Библиографическое описание:

Краснова Т. И. Возможности электронного обучения в непрерывном образовании // Молодой ученый. — 2015. — №6. — С. 634-636.

Ключевые слова: электронное обучение, непрерывное образование,

 

Новые образовательные стандарты сегодня ориентированы на «компетенции в обновлении компетенций», иными словами на непрерывное профессиональное образование. Прошли те времена, когда выпускники получали «образование на всю жизнь», на современной стадии развития общества становится актуальной концепция «образование через всю жизнь» (lifelong learning). Постоянно меняющееся общество требует от человека бесперебойного приобретения новых навыков. Он обязан не только выполнять свои функциональные обязанности по определенным схемам и правилам, но и обладать способностями к моделированию вероятностных ситуаций, принятию ответственности за их разрешение в условиях существования множества решений и готовности к построению адекватных межсубъектных отношений [1, c. 208]. Работодатели ищут в первую очередь специалистов, которые на основе имеющихся знаний и приобретенного опыта совершенствуют свои навыки и умения на протяжении всей жизни. Такие высокие требования к специалистам обоснованы тем, что профессиональная деятельность с каждым годом становится все более интеллектуальной и многоплановой, требующей нестандартности мышления [2, c.486].

Воплощение идеи непрерывного образования достаточно сложно, так как требует не только каких-либо организационных усилий со стороны образовательных учреждений, но прежде всего внутреннюю перманентную готовность самого человека к обучению. Иными словами, сам субъект обучения должен осознать необходимость повышения уровня профессиональных знаний и приобретения новых компетенций. Непрерывное образование должно стать его внутренней потребностью, ведь оно просто неосуществимо без его активного и осознанного участия. Механизмом, обеспечивающим непрерывность образования, является освоение рефлексии и способов самообразования, овладевая которыми можно «образовываться» в течение всей сознательной жизни [3, c. 216]. В связи с этим, непрерывное образование можно рассматривать как постоянное творческое развитие каждого человека на протяжении всей жизни, воспитание и самовоспитание его личности, формирование стремления к непрерывному совершенствованию через реализацию собственных потребностей [4, c. 7].

Для реализации концепции непрерывного образования необходимы гибкие и инновационные методы обучения, повышающие качество образования. Самым очевидным способом достижения этой цели является использование информационно-коммуникационных технологий, которые, благодаря научно-техническому прогрессу активно внедряются в образовательный процесс. На наш взгляд, приобретение компетенций, необходимых для будущей профессиональной деятельности должно происходить по индивидуальной траектории обучения с использованием новых информационных технологий. ИКТ открывают неограниченные возможности для непрерывного образования, создавая различные сценарии обучения.

В материалах Европейской комиссии в области образования звучит идея о том, что образование в будущем не будет привязано к аудитории и учебникам, оно превратится в интерактивную и дающую положительные эмоции среду, основанную на инновационных ИКТ технологиях [5, с.73]. В итоге, образование, построенное на инновационных педагогических моделях, станет открытым и доступным для разных категорий людей, желающих обучаться в течение всей жизни. Наиболее подходящей технологией для нужд непрерывного образования может являться электронное обучение. Его цель состоит в том, чтобы развить у обучаемых навык самостоятельного планирования и организации своей деятельности, ориентируя ее на конечный результат [6, c.490].

Электронное обучение в вузе позволяет не только обучать студентов и осуществлять контроль, но и в соответствии с результатами их деятельности проводить анализ полученных знаний. В случае если знания недостаточны, ЭО позволяет создать условия для дополнительной работы, и таким образом, процесс обучения адаптируется под каждого студента и реализуется принцип индивидуализации обучения. В этом случае стимулируется также и самостоятельность студентов, которая предполагает формирование навыков саморегуляции, позволяющих оценивать результаты своих действий и при необходимости корректировать их [7, c.494]. Эта самостоятельность в итоге сформирует у студентов психологическую установку на непрерывное образование.

В связи со сдвигом образовательного процесса в сторону гуманитаризации и гуманизации, авторитарные методы преподавания меняются на лично-ориентированные, где в центре процесса обучения находится студент. Главной функцией преподавателя становится обеспечение индивидуального подхода в обучении. ЭО помогает построению индивидуальных траекторий обучаемых, когда каждый студент продвигается вперед в своем темпе, постепенно осваивая учебный материал и приобретая необходимые навыки в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

Электронное обучение способствует развитию учебной автономии студентов. Очень часто учебная автономия приравнивается исследователями к умению учиться, к наличию у человека потребности к самообразованию, что особенно ценно в контексте непрерывного обучения. Студенты становятся более активными, демонстрируют интерес к предмету и методам обучения, учатся критически оценивать свои навыки и умения, участвуя в групповых дискуссиях [8, c.558].

Для успешной профессиональной деятельности в будущем обучаемые должны научиться рефлексировать, анализируя проделанную работу и беря ответственность за принятые решения. Электронное обучение создает идеальные условия для самоанализа и самооценки, что помогает запустить механизм рефлексии и сформировать мотивацию к непрерывному образованию.

В электронном обучении преобладает деятельностный подход, который подразумевает активное включение в обучение. В процессе такого обучения студенты вовлекаются в когнитивную деятельность по усвоению и закреплению учебного материала. Визуализация и интерактивность мультимедийных элементов ЭО позволяет усваивать его намного быстрее и эффективнее. Режим активного самообучения в силу высокой степени индивидуализации существенно повышает уровень знаний слабых студентов, тем самым сглаживая традиционный разрыв между слабыми и сильными студентами.

При электронном обучении происходит переориентация деятельности преподавателя — возрастает доля организационной деятельности, но при этом уменьшается информативная функция. Передача «готовых» знаний перестает быть актуальной, на передний план выходит организация и координирование самостоятельной и исследовательской деятельности студентов. Именно эти виды деятельности будут формировать креативность, умение работать в команде, толерантность, аналитические способности и способность к самообучению. Таким образом, современный преподаватель вуза должен быть ориентирован не только на пополнение багажа знаний студентов, но и на раскрытие творческих и интеллектуальных способностей в самостоятельной деятельности студентов, на формирование у студентов навыков критического мышления [9, c.484].

Непрерывное образование стало значимым феноменом в педагогике и образовательном процессе, подчеркивающим ценность образования и потребность постоянно учиться. Готовность и желание учиться на протяжении всей жизни необходимо для успешной адаптации в современном обществе, которое требует непрерывного развития профессиональных и личностных качеств человека. Электронное обучение способствует формированию развивающейся личности, подготовленной к универсальной профессиональной деятельности, и инициирует стремление к непрерывному образованию.

 

Литература

 

1.          Рыбакина Н. А. Интеграция идей компетентностного подхода и теории контекстного обучения как условие становления и развития непрерывного образования // Вестник Воронежского государственного технического университета. — 2014. — Т.10 № 3–2. с. 208–211.

2.          Краснова Т. И. Перспективы использования смешанного обучения при обучении иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — № 5. c. 486–488.

3.          Калимова К. Б., Кузинева Е. Г. Инновационные представления о непрерывном (самообразовательном) процессе обучения // Современная высшая школа: инновационный аспект. — 2012. — № 4. с. 216–221.

4.          Ходырева Е. А. Инновационные технологии обучения в непрерывном профессиональном образовании // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. — 2009. — Т.3 № 2. с. 6–9.

5.          Соколова Е. И. Политика ЕС в сфере непрерывного иноязычного образования // Непрерывное образование: XXI век. — 2013. — № 2(2). с.64–75.

6.          Куркан Н. В. Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования // Молодой ученый. — 2015. — № 5. c. 488–491.

7.          Маркова Н. А. Развитие самостоятельности в процессе обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Молодой ученый. — 2015. — № 5. c. 493–496.

8.          Краснова Т. И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. — 2015. — № 1. с.556–567

9.          Краснова Т. И. Повышение качества обучения в вузе в условиях интеграции смешанной модели обучения // Молодой ученый. — 2015. — № 5. c. 484–486.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle