Воспитание и воспитанность: реалии современности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №12 (12) декабрь 2009 г.

Статья просмотрена: 1999 раз

Библиографическое описание:

Олейникова, Л. Т. Воспитание и воспитанность: реалии современности / Л. Т. Олейникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 12 (12). — С. 390-393. — URL: https://moluch.ru/archive/12/968/ (дата обращения: 25.04.2024).

Когда-то практики и теоретики руководствовались одним-единственным определением воспитания. Принадлежало оно М.И. Калинину и определяло воспитание как воздействие на психику воспитуемого с целью придать ему качества, желаемые воспитателю. В четырехтомной педагогической энциклопедии 60-х годов прошлого века воспитание определялось как целенаправленное формирование личности.

В конце 80-х – начале 90-х годов появилось множество определений воспитания, из которых можно составить представление о его сущности. Во-первых, это целенаправленность. Воспитание – деятельность преднамеренная, осуществляемая сознательно. В этом ее отличие от социализации – процесса стихийного, спонтанного, осуществляющегося под воздействием множества разноплановых факторов, в том числе и такого, как воспитание.

Во-вторых, это взаимодействие воспитателя и воспитуемого. В разных формах, но тем не менее оно – обязательный атрибут воспитания. Если воспитатель игнорирует взаимодействие и абсолютизирует воздействие, он, скорее всего, потерпит фиаско. Во всяком случае, если ему и удастся добиться сиюминутных результатов, то на отдаленные, устойчивые результаты рассчитывать не приходится.

В-третьих, представление воспитателя о субъективности воспитуемого. Она проявляется в индивидуальности, неповторимости каждого, в избирательном отношении к воспитательным воздействиям. При этом следует иметь в виду, что воспитуемый одновременно и субъект, и объект воспитания, как, впрочем, и воспитатель. Проблема в том, что зачастую воспитатель игнорирует субъективность воспитанника, не считается с этим обстоятельством. С другой стороны, в литературе часто рассматривается идея о субъект-субъектных отношениях между участниками воспитательного процесса, а объектные отношения остаются в тени.

И, в-четвертых. Воспитание имеет место лишь тогда, когда осуществляется созидательная деятельность, пользуясь терминологией К.Маркса – деятельность опредмечивания. Человек утверждает себя в предметном мире не только в мышлении (деятельность распредмечивания), но и всеми чувствами. В этом случае все предметы становятся для человека опредмечиванием самого себя, осуществлением и утверждением своей индивидуальности, (здесь уместна аналогия с личностным смыслом в работах А.Н. Леонтьева), а это значит, что предметом, общественным существом становится он сам. Отсюда следует, что главное средство в воспитании – не слово, а созидательная творческая деятельность.

Можно, например, долго и безрезультатно призывать к сохранности школьного здания и классных помещений, но если ребята сами производят ремонт, то за сохранность помещений можно не беспокоиться.

Коль мы считаем воспитание деятельностью, то деятельность человека характеризуется целью. Категория цели в педагогике, как утверждал еще А.С. Макаренко, самая загадочная и неразработанная. С того времени мало что изменилось в прояснении этой категории. По-прежнему воспроизводится один из самых стойких педагогических мифов – о всестороннем и гармоничном развитии личности как цели воспитания.

Почему это миф? Потому что всестороннего развития не может, да и не должно быть. В самом деле, сколько у каждого из нас сторон? Всех сторон? Мы этого не знаем и, видимо, не узнаем никогда. Но ведь все стороны развивать отнюдь не следует, ибо в нас никак не меньше, чем хороших, плохих сторон: эгоизма, агрессивности, злобности, зависти и т.д. Можно еще долго перечислять эти не украшающие человека стороны, которые не стоит развивать.

Культуролог В.Б. Чурбанов в одной из своих книг констатирует, что Моцарт был «всего лишь» композитором, а Бородин – мало того, что выдающимся композитором, но еще и ученым-химиком. Кто из них всестороннее развит? – спрашивает автор и сам отвечает, что постановка вопроса в такой форме абсурдна. Чье сердце замирало от музыки Моцарта, того мало интересует, какие еще свои стороны развил этот гений музыки.

В нашей стране постулат о всестороннем развитии лич­ности как цели воспитания, очевидно, имеет своей отправ­ной точкой марксизм. Однако сам К. Маркс относил воз­можность всестороннего развития личности к высшей фазе коммунистического общества, когда не будет отчуждения труда от человека, «когда исчезнет вместе с этим противо­положность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни...» Можно было бы продолжать дальше и приводить новые аргументы, но, думается, сказан­ного достаточно, чтобы сделать вывод о принципиальной недостижимости такой цели, как всестороннее развитие личности. В этой связи как не вспомнить заглавие давней статьи О. С. Газмана «Всестороннее или разностороннее?».

Видимо, не стоит объяснять, что происходит, когда ста­вятся заведомо недостижимые цели, подобные такой, как «дойти до горизонта». Цели воспитания только тогда ста­новятся руководством к действию, движущей силой, когда они реальны, реалистичны, отталкиваются от наличного уровня людей, когда они понятны и каждый знает, что он должен делать, чтобы их достичь.

Не менее важен вопрос о принципах воспитательной работы. Принципы - это основополагающие, фундамен­тальные положения, их не может быть много. Не случайно, что многие авторы учебников, воспи­тательных концепций ограничиваются тремя-четырьмя принципами. Например, А. Дистервег, говоря о высшем принципе воспитания, специально подчеркивал, что он не может быть доказан и не нуждается в доказательстве; в противном случае его можно было бы вывести из других положений и тогда его нельзя было бы считать высшим.

Ведущим является принцип природосообразности. Что сообразно с природой, не может быть плохим, извращен­ным. В воспитании не должно быть ничего, противореча­щего природе человека. Требование этого принципа - «во­время и по силам» (В.Д Семенов). Поступать целесообразно - значит избегать в воспитании противоестественного.

«Само - что дерево трясти - в срок яблоко слетает спе­лое», - писала В. Цветаева. Нередко педагоги завышают нравственные требования, стараются опередить програм­му, дать какие-то знания и умения раньше, чем ребенок их может усвоить.

Как ни странно, но принцип природосообразности ме­нее всего реализовывался в нашей педагогике. В сильно усеченном виде он проявлялся в требовании учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.

Между тем, он должен реализовываться в педагогичес­кой деятельности постоянно, во всех ее видах:

·         в ориентации обучения и воспитания на сенситивные периоды развития (например, эмпатия формируется в первые месяцы и годы жизни, и если этот период упу­щен, то наверстать упущенное невозможно);

·         в обязательной исчерпанности каждого этапа развития ребенка - каждый этап должен быть пройден полно­стью, чтобы обеспечить благоприятные условия для пе­рехода к новому, ибо пропущенный или не до конца пройденный этап оставляет след в дальнейшей жизни;

·         в ориентации на динамику возрастного развития, про­являющуюся в смене ведущей деятельности и позиций в воспитательном процессе воспитателей и детей. Здесь должно учитываться все: и то, что мотивация деятель­ности у младшего школьника и старшеклассника дале­ко не одинакова, и то, что наряду с ведущей деятельнос­тью существует множество других. Ведущая - не значит единственная.

Принцип культуросообразности - воспитание человека в диалоге с культурой, прежде всего с национальной. Нам важно подчеркнуть в понятии «культура» ее деятельностный характер: культивирование - взращива­ние (не случайно Б. Пастернак под культурой понимал «пло­дотворное существование»). В философском смысле культу­ру можно определить как совокупность материальных и духовных ценностей и способов производства, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исто­рической практики и характеризующих исторически до­стигнутую ступень в развитии общества.

Необходимость этого принципа обусловлена тем, что появившийся на свет человек - tabula rasa (чистая доска), которому не передается по наследству код социального поведе­ния. Человекообразование происходит в ходе постоянного анализа индивидом ценностей материальной и духовной культуры и преодоления конфликта между пониманием значения ценности и ее реальной реализацией. Таким об­разом, люди осуществляют преемственность социального и духовного опыта. Одна из задач воспитания - создавать или, по меньшей мере, способствовать созданию воспиты­вающей социокультурной среды.

Если говорить о материальном окружении человека, то не может не удручать некрасивость, захламленность не только городского, но и сельского экстерьера. Это прямо-таки провоцирует человека на соответствующее отноше­ние к месту обитания от варварски-агрессивного до равно­душно-бездеятельного. Может ли воспитательная практика позитивно влиять на формирование воспитывающей со­циокультурной среды? Еще в начале 60-х годов прошлого века один из создателей методики коллективной творчес­кой деятельности И. П. Иванов, опираясь на идеи Н. К. Круп­ской, сформулировал главную цель участников совместной деятельности - заботы: участвовать в улучшении окружаю­щей жизни, думать над тем, как это сделать. Этот тезис нуж­дается в современной интерпретации. Плохо, когда стре­мятся улучшить чью-то жизнь без его согласия, да, собственно, и с согласием, это не очень-то хорошо. Но улучшить окружающую жизнь можно, улучшая самого себя, путем самосовершенствования. Если я стану более умелым, добрым, отзывчивым, терпимым, энергичным и т.п., то моя жизнь изменится к лучшему. Самое важное в этой форму­ле - думать над тем, как улучшать, а не ухудшать жизнь во­круг, т.е. направлять мысли на созидание, совершенст­вование.

Принцип культуросообразности реализуется и в пре­одолении антигуманных тенденций, проявляющихся в ан­тикультуре. Это реакционные человеконенавистнические идеи расового, национального, религиозного превосход­ства, отрицание моральных норм, пошлость, легализация уголовного жаргона и мата («Матом не ругаются, на нем разговаривают» - заголовок публикации в газете) и т.п.

Реализация принципа культуросообразности требует воспитания в диалоге с национальной культурой. Она долж­на включать в себя национальные мифы и предания; всю историю, судьбу, путь и призвание своего народа; дела и слова своих святых, героев, гениев и вождей; фольклор, род­ной язык и литературу; обычаи и обряды, национальную ар­хитектуру, дизайн утвари, изобразительное искусство, хо­реографию и музыку, народный костюм; меры, средства и способы измерения, средства ориентирования, гадания и знамения, национальные игры и виды спорта, народную ме­дицину; знание национальной культуры земледелия, живот­новодства, орудий труда и технологий и многое другое.

Однако ориентация в первую очередь на националь­ную культуру не означает негативного отношения к куль­турам других народов. Но, «не любя свой народ, не полю­бишь ничей» (Е. Евтушенко), а самое главное - своя национальная культура становится понятной и усваивает­ся в сравнении с другими. Стало быть, необходимо форми­ровать интерес и уважение к культурам других народов.

Принцип целостности жизни и воспитания человека оз­начает, что воспитание пронизывает всю жизнедеятель­ность людей, а не является тем, что происходит в определен­ное время в специально отведенных местах. Воспитание - это всегда диалог. И жизнь - тоже диалог. Жить - значит участвовать в диалоге - вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками, - как утверждал М.М. Бахтин.

Из диалогического понимания воспитания следует, что воспитание - не воздействие, а взаимодействие участни­ков, их общение. А если это так, то воспитание - не одно­направленный процесс (от взрослого к ребенку, от учите­ля к ученику) передачи знаний о должном поведении, готовых оценок, мнений, способов деятельности, а со­творчество, совместная выработка позиций, взглядов, от­ношений, форм сотрудничества.

В этом взаимодействии развиваются и совершенству­ются и ребята, и взрослые. Взаимодействие невозможно без взаимного доверия. «Доверие - это аффективное т.е. эмоциональное, мыслимое, страстное предвосхищение и оценка смысла событий» (В.П. Зинченко). В основе аф­фекта, как правило, находится переживаемое состояние внутреннего конфликта между требованиями, предъявляе­мыми к человеку, и возможностями их выполнить. Если педагог ориентирован на оптимистический подход к ре­бенку, рано или поздно он встретит адекватный отклик, поскольку человек склонен отвечать доверием на доверие. Если ученик для учителя - ленивое неблагодарное суще­ство, склонное к обману, пустому времяпрепровождению и легко поддающееся всевозможным порокам, то есть пол­ное основание предполагать, что такого рода предположе­ния получат адекватное воплощение.

Важнейший вопрос теории и практики воспитания - вопрос эффективности воспитательной деятельности и ее критериев. Критерии эффективности воспитательной работы заинтересованно обсуждаются учеными десятки лет, и пока не удалось найти более или менее приемле­мого решения.

Более века назад А.П. Чехов в письме к своему брату Николаю очень хорошо определил критерии воспи­танности. По мнению Антона Павловича, воспитанные лю­ди уважают человеческую личность, а потому всегда снис­ходительны, мягки, вежливы, уступчивы; сострадательны и болеют душой даже от того, что не увидишь простым гла­зом; уважают чужую собственность, а потому и платят дол­ги; чистосердечны и боятся лжи как огня (уместно вспом­нить мысль писателя А. Солженицина - «жить не по лжи»), не рисуются, держат себя на улице так же, как и дома; не унижают себя, чтобы вызвать в другом сочувствие; несует­ны; уважают свой талант.

А еще раньше критерии воспитанности от противного, прекрасно определил К.Д. Ушинский: «Жажда де­нег, неверие в добро, отсутствие правил, презрение к мыс­ли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к наруше­нию законов чести... вот враги воспитания, с которыми оно призвано бороться».

Думается, что для практической педагогики эти крите­рии могут служить надежным показателем эффективности воспитания.

Но есть еще один очевидный критерий - эффектив­ность воспитания определяется тем, насколько человек го­тов и способен к самовоспитанию. Действительно, никто не сможет воспитать человека, если он этого не хочет, вся­чески противится и не воспитывает себя сам. Среди необ­ходимых условий самовоспитания - самоанализ, адекват­ная самооценка, самокритичность, самоконтроль, воля, напряженная деятельность.

Если дошкольники и младшие школьники ориентиру­ются в основном на оценки и мнения взрослых, то подро­стки и юноши уже в немалой степени руководствуются мнением своих сверстников. Поэтому, важное значение для самовоспитания имеет гармонизация отношений личности со средой, ближайшим окружением: школой, вне­школьными учреждениями, компаниями по месту житель­ства, стихийными группировками. Везде есть взрослые, и от них во многом зависит, чтобы в разных объединениях не было взаимоисключающих отношений.

Успешность самовоспитания тех или иных качеств и черт характера определяется тем, насколько автоматичес­ки совершается то или иное действие, насколько оно стало привычным. Разумеется, на этом пути существует немало промежуточных звеньев, и умелый воспитатель всегда найдет возможность тактично показать воспитаннику, что его движение к самосовершенствованию не остается неза­меченным. Подобное стимулирование и подкрепление воспитанников со стороны педагогов чрезвычайно важно. В противном случае высокая требовательность к себе как важное условие самовоспитания будет накладываться на постоянное недовольство собой, что ведет к дискомфорту личности, убеждает ее в собственной никчемности, разви­вает комплекс неполноценности.

 

Библиографический список

1.      Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.

2.      Бачинин В.А. Духовная культура личности. Философские очерки. М.: Политиздат, 1986. 186 с.

3.      Давыдов В.В. Проблема развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 198 с.

4.      Жутикова Н.В. Психологические уроки обыденной жизни. М.: Просвещение, 1990. 256 с.

5.      Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997. 480 с.

6.      Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Март, 2002. 194с.

7.      Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в школе: от коллективизма к взаимодействию. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: ТЦ Учитель, 2001. 244 с.

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): воспитание, Воспитательная работа, ростов-на-дону, всестороннее развитие, всестороннее развитие личности, Маркс, национальная культура, принцип природосообразности, противный случай, прошлый век.


Похожие статьи

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне...

В умственном и физическом развитии человека всегда происходит развитие вперед.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Содержание воспитательной работы, ее формы отбирались на основе диагностики развития личности детей, их интересов, уровня воспитанности, необходимости коррекции поведения ребенка.

Формирование гармонично развитой личности как цель...

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласованность, стройность).

Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности...

Целью воспитания в данной концепции выступает всестороннее развитие личности.

Авторы дают обоснование личностному подходу, природосообразности, культуросообразности, гуманизации межличностных отношений; опоре на чувства...

Сущность интернационального воспитания в контексте...

Главным содержанием воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. было коммунистическое воспитание, которое предусматривало всестороннее гармоническое развитие личности и включало такие направления, как идейно-политическое, нравственное...

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из

Помимо этого, всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет...

История образования и педагогики | Статья в сборнике...

Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на...

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Идея воспитания гармоничной, всесторонние развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, мировой культуры, к духовно — нравственному и физическому совершенству.

Похожие статьи

Значение воспитания и обучения в формировании всесторонне...

В умственном и физическом развитии человека всегда происходит развитие вперед.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности. Значение валеологической культуры в формировании здоровья педагога.

Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности.

Нравственное воспитание как основа становления личности

Содержание воспитательной работы, ее формы отбирались на основе диагностики развития личности детей, их интересов, уровня воспитанности, необходимости коррекции поведения ребенка.

Формирование гармонично развитой личности как цель...

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia — согласованность, стройность).

Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании.

Прогрессивные идеи нравственного воспитания личности...

Целью воспитания в данной концепции выступает всестороннее развитие личности.

Авторы дают обоснование личностному подходу, природосообразности, культуросообразности, гуманизации межличностных отношений; опоре на чувства...

Сущность интернационального воспитания в контексте...

Главным содержанием воспитания подрастающего поколения в 60−80-е гг. ХХ в. было коммунистическое воспитание, которое предусматривало всестороннее гармоническое развитие личности и включало такие направления, как идейно-политическое, нравственное...

Вклад отечественных ученых в развитие проблемы...

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из

Помимо этого, всюду царит обман, культура надувательства, коррупция проникла во все

Духовно-нравственное развитие - это постоянный процесс, он наступает с появления на свет...

История образования и педагогики | Статья в сборнике...

Для свободнорожденных граждан предусматривались всестороннее развитие личности

Принцип центрации воспитания на развитии личности. Эта идея зародилась в античных

Принципы природосообразности, культуросообразности и центрации воспитания на...

Духовно-нравственное воспитание в процессе непрерывного...

Идея воспитания гармоничной, всесторонние развитой личности отражает постоянное стремление человека к овладению достижениями как национальной, так и общечеловеческой, мировой культуры, к духовно — нравственному и физическому совершенству.

Задать вопрос