Библиографическое описание:

Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Плахов Н. Н. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 569-575.

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний, авторами обосновывается особая роль кафедры медицинского профиля в системе профессионального образования студентов педагогического университета. Именно здесь, в педагогической среде, эта работа наиболее востребована, учитывая особое социальное предназначение учительской профессии для распространения среди учащейся молодёжи медико-профилактических, гигиенических и валеологических знаний, которые способствуют укреплению здоровья развивающегося молодого поколения.

Ключевые слова и выражения: Валеология; культура здоровья; здоровый образ жизни; медицинская культура; первая медицинская помощь; первичная профилактика заболеваний, травм, аддикций и других социальных девиаций личности подростка.

Settling on a long-term experience of teaching basics of medical science, principles of healthy life style and prevention techniques to the Pedagogical University’s students, the authors of this article explain the specific role of the Medical Department in the system of professional education of the Pedagogical University’s students. According theauthors’ of this article opinion, this work becomes particularly necessary for these purposes, considering specific professional purpose of a teaching profession for spreading the most useful vital knowledge among students (hygienic, valeological and medical preventive knowledge), which appears especially significant for health promotion among people of the young generation.

Keywords and phrases: Valeology; culture of health; healthy life style; culture of medical knowledge; the primary medical aid; primary prevention of diseases, injuries, addictions and social deviancy of teenage personality.

 

К истории изучения основ медицинских знаний в педагогическом вузе: подготовка резервных кадров для обеспечения медицинской службы гражданской обороны.

Медицинская подготовка студентов педагогических и других гуманитарных вузов нашей страны, в соответствии с постановлением Правительства, стала проводиться с 1962/63 учебного года. Она была возложена на педагогические коллективы вновь сформированных кафедр и курсов гражданской обороны соответствующих высших учебных заведений.

В Ленинградском ордена Трудового Красного Знамени государственном педагогическом институте имени А. И. Герцена (ЛГПИ им. А. И. Герцена) кафедра гражданской обороны (кафедра ГО) была организована 29 сентября 1962 года, в соответствии с приказом министра просвещения РСФСР «Об организации кафедр гражданской обороны в педагогических институтах» от 23 августа 1962 года.

Решение Правительства о создании кафедр гражданской обороны в педагогических институтах РСФСР, наряду с организацией их также и в ряде других гуманитарных вузов Российской Федерации и других республик Советского Союза, было вызвано необходимостью обеспечить создаваемые формирования гражданской обороны страны достаточной численностью подготовленных резервных кадров среднего медицинского персонала.

В условиях «холодной войны» это предусматривалось на случай возможного применения потенциальным противником средств массового поражения — при неожиданном возникновении военного конфликта, с прогнозируемым при этом большим числом пострадавших, нуждающихся в оказании им первой медицинской помощи. Одновременно предусматривалось также организовать обучение подготовленного преподавательского состава для средних школ, чтобы на должном уровне обучать школьников основам защиты населения от средств массового поражения, а также и от других неблагоприятных факторов различной природы, способных представлять опасность для здоровья и жизни человека.

Такое решение в начале 60-х годов было продиктовано нарастанием международной напряжённости в условиях «холодной войны», развязанной её инициаторами против нашей страны для достижения своих агрессивных геополитических целей. Это решение учитывало вполне вероятную в то время возможность военного конфликта, с прогнозируемым применением при этом потенциальным противником средств массового поражения людей. И даже если и сейчас, по истечении полувека, подобное развитие событий нельзя окончательно сбрасывать со счетов, то в те годы приходилось считаться с вполне реальной возможностью их возникновения. Подтверждением этого может служить «Карибский кризис» 1962 года, когда весь мир действительно оказался на грани ядерной катастрофы.

И всё же, нечто подобное мы можем наблюдать и в наши дни, когда поминается столетие развёртывания первой мировой войны, которая принесла колоссальные бедствия народам многих стран мира и поглотила десятки миллионов человеческих жизней.

И в наши дни, как и тогда, агрессивная, бескомпромиссная геополитическая активность западных стран, направленная, прежде всего, против интересов России, снова начинает набирать обороты.

При этом хорошо известно, что каким бы образом ни изменялась международная обстановка, надо, как говорится, всегда держать порох сухим. Поэтому система гражданской обороны и её подразделений, несущих службу по защите граждан государства от вероятных угроз их благополучию и безопасности, по обеспечению нормального функционирования общественных институтов и предприятий производственной сферы в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС), — должна функционировать активно, слаженно и эффективно, располагая достаточным контингентом хорошо обученных, подготовленных кадров.

В этой связи, в частности, для оказания медицинской помощи большому числу пострадавших в условиях ЧС, требовалось подготовить достаточный контингент резервных кадров медицинского персонала. Именно на решение этой задачи и была направлена в те годы организация работы по медицинской подготовке студентов педагогических и других гуманитарных вузов.

Вновь образованная кафедра ГО в ЛГПИ им. А. И. Герцена, на протяжении первых 25 лет своей деятельности, готовила медицинских сестёр гражданской обороны запаса из контингента студенток всех факультетов педагогического института, получающих высшее педагогическое образование. Одновременно студенты — юноши обучались на вновь созданной кафедре ГО по курсу «Гражданская оборона».

За первые 25 лет работы межфакультетской кафедры ГО ЛГПИ им. А. И. Герцена более тридцати пяти тысяч студенток, вместе с дипломом об окончании педагогического вуза, получили дипломы медицинских сестёр гражданской обороны запаса. За это же время не менее шести тысяч студентов — юношей, обучавшихся на кафедре, получили свидетельства об окончании курса «Гражданская оборона», что в дальнейшем давало им право на преподавание данного учебного предмета в средней общеобразовательной школе. При этом обращала на себя внимание особая основательность проводившейся в тот период медицинской подготовки студенток в педагогическом институте.

Обучение студенток основам медицинских знаний и практическому выполнению медицинских манипуляций проводилось в течение четырёх семестров, причём общий объём учебной нагрузки составлял до 360 часов аудиторных занятий. Учебный курс подготовки медицинских сестёр гражданской обороны состоял из лекций, практических и семинарских занятий. Программа обучения студенток включала не только аудиторную подготовку с доклинической медицинской практикой, но также и клиническую практику в медицинских учреждениях. При этом особое внимание уделялось практическому освоению навыков оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим, наряду с усвоением студентками методов и техники ухода за больными, в сочетании с реальным исполнением ими на практике обязанностей медицинской сестры действующего лечебного отделения больницы.

Учебная работа на кафедре проводилась на высоком учебно-методическом уровне, с большим объёмом не только теоретической, но и практической подготовки студенток педагогического вуза к новой и необычной для них профессиональной деятельности, предусматривающей широкий круг обязанностей среднего медицинского персонала действующего лечебного учреждения. Эта работа включала обучение студенток особенностям обращения с больными людьми, освоение правил и техники транспортировки больных и пострадавших, а также изучение методов и техники ухода за больными. Учебная работа способствовала практическому закреплению методов оказания первой медицинской помощи больным и пострадавшим, наряду с отработкой правил и техники применения лекарств и не медикаментозных методов лечения.

Об объёме и уровне проводившейся в те годы учебной работы можно составить себе общее представление, если ознакомиться с содержанием некоторых из подготовленных в те годы учебных пособий для студентов [5–13].

Студентки изучали на кафедре следующие основные учебные предметы:

-        Внутренние болезни с уходом за больными и курсом лекарствоведения;

-        Анатомия и физиология человека;

-        Медицинская помощь при травмах и поражениях;

-        Инфекционные болезни и основы эпидемиологии;

-        Организация и тактика медицинской службы гражданской обороны;

-        Гражданская оборона (для юношей).

Кафедра ГО ЛГПИ им. А. И. Герцена, в течение многих лет со времени своего создания, была определена головной среди аналогичных кафедр и курсов, организованных в педагогических вузах Северо-Западного региона Российской Федерации, которые работали в таких городах как Мурманск, Архангельск, Сыктывкар, Череповец, Вологда, Великий Новгород и Псков.

Медицинская кафедра педагогического вуза в период перемен и перестроек

В конце 80-х годов, на фоне наступившей разрядки международной напряжённости вся эта налаженная работа по подготовке резервного медперсонала гражданской обороны была свёрнута, а вскоре и само наименование кафедры было изменено: с 1988 года она стала называться кафедрой медицинской подготовки, а с 1991 года — кафедрой основ медицинских знаний (Кафедра ОМЗ) Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (РГПУ им. А. И. Герцена) — так с 1991 года стало именоваться наше высшее учебное заведение.

Эти изменения, развернувшиеся на волне перестройки, отразились и на работе кафедр ГО во всех педагогических вузах страны. Они сопровождались значительным сокращением объёма и содержания программ медицинской подготовки студентов, с большей их направленностью на вопросы профилактики заболеваний и формирование здорового образа жизни учащейся молодёжи, а также на соблюдение гигиенических требований к условиям проведения учебного процесса и к его организации в учебных заведениях [1;14–16]. Была прекращена подготовка медицинских сестёр запаса из студенток педагогических вузов. Значительно сократился объём подготовки студентов по программе гражданской обороны, с обращением большего внимания на обучение методам защиты населения в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций мирного времени — природного и техногенного происхождения.

В 1996 году кафедре было присвоено современное ее наименование: кафедра Медико-валеологических дисциплин (Кафедра МВД). Это было обусловлено, наряду с актуальностью медико-профилактической подготовки будущих педагогов, также и возрастающей необходимостью распространения среди учащихся знаний о здоровье — о путях его формирования, сохранения и укрепления.

В течение последних 18 лет, сохраняя свои межфакультетские функции, кафедра Медико-валеологических дисциплин работает в составе факультета Безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена, где имеются все условия для успешной реализации её возможностей в масштабах всего университета. Здесь, на факультете безопасности жизнедеятельности, так необходимая для будущих учителей медико-валеологическая подготовка студентов, дополняется изучением вопросов профилактики социальных отклонений и методов предупреждения наркотической зависимости среди учащейся молодёжи.

Коллектив кафедры медико-валеологических дисциплин располагает большим опытом работы в таком, особом для педагогического вуза направлении, как формирование у студентов основ медицинских знаний, воспитание медико-гигиенической культуры учащихся и формирование у молодёжи культуры здоровья, приверженности ценностям здорового образа жизни.

У истоков становления и развития кафедры находились такие её руководители, как Максим Иванович Тришин, Михаил Алексеевич Сластихин, Николай Петрович Свинухов, Пётр Иванович Нечипоренко и другие, широко известные и преданные делу специалисты.

В работе кафедры в течение многих лет, на условиях совмещения с основной своей деятельностью, принимали участие работники практического здравоохранения, сотрудники медицинских учреждений, научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений Ленинграда, некоторые из которых вошли затем в штат кафедры. Именно им пришлось руководить учебным процессом и принимать непосредственное участие в его реализации в наиболее трудные, 90-е годы — в этот сложный период многочисленных перестроек, изменений установившихся традиций, переоценки ценностей и смены социально-политических государственных приоритетов.

Эти изменения продолжаются и в настоящее время, определённым образом оказывая влияние как на расстановку акцентов в организации учебного процесса, так и на содержание программ обучения.

Многие годы успешно работали на кафедре её заслуженные ветераны — профессора, доценты, старшие преподаватели и лаборанты, передавая свой опыт и знания новым сотрудникам, приходящим им на смену. Часть ветеранов кафедры продолжают плодотворно работать и в наши дни [14, 16].

Медицинская кафедра современного педагогического вуза, её роль и значение в деле подготовке молодых педагогических кадров.

В чём же заключается особая роль кафедры медико-валеологических дисциплин в педагогическом университете? В чём состоит её миссия в настоящее время — в период становления системы уровневого образования и реализации новых образовательных стандартов?

Центральной задачей медико-валеологического образования студентов педагогического университета является воспитание медико-профилактической культуры будущего педагога как одной из основ формирования культуры здоровья молодого поколения [1;2:15;16].

Выполнение указанной задачи требует формирования у студентов определённого уровня знаний, умений и навыков:

-        навыков эффективной реализации образовательного процесса по распространению медико-профилактических знаний среди учащихся общеобразовательных учреждений;

-        навыков активного проведения антиалкогольной, антитабачной и антинаркотической работы с учащимися;

-        знаний основ медицины, гигиены, валеологии, возрастной психологии, возрастной анатомии и физиологии человека, необходимых для обучения основам культуры здоровья, а также — формам и методам профилактики заболеваний — учащихся общеобразовательных учебных заведений;

-        знания основ организации работы медицинской службы и тактики рациональных действий педагога при возникновении ситуаций, требующих безотлагательного оказания медицинской помощи больным и пострадавшим;

-        умения самостоятельно оказывать первую медицинскую помощь при остром заболевании и правильно действовать при возникновении несчастного случая;

-        умений выполнять простейшие медицинские манипуляции по уходу за больными и пострадавшими и при оказании им первой медицинской помощи.

Ответственная задача преподавателей кафедры состоит в том, чтобы дать в доступной форме сложные, специфические медико-биологические знания студентам, не имеющим специальной медико-биологической подготовки. При этом достаточно высокие требования к уровню подготовки преподавателя необходимы для того, чтобы просто и доступно, понятно и логично разъяснять студентам не медицинского, а педагогического вуза сложный и специфический медико-биологический учебный материал, не искажая его современного научного понимания, и эти требования к высокой профессиональной квалификации преподавательского состава кафедры представляются нам вполне обоснованными. Однако не столько мастерству владения медицинскими манипуляциями следует учить студентов педагогического университета в настоящее время, не столько клиническим особенностям и методам лечения отдельных форм заболеваний, но сколько ясному пониманию общих причин и механизмов развития наиболее распространённых заболеваний, знанию их основных признаков, возможных осложнений и методов профилактики. При этом необходимо научить студентов пониманию основ медицинской терминологии, чтобы они могли грамотно излагать учащимся школы и их родителям вопросы, касающиеся современных проблем укрепления здоровья, распознавания и предупреждения заболеваний, наряду с квалифицированным обсуждением методов профилактики табакокурения, алкоголизма, наркомании и токсикомании в молодёжной среде [15].

Изучение студентами бакалавриата факультета безопасности жизнедеятельности медико-валеологических учебных дисциплин проводится на нашей кафедре в определённой последовательности. Так, на первом курсе обучения студенты осваивают учебную дисциплину «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», на втором курсе — дисциплины «Основы медицинских знаний», «Профилактика социально опасных инфекций» и «Основы здорового образа жизни»; на третьем курсе — учебные дисциплины «Первая медицинская помощь при заболеваниях и травмах», «Основы социальной медицины» и «Профилактика наркозависимости в молодёжной среде». Заключает медико-профилактический блок программы обучения студентов бакалавриата учебная дисциплина «Медицина катастроф».

Изучение каждого учебного предмета завершается определённой формой контроля знаний студентов (защита курсовой работы, семинар-зачёт, дифференцированный зачёт, экзамен). После защиты выпускных квалификационных работ, итоговый контроль медико-валеологических, медико-гигиенических и медицинских знаний и умений студентов — проводится на выпускном государственном экзамене.

Углублённое изучение отдельных вопросов программы медико-валеологической подготовки студентов продолжается и в магистратуре, — в зависимости от направления и профиля выбранной студентами магистерской программы обучения [2; 3;13;20].

Нам представляется достаточно понятным и очевидным, что в результате изучения медико-валеологических учебных дисциплин студенты, обучающиеся на соответствующей кафедре (или на специальном факультете) безопасности жизнедеятельности любого педагогического университета, должны знать:

-        Характеристику и содержание основных компонентов здорового образа жизни как непременного условия интеллектуального и физического развития человека и основополагающего фактора сохранения и укрепления его здоровья;

-        Характеристику понятия «Здоровье», его основных компонентов, а также роль и значение тех факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека — как с патоцентрических, так и с валеоцентрических позиций;

-        Основные гигиенические нормы и правила организации учебной деятельности учащихся, способствующие сохранению их здоровья;

-        Общие условия и причины возникновения болезней человека, также значение факторов, оказывающих влияние на особенности их течения и исходы;

-        Основные методы, средства и способы оказания доврачебной помощи больным и пострадавшим при острых заболеваниях и несчастных случаях;

-        Особенности организации оказания первой медицинской помощи пострадавшим в очаге массового поражения людей — в случае аварии или катастрофы (техногенного, социального или экологического происхождения);

-        Доступные методы оценки и контроля состояния больных и пострадавших при оказании им первой медицинской помощи;

-        Формы и методы профилактики детского травматизма, а также наиболее распространённых инфекционных и соматических болезней у детей;

-        Вредоносное влияние курения табака, курительных смесей, а также употребления алкогольных и тонизирующих напитков, особенно — в молодом возрасте;

-        Опасность использования психоактивных веществ и наркотиков — как реальных факторов риска формирования зависимого поведения;

-        Правила безопасного поведения в общественных местах и на улицах с интенсивным движением транспорта;

-        Правила безопасного пользования транспортными средствами (велосипеды, скутеры, мопеды, мотоциклы, моторные лодки и др.);

-        Правила безопасного поведения человека в экстремальных и чрезвычайных ситуациях различного происхождения.

Необходимо подчеркнуть, что в результате обучения студенты должны иметь сформированный понятийный аппарат. Последний, наряду с определённым уровнем знаний и умений, требуется для того, чтобы компетентно применять его в своей учебно-воспитательной работе с учащимися [1–4;14–17; 21].

Кафедра медико-валеологических дисциплин имеет широкие перспективы дальнейшей своей деятельности и располагает реальными возможностями прогрессивного развития в составе факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Здесь кафедра реализует свои возможности вот уже 18 лет, и она прочно занимает принадлежащее ей место в технологическом процессе подготовки высококвалифицированных, широко образованных педагогических кадров.

Выполняя свои межфакультетские функции, кафедра предлагает другим факультетам для освоения студентами следующие факультативные учебные курсы:

-        «Основы валеологии и профилактической медицины» (18 учебных часов аудиторной подготовки);

-        «Медицинские основы безопасной жизнедеятельности человека» (18 часов аудиторных занятий);

-        «Здоровый образ жизни как первичная профилактика заболеваний» (18 часов аудиторных занятий);

-        «Основы медицинских знаний» (36 часов аудиторных занятий);

-        «Первая медицинская помощь при острых заболеваниях и травмах» (36 часов аудиторных занятий);

-        «Профилактика наркотической зависимости в молодёжной среде» (18 часов аудиторных занятий);

-        «Актуальные инфекции и их профилактика» (18 часов аудиторных занятий);

Эти учебные дисциплины предлагаются в качестве курсов по выбору для студентов всех факультетов Педагогического университета [1; 15–18].

Ориентировочное распределение учебных часов на освоение изучаемой тематики, на примере курса основ медицинских знаний, — представлено в таблице:

Таблица 1

Структура программы изучения курса «Основы медицинских знаний» студентами различных факультетов педагогического университета, кроме факультета безопасности жизнедеятельности (36 учебных часов аудиторных занятий)

Тематика учебных занятий

Число учебных часов

Лекций

Практики

Всего

1

Основы учения о здоровье.

4

2

6

2

Основы учения о болезни.

4

2

6

3

Первая медицинская помощь, её значение, виды и методы; контроль эффективности её оказания.

2

4

6

4

Инфекционные болезни, их профилактика и противоэпидемические меры в очаге инфекции.

4

2

6

5

Внутренние болезни, их профилактика и методы оказания первой помощи при заболеваниях.

4

2

6

6

Профилактика детского и подросткового травматизма. Первая медицинская помощь при травмах.

2

4

6

7

Итого аудиторных учебных часов:

20

16

36

 

Программа изучения курса «Основы медицинских знаний» состоит, таким образом, из шести, равных по объёму отводимого на их освоение учебного времени, тематических блоков (модулей), которые расположены в определённой логической последовательности, что направлено на облегчение усвоения учебного материала студентами. Тем не менее, пожелания студентов и индивидуальные предпочтения преподавателя могут повлиять как на последовательность изучаемых разделов курса, так и на объём каждого из них. При этом любой их шести модулей может быть, по желанию студентов, развёрнут в дальнейшем в самостоятельный отдельный факультативный курс, или в курс по выбору.

Примерами таких факультативов могут быть учебные курсы: «Первая медицинская помощь при травмах», «Первая помощь при острых заболеваниях и отравлениях», «Социально опасные инфекции и их профилактика», «Основы эпидемиологии и профилактики инфекционных болезней», «Иммунопрофилактика инфекций и её значение», «Лекарственные средства, их общая характеристика и методы применения», «Профилактика зависимого поведения и социальных девиаций», «Основы учения о здоровье и здоровом образе жизни», и другие — каждый в объёме от 18 до 36 учебных часов аудиторных занятий со студентами.

Студенты факультета Безопасности жизнедеятельности, по сравнению со студентами других факультетов Педагогического университета, изучают тематику Основ медицинских знаний более широко и более детально, учитывая специфику предстоящей образовательной и воспитательной работы с учащимися в области обеспечения безопасной жизнедеятельности человека, её медико-профилактических условий [2;4;17;20].

 

Литература:

 

1.      Бахтин Ю. К. Медицинская кафедра педагогического вуза, её роль и значение в педагогическом университете. // Молодой учёный, 2014, № 1, с. 480–484.

2.      Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников. // Молодой учёный, 2013, № 12, с. 494–496.

3.      Морозов М. А. Первая медицинская помощь при травмах. // Учебное пособие. / 2-е издание. — СПб: Питер Ком., 1999. — 256 с.

4.      Морозов М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний: Учебное пособие. — СПб: Спец. Лит., 2012. — 167 с.

5.      Мосин В. Г. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей по подготовке медицинских сестёр в вузах. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1978. — 170 с.

6.      Мосин В. Г., Нечипоренко П. И. Инфекционные болезни и основы эпидемиологии: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1985. — 160 с.

7.      Нечипоренко П. И., Свинухов Н. П. Из опыта подготовки медицинскаих сестёр запаса в педагогических вузах Ленинграда. — М., 1979. — 24 с.

8.      Нечипоренко П. И. Работа санитарной дружины в очагах массового поражения: Методическая разработка для студенток, проводящих занятия по гражданской обороне в общеобразовательной школе. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1981. — 24 с.

9.      Нечипоренко П. И., Морозов М. А., Жолудев С. И., Семёнов А. А., Шипулин С. П.: Методические рекомендации по хирургии (клиническая практика) для студенток. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1988. — 55 с.

10.  Николаев Л. А. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях и уход за больными: Учебное пособие. — 2-е издание — Мн.: Выш. шк., 2000. — 504 с.: ил.

11.  Плахов Н. Н. Безопасность жизнедеятельности: психолого-педагогические основы здоровья. //Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2012. — № 145. — С 90–95.

12.  Сластихин М. А., Брусенцова М. Д., Корхов В. В. Медицинская помощь при заболеваниях и отравлениях: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1970. — 320 с.

13.  Сластихин М. А., Корхов В. В. Медицинская помощь при травмах: Учебное пособие. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1974. — 220 с.

14.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К. Кафедре Медико-валеологических дисциплин Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена — 50 лет. // Безопасность жизнедеятельности, 2012, № 9, с. 48–53.

15.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Сыромятникова Л. И. Значение медико-валеологического образования студентов и опыт его реализации в педагогическом университете. // Молодой учёный, 2012, № 6, с. 372–375.

16.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П., Морозов М. А., Сопко Г. И. Полвека на службе медико-профилактического образования студентов педагогического вуза. // Молодой учёный, 2012, № 9, с. 337–345.

17.  Соломин В. П., Бахтин Ю. К., Буйнов Л. Г., Макарова Л. П. О мотивации к здоровому образу жизни студентов педагогического университета. // Молодой учёный, 2013. — № 6. — С. 730–732.

18.  Сопко Г. И. Первая медицинская помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях мирного времени (Глава в учебнике). В кн.: Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. /Под ред. Михайлова Л. А. — СПб: Питер, 2010. — С. 229–260.

19.  Станкевич П. В., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Стратегия подготовки магистров по превентологии (профилактике социальных отклонений). //Молодой учёный, 2013. — № 10. — С. 534–536.

20.  Станкевич П. В., Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Бахтин Ю. К. Роль медико-валеологической подготовки в формировании здорового образа жизни студентов педагогического вуза. // Молодой учёный, 2014. — № 2. — С. 854–856.

21.  Сыромятникова Л. И. Компетентностный подход к изучению медико-валеологических дисциплин будущими специалистами безопасности жизнедеятельности. // Известия РГПУ им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради. — 2009. — № 97. — С. 201–204.

Буйнов Леонид Геннадьевич — доктор педагогических наук, профессор. Заведующий кафедрой медико-валеологических дисциплин факультета Безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена.

Служебный телефон: (812)-747–31–60;

E-mail: mvd-kafedra@yandex.ru

 

Макарова Людмила Павловна — доктор медицинских наук, профессор. Профессор кафедры медико-валеологических дисциплин факультета Безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена.

Служебный телефон: (812)-747–31–60;

E-mail: mvd-kafedra@yandex.ru

 

Плахов Николай Николаевич — доктор медицинских наук, профессор. Профессор кафедры медико-валеологических дисциплин факультета Безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена.

Служебный телефон: (812)-747–31–60;

E-mail: mvd-kafedra@yandex.ru

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle