Индивидуальное проектирование при изучении иностранного языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 22.12.2015

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Лядская Н. В. Индивидуальное проектирование при изучении иностранного языка [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 104-105. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9378/ (дата обращения: 22.08.2018).

 

В учебной деятельности на любом уровне огромную роль играет развивающее обучение. В истории педагогики идея развивающего обучения принадлежит известному швейцарскому педагогу И. Г. Песталоцци (1746–1821 гг.). Основной целью обучения он считал возбуждение ума к активной деятельности, развитие познавательных способностей. К. Д. Ушинский назвал идею развивающего обучения «великим открытием Песталоцци».

В системе профессионального образования на реализацию идеи развивающего обучения направлен такой вид образовательной деятельности как самостоятельная работа студента. В государственном образовательном стандарте самостоятельная работа включена в учебный план как форма учебного процесса и рассматривается отдельно от аудиторных занятий, то есть в современных условиях самостоятельная работа студента приобретает статус образовательной формы учебного процесса.

Выполнение самостоятельной работы связано с соблюдением принципа формирования общих и профессиональных компетенций, заложенного в основу современного государственного образовательного стандарта. Компетенция  это осведомленность в какой-либо области, квалифицированность, авторитетность. Такое определение дается в словаре иностранных слов А. Н. Булыко. От уровня сформированности ключевых компетенций зависит эффективность профессионального образования.

Среди уровней ключевых компетенций можно выделить:

  1.                технологическую компетентность;
  2.                коммуникативную компетентность;
  3.                информационную компетентность;
  4.                готовность к решению проблем;
  5.                готовность к самообразованию и др.

Основной задачей обучения иностранным языкам в современных условиях является формирование коммуникативной компетентности. При этом необходимо уделять внимание формированию и других уровней ключевых компетенций, например, информационной компетентности, готовности к решению проблем, готовности к самообразованию и др. Полноценный результат может дать только формирование целого комплекса различных компетентностей. В этом отношении очень эффективной является проектная методика, которая становится очень популярной в настоящее время. Эта методика требует организации учебного процесса таким образом, чтобы у студента постоянно присутствовал интерес к предмету, тем самым поддерживая мотивацию к изучению иностранного языка.

Проектирование может быть коллективным и индивидуальным. Индивидуальное проектирование  это такой вид учебной деятельности, который способен сделать учебный процесс интересным и познавательным с точки зрения учета интересов и индивидуальных способностей студента. В процессе данной деятельности студент может проявить свое творчество, активность, самостоятельность, то есть раскрыть свой потенциал.

С точки зрения организации работы над индивидуальным проектом метод проектирования это совокупность приемов для достижения определенных результатов в области практического или теоретического знания. Как любой вид самостоятельной работы, индивидуальное проектирование связано с умственным напряжением, поиском решений новых задач, закреплением уже имеющихся знаний, умений и навыков, расширением кругозора, развитием логического мышления студента. В основе методики индивидуального проектирования лежит творческий поиск студента, который связан с выбором целей, постановкой задач, с познавательной самостоятельностью, получением выводов и обобщений. В процессе проектирования необходимо опираться на инициативу и самостоятельность студента, так как самым большим достижением в этой методике должен стать преобразовательный результат, как в обучении, так и в становлении самой личности студента.

В процессе индивидуального проектирования функция преподавателя состоит не только и не столько в том, чтобы передать студенту свои знания, сколько умело организовать работу студента по его самостоятельному приобретению знаний. Работа над проектом предполагает следующие этапы:

  1.                Подготовительный (планирование преподавателем тем проектов; определение целей и учебно-познавательных задач проектирования).
  2.                Организационный (распределение тем индивидуальных проектов с учетом интересов и индивидуальных способностей студентов; определение этапов проектирования и постановка задач на каждый этап).
  3.                Учебно-подготовительный (практическая деятельность студента в рамках проекта; промежуточный (корректирующий) контроль преподавателя на каждом этапе проектирования).
  4.                Завершающий (оформление проекта; констатирующий контроль преподавателя; подведение итогов проектирования и оценка проекта; презентация результатов проекта).

Для развития самостоятельной деятельности студента в процессе индивидуального проектирования необходимо четкое представление им цели выполняемой работы. Он должен знать, каков должен быть результат. Студент также должен иметь четкое представление о процедуре выполнения проекта. В процессе проектирования он должен научиться:

1)                 планировать свою работу;

2)                 пользоваться различными источниками информации (научной и справочной литературой, интернетом и т. д.);

3)                 вычленять из информации главное и второстепенное;

4)                 составлять опорные конспекты;

5)                 выбирать способы наиболее быстрого и рационального решения поставленных задач;

6)                 вносить коррективы в свою работу;

7)                 анализировать итоги каждого этапа выполненной работы;

8)                 осуществлять самоконтроль.

Успех проектирования зависит от продуманной преподавателем последовательности нарастания трудностей в работе студента. Оно может происходить в виде усложнения материала или в виде усложнения заданий при работе над одним и тем же материалом. Но при этом любой вид работы в процессе проектной деятельности должен быть содержательным, вызывающим активное отношение к делу, стремление и желание его выполнять.

При индивидуальном проектировании не так важен объем выполняемой работы, как ее характер, качество и система, при которой каждая выполняемая работа является движущей силой развития умственных способностей студента.

При изучении иностранного языка среди типов индивидуальных проектов можно выделить:

  1.                Практико-ориентированные (проекты, нацеленные на их использование в практической деятельности  на занятиях, на внеклассных мероприятиях в группе, в колледже и т. д.).
  2.                Исследовательские (проекты, сходные с научным исследованием, включающим обоснование актуальности выбранной темы, постановку задач исследования, выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждением, анализом полученных результатов).
  3.                Информационные (проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, событии с целью анализа, обобщения и предоставления информации для широкой аудитории, например, в кружке, на учебном занятии, на научно-практической конференции и т. д.).
  4.                Творческие (проекты, предполагающие максимально свободный и нестандартный подход к их выполнению и представление результатов в виде видеопрезентаций, видеороликов, видеофильмов, журналов, газет и т. д.).

Любой вид индивидуального проектирования является очень эффективным видом учебной деятельности, в процессе которой формируется целый ряд компетенций, позволяющих человеку быть успешным в современном информационном пространстве. Данный вид самостоятельной работы повышает уровень учебно-познавательной деятельности студента, делает его более подготовленным к будущей творческой профессиональной деятельности, способным адаптироваться к быстро меняющемуся миру, то есть имеет очень большое практическое значение.

Основные термины (генерируются автоматически): индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

Похожие статьи

Формирование положительной мотивации на уроках английского...

индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

Проблемы организации проектной работы при обучении...

...индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность...

индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Формирование информационной компетенции у студентов...

иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность, студент, процесс обучения, формирование, компьютерная грамотность, иноязычная компетенция, профессиональное саморазвитие...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, общая компетенция, интернет-ресурс, самостоятельная внеаудиторная работа.

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Информационная компетентность как планируемый результат...

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса.

Дети занимаются поиском дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом...

Современные подходы по формированию информационной...

Формы работы. фронтальный опрос, устная работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Методы формирования информационной компетенции. Орг. момент. Постановка целей и задач перед учащимися.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Формирование положительной мотивации на уроках английского...

индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

Проблемы организации проектной работы при обучении...

...индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

проектная работа, иностранный язык, проектная деятельность...

индивидуальное проектирование, учебный процесс, самостоятельная работа, развивающее обучение, учебная деятельность, проект, постановка задач, выполняемая работа, информационная компетентность, иностранный язык.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности.

Формирование информационной компетенции у студентов...

иностранный язык, информационная компетенция, информационная компетентность, студент, процесс обучения, формирование, компьютерная грамотность, иноязычная компетенция, профессиональное саморазвитие...

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Ключевые слова: компетентность, компетенция, общая компетенция, интернет-ресурс, самостоятельная внеаудиторная работа.

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности формированию общих компетенций?

Информационная компетентность как планируемый результат...

Формирование основ информационной компетентности происходит на всех предметах образовательного процесса.

Дети занимаются поиском дополнительной информации для решения учебных и самостоятельных познавательных задач, в том числе в контролируемом...

Современные подходы по формированию информационной...

Формы работы. фронтальный опрос, устная работа; работа в парах; самостоятельная работа; работа с использованием ЭСО.

Методы формирования информационной компетенции. Орг. момент. Постановка целей и задач перед учащимися.

Задать вопрос