Автор: Баклыкова Анна Вячеславовна

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №5 (16) май 2010 г.

Статья просмотрена: 388 раз

Библиографическое описание:

Баклыкова А. В. Здоровье и образ жизни студентов-медиков // Молодой ученый. — 2010. — №5. Т.2. — С. 205-207.

В настоящее время Россия продолжает испытывать экономические трудности, порождающие безработицу и бедность среди населения; низок уровень заработной платы у многих работников государственного сектора, в том числе и в социальной сфере. Отсутствие четких национальные идей социально-экономического развития государства, низкий уровень жизни, необеспеченность и неуверенность в будущем рождают стрессы и психоэмоциональное неблагополучие, мотивируют нездоровое поведение, насилие и жестокость в семьях, провоцируют невротические и психические расстройства и усугубляют течение соматических заболеваний. Экологическое неблагополучие также отрицательно сказывается на здоровье населения.

Социально-экономический кризис в стране не мог не коснуться наименее социально защищенного слоя населения – студенческой молодежи. Произошедшие перемены отрицательно сказались на показателях физического и психического здоровья студентов, которое является индикатором происходящих изменений.

Состояние здоровья студентов – одной из представительных групп молодежи страны – является актуальной проблемой современного общества.

Успешная подготовка высококвалифицированных кадров, обеспечивающих устойчивость экономического развития государства, тесно связана с сохранением и укреплением здоровья, повышением работоспособности студенческой молодежи.

Вместе с тем все возрастает требования к уровню подготовки специалистов-медиков, обусловленные большим количеством информации, сложностью материала, все это приводят к перегрузке студентов. Повышается психоэмоциональное напряжение студентов, возрастает вероятность заболеваний.

Сложилась тяжелая ситуация, характеризующаяся тем, что в целом молодежь России, которая по логике должна быть наиболее здоровой частью общества, таковой не является. Положение усугубляется тем, что в настоящее время снижено внимание общества к здоровью молодежи, так как сокращено число профилактических осмотров, не действует система диспансерного наблюдения, снижен научно-исследовательский интерес к проблемам молодого поколения.

Исследованиями многих авторов [8,9] по данным о заболеваемости и обращаемости студентов выявлено что, в структуре проблем первое место занимают усталость (отметили 50% студентов), легкие недомогания (26%), угнетенное психологическое состояния (25%), головные боли (18%). Не снижается уровень простудных заболеваний (21%), заболеваний сердечно-сосудистой (14%) и пищеварительной системы (14%). Серьезной остается ситуация с заболеваниями, требующими как более пристального внимания со стороны учащихся, так и контроля со стороны родственников и врачей-специалистов. На заболевания аллергией указывают 11% студентов, зубов – 10%, заболевания мочеполовой системы (урология, гинекология) – 2%.

Характерной особенностью является высокая склонность к хронизации патологического процесса. Наряду с этим авторы [10] отмечают относительно невысокие среднегодовые темпы прироста показателя по классу болезней органов дыхания. Существенный рост заболеваемости по обращаемости болезнями органов пищеварения, мочеполовой и нервной систем также отмечается при ее изучении в динамике обучения с I по IV курс.

Анализ структуры заболеваемости также выявляет широкий спектр заболеваний и тенденцию к увеличению числа студентов с хроническими заболеваниями.[11, 13,15,16]. Наиболее часто студенты обращаются с острыми респираторно-вирусными инфекциями (ОРВИ), 2-е место по обращаемости занимают ангина и острый бронхит, меньшее количество студентов идет с заболеваниями мочеполовой системы. Причем, как показывают результаты исследований, наблюдается тенденция к росту заболеваемости, как в целом, так и по отдельным видам заболеваний.

Безусловно, состояние здоровья студенческой молодежи во многом определяется «школьной патологией». Однако в период обучения в средних профессиональных образовательных учреждениях, ВУЗах, уровень физического здоровья студентов еще более снижается, а число хронических больных из года в год возрастает.

По данным И.К. Раппопорта, при получении профессионального образования отмечается значительно более высокая распространенность функциональных отклонений и хронических заболеваний на старших курсах по сравнению с первыми курсами.

Так, по данным Л.Н. Семченко, С.А. Батрымбетовой (2007) ко второму курсу обучения количество случаев заболеваний увеличивается на 23%,к четвертому – на 43%. Более 60% студентов страдают различными хроническими заболеваниями, среди которых на первое место выходят болезни органов дыхания и нервной системы. К моменту окончания обучения только 20% выпускников могут считаться здоровыми. Следовательно, за время обучения здоровье студентов объективно ухудшается.

Прямым показателем здоровья, как известно, является физическое развитие, в результате изучения которого выявлено,[4,5,6] что гармоничным оно является лишь у 54,6% студентов, дисгармоничным - у 31, 4% и резко дисгармоничным - у 14% студентов. Средняя масса тела студентов составила 62,2 кг, длина тела - 173 см, окружность грудной клетки - 76, 1 см. У студентов среднего, ниже среднего и низкого роста есть большая вероятность избытка массы тела, тогда как у высоких студентов существует риск развития дефицита массы тела.

Таким образом, почти половина обследованных студентов по показателям физического развития и заболеваемости нуждаются в переводе в подготовительную или в специальную физкультурную группу, либо полностью должны освобождаться от занятий по физкультуре. Общеизвестно, что здоровье на 50-55% зависит от образа жизни человека, значит можно считать, что генеральной линией формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни. Образ жизни студенческой молодежи никак нельзя назвать здоровым. Как показывают проведенные исследования, образ жизни студентов характеризуется высокой распространенностью негативных стереотипов поведения и низкой физической активностью [1,3,4,7,14].

Особенностью гендерных тенденций являются большой удельный вес девушек с неудовлетворительным уровнем двигательной активности (46,9 - 63,6%), наличие вредных привычек (41,4 - 45,1%) по сравнению с юношами. Образ жизни юношей характеризуется: наличием психоэмоционального стресса (87,5-87,8%), недостаточным пребыванием на свежем воздухе (88,9-90,6%), недостаточной продолжительностью сна (37,5-44,4%), неудовлетворительной медицинской активностью (19,8-26,3%). К специфическим особенностям образа жизни студенток в этом плане можно отнести чтение по ночам (51,3%), принятие пищи перед сном (48,6%), недостаточный уровень двигательной активности (71,7%), наличие проблем в личной жизни (48,9%), употребление алкоголя по праздникам (81,2%), курение (7,7%).

При этом следует отметить, что, несмотря на довольно высокую распространенность вредных привычек среди студентов, только половина из них пытаются бороться с ними.

В целом повседневное поведение и жизненный уклад студенческой молодежи как особой социальной когорты населения, объединенной специфическими условиями учебной деятельности, возрастными закономерностями функционирования организма, обуславливают специфику образа жизни. В общем виде ему присущи неудовлетворительный уровень двигательной активности, наличие вредных привычек, недостаточная продолжительность сна и пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание, постоянный и периодический психоэмоциональный стресс. Кроме того, довольно значителен удельный вес студентов с неудовлетворительной медицинской активностью.

Показано, что студенты недостаточно используют эффективные компоненты по обеспечению здорового образа жизни. Так, регулярную профилактику утомления и ежедневное восстановление после работы проводят только 25,15% студентов, рациональный суточный режим соблюдают только 22,15% студентов, закаливающие процедуры используют 25,98%, а антистрессовые мероприятия - 18%.

Проанализировав полученные данные, можно сказать, что ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением здорового образа жизни, пока еще не заняли подобающего места в системе ценностей студента. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие соответствующей ориентации в поведении усугубляет разрыв, образующийся между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни - с другой.

Студенты-медики представляют собой основной кадровый резерв отечественного здравоохранения, в связи с чем основная задача медицинских образовательных учреждений является подготовка физически здоровых специалистов, способных долго сохранять работоспособность и свою жизненную позицию. Освоение комплекса медицинских знаний требует от студентов больших умственных, физических и психоэмоциональных затрат, поэтому высокий уровень здоровья является необходимым условием получения профессионального образования.

Исходя из вышесказанного, представляется необходимым комплексное изучение состояния здоровья студентов, в том числе студентов-медиков во взаимосвязи с социально-гигиеническими медико-организованными факторами риска, на основе чего могут быть разработаны и внедрены рекомендации по совершенствованию системы организации и медико-социальной помощи студентам медицинских образовательных учреждений.

Литература

1.    Батрымбетова С.А. Здоровье и социально-гигиеническая характеристика современного студента/С.А. Батрымбетова//Гуманитарные методы исследования в медицине: состояние и перспективы.- Саратов:СГМУ, 2007.-С.-165-179.

2.    Гигиенические проблемы формирования здорового трудового потенциала в современных условиях/Л.М.Сухарева, Е.И. Шубочкина, С.С. Молчанова, А.В. Куликова//Вестник РАМН.-2003.-№8.-С.23-27.

3.    Гафиатулина Н.Х. Специфика отношения учащейся молодежи России к здоровью в социокультурном контексте: Автореф. дис.  …канд.социолог.наук/Н.Х. Гафиатулина, Ростов-н/Д.,2007.

4.    Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов/Д.Н. Давиденко, Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев//Государственный университет информационных технологий, механики и оптики.-С-П, 2005.-С.-4-67.

5.    Здоровье и образ жизни школьников, студентов и призывной молодежи: состояние, проблемы, пути решения/И.А. Камаев, Т.В. Поздеева, А.В. Дмитронченков, С.А.Ананьин.-Н.Новгород,2005.

6.    Козина Г.Ю. Физкультурно-оздоровительная деятельность как социальный фактор формирования здоровья современной студенческой молодежи: Автореф. дис.  …канд.социолог.наук/Г.Ю.Козина.-Пенза,2007.

7.    Куприянцева Э.В. Здоровый образ жизни как метод сохранения и укрепления здоровья студентов: Автореф. дис.  …канд.социолог.наук/ Э.В.Куприянова.-Пенза,2007.

8.    Актуальные проблемы подростковой медицины/С.В.Мальцев, Р.А. Файзулина, Н.Н.Архипова, Р.Т.Зарипова//Казанский медицинский журнал.-2005.-Т.86.-№2.-С.45-47.

9.    Суворова А.В. Состояние здоровья подростков, обучающихся по программе школа-ВУЗ/ А.В.Суворова, В.Г.Маймулов, Ю.Г. Кузьмичев//Гигиена и санитария.-2000.-№3.-С.49-51.

10.                  Раппопорт И.К. Системный подход к проведению врачебных профессиональных консультаций подростков и молодежи/И.К.Раппопорт//Гигиена и санитария.-2000.-№1.-С.-55-62.

11.                  Стародубов В.И. Управляемые факторы в профилактике заболеваний/В.И. Стародубов, Н.П. Соболева, А.М. Лукашев.-М.:РИО ГУ ЦНИИОИЗ МЗ РФ, 2003.-170с.

12.                  Латышевская Н.И. Генденрые различия в состоянии здоровья и качества жизни студентов/Н.И. Латышевская, С.В. Клаучек, Н.Г. Москаленко// Гигиена и санитария.-2004.-№1.-С.51-55.

13.                  Левшин В.Ф. Эпидемиология и контроль табакокурения/В.Ф.Левшин//Клиническая фармакология и клиническая медицина.-1995.-№18/2.-C.18-20.

14.                  Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение/ Ю.П. Лисицын.-М.:ГЭОТАР-Медиа.2007.-С.300-303.

15.                  Loddenkemper R. Health care costs of smoking/ R. Loddenkemper, G.W.Syrecht//European Respiratory Journal.-2000.-№16.- P.377-378.

16.                  Prignot J. Higt rates of nicotine replacement during 2 mounths in exsmokers reduce their 1-yr increase in body mass index/ J. Prignot // European Respiratory Topic.-2000.-№6.- P.35.

Основные термины (генерируются автоматически): здоровья студентов, студенческой молодежи, образа жизни, образ жизни, здорового образа жизни, Похожая статья, уровень двигательной активности, образ жизни студентов, психического здоровья студентов, Состояние здоровья студентов, физического здоровья студентов, наличие вредных привычек, неудовлетворительной медицинской активностью, психоэмоциональное напряжение студентов, обучения здоровье студентов, удельный вес студентов, состояния здоровья студентов, меньшее количество студентов, масса тела студентов, увеличению числа студентов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос