Библиографическое описание:

Тумакова Н. А., Новожилова С. С. Эффективная презентация Microsoft Power Point как способ активизации самостоятельной работы студентов на иностранном языке // Молодой ученый. — 2015. — №7. — С. 868-870.

Ключевые слова: самостоятельная работа, активность, иностранный язык, проектная деятельность, познавательная активность, презентация, образовательный процесс.

 

В последнее десятилетие Российская образовательная система активно интегрируется в мировое образовательное пространство и участие России в Болонской конвенции выдвигает современные требования не только к применению принципиально новых подходов и методов повышения качества образовательного процесса, но и к подготовке высококвалифицированных кадров в различных областях науки и техники.

Важно отметить, «что именно преподаватель представляет собой главное звено в цепочке формирования устойчивой мотивации к изучению английского языка: его способность убедить студента в необходимости упорно трудиться и интенсивно работать, преподавательский профессионализм, опыт и практические знания дисциплины «Иностранный язык», «Профессиональный иностранный язык»; установление добрых, располагающих к общению на иностранном языке отношений, способны стимулировать студентов к изучению международного языка общения. Преподавателю следует занимать лидирующую, но не доминирующую позицию, выполнять роль не только организатора, но и соучастника такого учебного процесса, который строится как диалог студента с познаваемой им реальностью, с другими людьми, как обогащение их личностного опыта» [4, c. 124].

Использование информационных технологий при обучении студентов дает возможность преподавателю совершенствовать методы, формы, содержания обучения в соответствии с задачами всестороннего развития личности, обучающейся в современных условиях информатизации социума [1].

Возможности современных информационных технологий позволяют студентам не только овладеть новым материалом в различных видах экспрессивной и рецептивной речевой деятельности, но и активизировать познавательную активность в самостоятельной работе.

Систематическая самостоятельная работа студентов является одним из немаловажных условий успешного овладения изучаемой дисциплиной, в частности иностранным языком [2, c. 151].

Научно-педагогические исследования в вопросе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка (И.А. Андреева, К.Б. Есипович, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, О.П. Крюкова, А.А. Леонтьев, Е.И. Пассов и др.) дают следующие характеристики данному виду познавательной активности:

1)            индивидуализированность (соответствие содержания обучения уровню развития процессов мышления, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, а также мотивам и интересам, прошлому опыту студентов; организация соответствующего режима обучения; использование преподавателем различных методов, форм, средств обучения, учитывая индивидуальные особенности обучающихся);

2)            активность (самостоятельная работа создает такие психолого-педагогические условия для студентов, в которых они, как субъект учебной деятельности, могут проявить свою активность на уровне восприятия и памяти, воображения и творческого мышления, воспроизведения);

3)            добровольность (сознательное стремление студентов добиться результата, преодолевая возникающие затруднения);

4)            творчество (проявляется в процессе самостоятельной постановки задачи, решения проблемы, корректировки деятельности);

5)            отсутствие преподавателя (варьируемое свойство самостоятельной работы, поскольку она может протекать либо при полном отсутствии преподавателя, либо при его минимальном руководстве и опосредованной помощи);

6)            готовность к иноязычной коммуникации (студенты, изучая какой-либо учебный материал, не просто усваивают новую для них информацию, но и на ее основе пытаются включить себя в ситуацию решения учебных задач, предусмотренных для самостоятельной работы);

7)            комфортность (наличие благоприятного эмоционального климата обучения) [1].

Использование компьютера на занятии по иностранному языку способно решить ряд педагогических задач, а именно:

-        развить творческие способности обучающихся;

-        повысить исследовательскую активность студентов в процессе обучения;

-        развить познавательную деятельность и интерес к изучаемой дисциплине;

-        развить логическое мышление у студентов;

-        улучшить качество усвоения материала;

-        индивидуализировать образовательный процесс;

-        минимизировать или исключить возможность субъективной оценки знаний у студентов [5, c. 630].

Компьютер, как эффективное средство обучения иностранному языку, можно использовать на всех этапах образовательного процесса по дисциплине «Иностранный язык» в вузе: при первичном предъявлении материала, тренировки его в различных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме), закреплении, повторении изученного ранее материала; при контроле уровня сформированности знаний, умений и навыков.

Наличие компьютера с возможностью доступа в Интернет, интерактивной доски, проектора и других технических средств обучения в учебной аудитории, позволяет преподавателю не только интенсифицировать процесс обучения, но и визуализировать его, сделать более динамичным.

Специфика изучения иностранного языка, в частности английского, заключается в том, что формирование базовых лексико-грамматических навыков, основывается, как правило, на заучивании, особенно на начальном этапе обучения.

В процессе автоматизации навыков, постепенном овладении новым материалом и повышении уровня владения иностранным языком, студент может использовать возможности компьютера для решения собственных коммуникативных задач, в частности в индивидуальной, парной или групповой проектной деятельности с использованием презентации Microsoft Power Point.

Современные подходы к обучению иностранному языку акцентируют значимость использования проектной деятельности с использованием возможностей Power Point на занятии, поскольку данный вид образовательной деятельности позволяет студенту выразить собственные, тщательно продуманные и подготовленные идеи в креативной, индивидуализированной форме.

Для создания презентации в Microsoft Power Point студенту необходимо выполнить ряд последовательных действий, а именно:

1)            выбрать тему для работы;

2)            составить план работы, включающий в себя сбор информации, ее анализ, структуризацию и т. д

3)            оформить работу с классифицированной предварительно информацией в программе Microsoft Power Point;

4)            представить выполненный проект в группе или микрогруппе;

5)            ответить на вопросы аудитории.

В процессе создания мультимедийной презентации в Power Point студенту необходимо руководствоваться рядом общих правил, чтобы презентация была эффективной:

-        четкая структура презентации: (количество слайдов варьируется от 10 до 20, титульный лист должен содержать название презентации, Ф.И.О. выступающего студента или разработчика, место учебы-название ВУЗа, факультета, кафедры, группы; в заключении следует отразить выводы по исследовательскому проекту и отразить список использованной для подготовки презентации литературы);

-        содержание, соответствующее заявленной теме проекта;

-        интересная и доступная подача информации в аудиторию;

-        хорошие иллюстрации, схемы, рисунки, таблицы и.т.д. и их разумное дозирование на отдельно взятом слайде и во всей презентации;

-        слышимость и видимость презентуемого в проекте материала (использование рекомендованных для презентации размеров шрифтов, цветового оформления слайдов и т. д.);

-        соблюдение временных рамок презентации (от 5 до 20 минут в зависимости от типа презентации: самопрезентация, презентация проекта, презентация дипломного проекта и т.д.) [3].

Таким образом, использование презентации Microsoft Power Point на занятиях в ВУЗе позволяет не только повысить мотивационный уровень обучающихся, интенсифицировать процесс обучения, вовлечь студентов в творческую деятельность на иностранном языке, но и перейти от пассивного к активному способу реализации образовательной деятельности, в которой студент — это главный участник процесса обучения.

 

Литература:

 

1.       Колесова Т.В. Информационные технологии обучения в повышении качества самостоятельной работы при обучении иностранному языку в вузе. Электрон. дан. — URL: http://imp.rudn.ru/vestnik/2011/2011_1/3 (дата обращения: 15.03.2015).

2.       Сухорукова Н.В., Мартышева Е.М., Сенцов А.Э. Тестирование в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2011. № 4. С. 149-152.

3.       Требования к оформлению мультимедийных презентаций. — Электрон. дан. — URL: http://wiki.iteach.ru/images/4/45/Kriteriy_d.pdf (дата обращения: 16.02.2015).

4.       Тумакова Н. А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе [Текст] / Н. А. Тумакова, Ю. А. Ткаченко // Молодой ученый. — 2015. — № 6.5. — С. 124-126.

5.       Тумакова Н. А. Мультимедийные средства как способ интенсификации образовательного процесса в вузе [Текст] / Н. А. Тумакова, Е. А. Захарченко // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 629-633.

Основные термины: Power Point, самостоятельной работы, Microsoft Power Point, самостоятельной работы студентов, иностранному языку, иностранном языке, обучении иностранному языку, презентации microsoft power, активизации самостоятельной работы, самостоятельная работа, Power Point студенту, Похожая статья, образовательного процесса, Тумакова Н, обучения иностранному языку, Молодой ученый. — 2015. —, содержания обучения, иностранному языку способно, процесс обучения, средств обучения

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle