Библиографическое описание:

Сухих О. Ю., Галямова Л. В. Особенности организации воспитательного процесса в спортивных секциях // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 751-753.

Воспитание — это составная, неотъемлемая часть образования, в которой непосредственно участвуют все работники школы, воспитанники и их родители, социум. Целью воспитательной работы понимаемое как управление развитие и сотрудничество является процесс включения наших воспитанников в жизнь общества, формирования образа жизни достойного человека [3].

Для решения проблем воспитательной работы нужно создать условия для:

-        физического развития через систему медицинских и оздоровительных мероприятий;

-        интеллектуального развития детей;

-        духовно-нравственного развития через систему внеурочной деятельности [1].

В современных условиях при определении содержательных аспектов воспитания школьников первостепенное значение приобретают задачи формирования личности, её социально-нравственных ориентиров, а также выявление и развитие способностей.

Саморазвивающаяся личность — это и цель и желаемый результат воспитания — это процесс воспитания.

Признаки системы воспитания

1.                  Целенаправленность. Целевая установка воспитательной системы должна соответствовать особенностям ребёнка, коллектива, конкретным условиям воспитания.

2.                  Целостность. Система представляет собой органическое единство компонентов (создание воспитания, виды деятельности, методы и приёмы, организованные формы, управленческие процессы) внутри которого существует чёткая взаимосвязь и взаимодействия.

3.                  Динамизм. Очень важно, чтобы было обновление воспитательной системы.

4.                  Управляемость. Эффективность педагогического управления системой зависит от знания объективных закономерностей воспитания, от того насколько тренер-преподаватель овладел методами анализа своей работы и, наконец, от опоры на детское самоуправление.

5.                  Взаимодействие со средой. Говоря о признаках системы воспитания, нельзя не сказать о комплексном подходе в ней [1].

Построение воспитательной системы тренером-преподавателем.

Чтобы хорошо понять ученика надо знать, что за каждым его поступком лежат обычно скрытые от непосредственного наблюдения мотивы. Они влияют на характер деятельности воспитанника. Нужно выявить уровень воспитанности учащихся. Для эффективности решения, тренеру следует знать критерии оценки и показатели воспитанности.

Таблица 1

Критерии оценки и показатели воспитанности

Критерии оценки

Показатели воспитанности

Прилежание

-                   старательность и добросовестность;

-                   регулярность и систематичность;

-                   самостоятельность;

-                   внимательность;

-                   взаимопомощь.

Трудолюбие

-                   организованность и собранность;

-                   стремление совершенствовать свои результаты;

-                   бережливость;

-                   социальная направленность;

-                   привычка к самообслуживанию;

-                   следование правилам безопасности на тренировках, соревнованиях.

Я и общество

-                   выполнение правил поведения;

-                   соблюдение правил внутреннего распорядка;

-                   следование нормам и правилам человеческого общения, толерантности;

-                   участие в жизни спортивной школы, города;

-                   милосердие, как противоположность жестокости.

Эстетический вкус (отношение к прекрасному)

-                   аккуратность и опрятность;

-                   культурные привычки;

-                   умение находить прекрасное в жизни;

-                   внесение эстетики в жизнедеятельность.

«Я» (Отношение к себе)

-                   саморегуляция;

-                   умение организовать своё время;

-                   соблюдение правил санитарии, гигиенического ухода за собой;

-                   забота о здоровье;

-                   воспитание вредных привычек.

 

Для изучения воспитанников целесообразно использовать различные методики:

-                   наблюдение;

-                   проверка конфликтной ситуации;

-                   анализ результатов деятельности;

-                   обследование условий жизни и воспитание в семье;

-                   беседы и интервью с учащимися, родителями, классными руководителями;

-                   создание ситуаций, в которых определяется то или иное качество личности;

-                   психолого-педагогическая диагностическая карта личности учащихся [2].

При постановке целей и задач важно определить направления развития личности и коллектива на учебный год, придерживаясь следующих правил:

-                   учитывать развитие индивидуальных особенностей личности каждого ребёнка;

-                   определять темперамент;

-                   изменение в развитии качеств личности;

-                   воспитательные задачи должны быть конкретны, рассчитаны на определённый срок и достижения, они должны выражать то, что мы хотим сформировать [2].

Для достижения задач важным моментом является выбор средств воспитания. Место тренера-преподавателя рядом с ребёнком и главная линия-взаимодействие с самим ребёнком. Основная функция — взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.

Тренер — советчик, защитник, духовный наставник каждого отдельно взятого воспитанника.

Цель его работы, это правильно организовать жизнь учащихся, он создаёт условия для того, чтобы ребёнок успешно развивался в достигнутых ему видах деятельности.

Важным моментом построение воспитательной работы как системы, является планирование, на примере деятельностного подхода к воспитанию.

Этот процесс творчества тренера в ходе которого следует руководствоваться следующими сложившимися в практике и обоснованными наукой требованиями:

1.                  План не должен представлять собой бессистемный перечень дел. В нём должен быть стержень;

2.                  Следует планировать взаимодействие тренера и детей, работу самих воспитанников педагогически направленную и организуемую;

3.                  Конкретность, осязаемость включить в план дел;

4.                  Разумное сочетание словесных, наглядных практических форм воспитательной работы;

5.                  Максимальная индивидуализация плана с учётом особенностей группы отдельных учащихся, возможностей тренера-преподавателя;

6.                  Учёт плана работы школы, возможностей микрорайона, юбилейных дел города, края, страны;

7.                  Принцип деятельностного подхода в планировании воспитательной работы. Этот принцип означает, что в основном разделе плана предусматривается организация различных видов деятельности: познавательной, трудовой, общественной, художественной, спортивно-оздоровительной, целостно-ориентированной, и свободного общения [1].

Схема процесса планирования работы коллектива спортивной школы.

1.                  Планируя работу, тренер-преподаватель должен предусмотреть каких навыков, умений, знаний недостаёт у его воспитанников и как лучше использовать имеющиеся у них знания и опыт.

2.                  В каких видах деятельности, специально созданных ситуациях можно формировать необходимые навыки? В чём конкретно будет заключаться педагогическая помощь активу, отдельным воспитанникам?

3.                  В процессе планирования комплекса дел тренер должен исходить из задач соответствующей части процесса воспитания. Наименьшей частью комплекса дел является мероприятие, общественно-значимый день, где реализуются интересы, потребности, склонности ребёнка [3].

План тренера-преподавателя.

1.                  Общие сведения об учащихся: количество учащихся неполных семей; количество учащихся с ослабленным здоровьем; количество учащихся с правонарушениями и др.

2.                  Характеристика групп:

-          Кто является лидером группы и их краткая характеристика;

-          Кто является «отверженным»

-          Какой характер взаимоотношений в группе;

-          В каких ещё кружках и секциях участвуют ребята;

-          Какие нормы и ценности существуют в группе;

-          Каковы традиции, ритуалы;

-          Какие конфликты наиболее часто встречаются между ребятами;

-          Каковы мотивы в деятельности воспитанников, потребность в самоутверждении, самореализоваться, стремление выделиться, получение поощрений и т. д.;

-          Отношение воспитанников к спортивно-массовым и культурно-развлекательным мероприятиям в школе;

-          Сформирован ли коллектив, на какой стадии формирования находится.

3.                  Организация самоуправления воспитанников.

4.                  Основные цели и задачи воспитания, логично вытекающие из характеристики групп и проблем спортивной школы.

5.                  Основные направления и способы деятельности тренера. Их краткая характеристика.

6.                  Календарный план-сетка организации общих мероприятий и участие в них, дела в спортивных группах, формы индивидуальной помощи в решении тех или иных проблем, связанных с личностным решением [1].

Приложением к плану может быть педагогический дневник.

Для организации внутри коллектива воспитательной системы должен работать актив группы, отделения, школы. Для этого нужна помощь актива в составе: староста, капитан, помощник тренера, культорг, ответственный за отдельные мероприятия или видов деятельности.

Очень важным моментом в воспитательном процессе являются такие направления воспитательной деятельности как: патриотизм, интернационализм, ответственность, гражданская позиция, бережливость, гуманность, трудолюбие, целеустремлённость, воля, совесть, требовательность к себе, стремление к самоусовершенствованию, идейная устремлённость.

По результатам плана воспитательной работы нужно составить ежегодный отчёт. Отчёт содержит как информацию о факте выполнения запланированного, так и качественную характеристику осуществлённого (что достигнуто, что не удалось, какие коррективы следует внести на будущее и пр.).

Детская спортивная школа это дополнительное образование, которое в первую очередь несёт воспитательный момент в развитии ребёнка. Тренер-преподаватель является, сам по себе, мощным фактором в воспитательном процессе детей. И очень важно, что бы тренер шёл в правильном направлении, используя воспитательные технологии в своей тренерской деятельности.

 

Литература:

 

1.                  Бабанский Ю. К., Избранные педагогические труды. — 1989г.

2.                  Велигорская Е. Н. Технологии в воспитании. // Воспитание школьника. — школьная пресса — М. 1990г.

3.                  Педагогика физической культуры. Карпушин Б. А.. — Советский спорт, 2013. — 299стр.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle