «Motivation reconsidered: the concept of competence», категория компетенции содержательно наполняется собственно личностными составляющими, включая мотивацию [10].

Основная, главная и специальная компетентности, взаимодействуя друг с другом, используясь в определенном пространстве, проявляются в процессе решения важных профессиональных задач с различными уровнями сложности.

В настоящее время многие ученые особенно отмечают глобальную компетентность. Например, по мнению Жак Делора, привела к тому, что она уделила особое внимание четырем основополагающим принципам образования:

-                   научиться жить вместе,

-                   научиться приобретать знания,

-                   научиться работать,

-                   научиться жить

Смысл глобальной компетентности в следующем: уметь работать не только для того, чтобы получить профессиональную квалификацию, но и для того, чтобы работать в группе, обрести компетентность в широком значении, позволяющую принимать правильное решение при различных обстоятельствах [11].

По мнению некоторых ученых, компетентность — общий оценочный термин, он означает возможность, «знание дела» в работе. Обычно этот термин применяется к лицам с определенным социально-профессиональным статусом, он характеризует размеры соответствия знаний, понятий и навыков сложности решаемых проблем, выполняемых задач.

Если говорить о компетентности специалистов ХХІ века, века глобализации, по мнению многих ученых, компетентность должна основываться на развитие интерактивных и аналитических возможностей. Динамика развития общества, профессиональная деятельность человека, вся его профессиональная карьера требует увеличения его профессиональной квалификации, компетентности.

Смысловые признаки компетентности просматриваются в его функциональных характеристиках и в умении дать правильную оценку, сделать выбор в определенных ситуациях. Если вузовский учебный процесс есть перенимание практических навыков будущей профессиональной деятельности, то значит, компетентный специалист стремится в будущее, предвидит изменения, ориентирует себя на самообразование.

Установив общие, концептуальные идеи метода компетентности, исследователи дают следующее определение: образование, направленное на компетентность, соответствует интересам и государства, и самого человека. Ориентированность человека на комплексное освоение практических знаний, обеспечивающих успешную работу человека в основных сферах жизни.

По мнению А. К. Маркова, структура профессиональной компетентности педагога следующая:

-          профессиональное психологическое и педагогическое образование;

-          профессионально-педагогическая деятельность;

-          профессионально-психологические принципы педагога, соответствующие профессии;

-          личностные особенности педагога, обеспечивающие освоение знаний и умений [12].

Автор дает следующую характеристику компетентному педагогу:

-          способность принимать решения по отношению к себе и к саморазвитию;

-          умение побеждать неуверенность в себе;

-          определять самые эффективные методы достижения цели;

-          способность определять характер и содержание деятельности, связанной с обстоятельствами, происходящими на основе полученных знаний и опыта.

Исследовав профессиональную компетентность, Г. А. Ларионова пришел к выводу, что «межкультурные, межотраслевые знания, навыки, возможности успешной деятельности необходимы для различных профессиональных ассоциаций [13].

Они востребованы у представителей схожих специальностей. Специальная компетентность помогает осуществлять определенный вид деятельности. Они привязаны к определенному виду профессиональной деятельности.

Заключение:

Поддерживая данное мнение, в наш век стремительного обновления науки и техники, каждый педагог должен ежечасно осознавать необходимость в знаниях. Он в свою очередь ведет к поиску и творчеству. Педагог, у которого развиты данные возможности, может квалифицированно заниматься своей деятельностью в любой точке мира. Подытоживая вышеприведенные мнения: «Глобальная компетентность педагога» — это умение осознанно воспринимать влияние мировых процессов на учебный процесс, понимание особенностей многонациональной и поликультурной среды, успешное осуществление педагогической деятельности в любой глобальной среде.

 

Литература:

 

1.                  Robertson R., Lechner F. Modernization, Globalization and the Problem of Culture in the World-Systems Theory // Theory, Culture & Society. — 1985. — № 3; Robertson R. Globalization Theory and Civilization Analysis // Comparative Civilizations Review. — 1987. — Vol.17.

2.                  Croply A. J. Global Leaming/ The International Encyclopedia of Education. Supplementary Issue. — N-Y: Pergamon, 1989. — 384–387р.

3.                  Fessler D. M. Home education regulations: What parents need to know about Ohio home education regulations. Cassidy & Nells Pub. Dayton, OH. 2008. Электронный ресурс: http://www.bologna-center.com/ru/node/711

4.                  Kissock, C. Foreword to Ed. Cushner K., Brennan S. Intercultural Student teaching: A Bridge to Global Competence / Craig Kissock. — Rowman & Littlefield Education: Lanham, 2007. — 246 p. — 5–12р.

5.                  Электронный ресурс. http://nova-class.ru/globalnyie-kompetentsii/

6.                  Green, M. Internationalizing the Campus: a User's Guide / Madeleine Green, Christa Olson; American Council on Education. — Washington DC: ACE, 2003,- 114p.

7.                  International Bureau of Education Competency-based approaches Электронный ресурс. http://www.ibe.unesco.org/en/communities/community-of-practice-cop/competency-based-approaches.html

8.                  Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen. (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111–122). Brussels: IBM Education Center, 1992.

9.                  Hutmacher Walo. Key competencies for Europe // Report of the Symposium (Berne, Switzezland 27 30 March, 1996) // Secondary Education for Europe Stsburg, 1997.

10.              While R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence. Psychological review, 1959, № 66.

11.              Delor J. Learning: The Treasure Within. PARIS: UNESKO, 1996–78p.

12.              Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя // Педагогика. — 1996, № 6–55–63с.

13.              Ларионова Г. А. Компетенции в профессиональной подготовке студентов вуза: Монография. — Челябинск, 2004. — 186с.

Основные термины (генерируются автоматически): глобальная компетентность, Компетенция, компетентность, мнение, навык, профессиональная компетентность, умение, педагогическое образование, профессиональная квалификация, самый человек.

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя. Автор: Шарипова Шахло Садуллаевна.

О профессиональной компетентности учителя

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя, профессиональная компетентность педагога...

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессиональнопедагогической компетентности в образовании. Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность приводить свой образ жизни...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход...

К вопросу о семантике понятий «компетенция»...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность

Многообразие подходов к определению понятий... умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Похожие статьи

Профессиональная педагогическая компетентность учителя

профессиональная компетентность, профессиональная компетентность педагога, дошкольное образование, умение, педагогическая деятельность, знание, компетентность, образовательный процесс...

Педагогическая компетентность и компетенция: проблемы...

профессиональная компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция, способность...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, профессионально-педагогическая компетентность учителя, высшее профессиональное образование.

Генезис понятий «компетенция» и «компетентность»

компетенция, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, профессиональная компетентность педагога, знание, компетенция...

Профессиональная педагогическая компетентность учителя. Автор: Шарипова Шахло Садуллаевна.

О профессиональной компетентности учителя

компетентность, компетенция, умение, профессионально-педагогическая компетентность, профессиональная компетентность преподавателя, профессиональная компетентность педагога...

Характеристики профессионально-педагогической...

Эта статья посвящена проблеме профессиональнопедагогической компетентности в образовании. Профессиональная компетентность преподавателя определена как способность приводить свой образ жизни...

Профессиональная компетентность педагога дошкольного...

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

профессиональная компетентность, компетенция, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, подход...

К вопросу о семантике понятий «компетенция»...

умение, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, компетентность

Многообразие подходов к определению понятий... умение, какая-либо деятельность, знание, компетенция, навык, компетентность...

Развитие профессиональной компетентности в системе...

Развитие профессиональной компетентности в системе среднего профессионального образования.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...