Библиографическое описание:

Пахомов И. В. Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария» // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 606-608.

Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.

Ключевые слова: внеклассная деятельность, виды и формы внеклассной деятельности, программа по кулинарии, сценарии внеклассных мероприятий по кулинарии.

The article is devoted to the organization of extracurricular activities on technologies in teaching and learning section «Cooking» with regard to the introduction of new school educational standards and requirements for the organization of educational activity of students.

Key words: extra-curricular activities, types and forms of extracurricular activities, program of culinary, scripts, extra-curricular activities on cooking.

 

Интенсивное социальное развитие нашего общества повышает требования к формированию активной, созидающей, компетентной личности, которая может самостоятельно регулировать собственное поведение и деятельность, определять перспективы своего развития, пути и средства их реализации. В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования для средней школы сформулирована высшая цель образования — воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях российского народа. [1]

«Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов…

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение».. [2 С.23]

Каждое образовательное учреждение обязано соблюдать все требования, установленные ФГОС и разрабатывать образовательные планы и программы, задействуя в этом деле всех специалистов образовательного процесса.

Внеклассная работа с обучающимися осуществляется в свободное от аудиторных занятий время и является важнейшей составной частью образовательного процесса, обеспечивающего формирование нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности. Организация внеклассной деятельности учащихся является творчеством и предполагает «полет» фантазии учителей-предметников и специалистов образовательных учреждений. Общую координацию внеклассных мероприятий в школе осуществляет директор. Свои предложения в общешкольный план внеклассной работы может внести каждый учитель. Это составная часть планируемых им внеклассных занятий в учебном году.

Так в образовательной области знаний «Технология», по каждому из разделов ее программы в целях воспитания учащихся необходимо разрабатывать комплекс мероприятий по внеклассной работе, поэтому считаем актуальной выбранную тему исследования: «Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»».

Целью нашего исследования стало выявление, и предложение формы организации внеклассных мероприятий при изучении раздела «Кулинария» в 7 классе.

Внеклассная воспитательная работа — это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке. Внеклассную работу, как правило, ведут учителя-предметники, работники шефствующих предприятий, родители, а также актив учащихся.

Выделяют ряд педагогических принципов ведения внеклассной и внешкольной воспитательной работы: добровольности, общественной направленности, инициативы и самодеятельности, использования игровых форм, учета возрастных и индивидуальных особенностей участников. [3]

Цель и задачи внеклассной воспитательной работы придают специфический характер функциям целостного педагогического процесса — обучающей, воспитывающей и развивающей.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

На практике чаще всего различные организационные формы внеклассной работы применяются в сочетании: экскурсия завершается выставкой; на тематических вечерах выступают кружки художественной самодеятельности, проводятся игры; во время коллективного похода на лыжах проводятся соревнования; туристический поход сочетается с выполнением специальных заданий комитета комсомола и превращается в экспедицию; большинство кружков, клубов и обществ выпускает свои стенгазеты, бюллетени, альбомы, устраивает выставки.

Содержание внеклассной работы не во всех школах одинаковое. На него оказывают влияние следующие факторы: традиции и особенности школы, особенности возраста, класса, индивидуальности детей, особенности самого учителя, его интересы, склонности, установки. [4]

На выбор формы внеклассной работы по технологии влияют следующие факторы:

-          Зависимость учебно-воспитательных целей и задач, которые устанавливает учитель перед собой и классом в соответствии с разделам курса технологии

-          Учет возрастных психофизиологических особенностей школьников

Наиболее распространенной групповой формой организации внеклассной работы является кружок — добровольное объединение учащихся, проявляющих повышенный интерес к определенной области знаний и стремящихся заниматься практической деятельностью.

Среди массовых мероприятий по технологии выделим тематические вечера, посвященные знаменательным датам в области кулинарии, фестивали национальной кухни (русской, татарской, итальянской, кубанской и др.), школьные олимпиады, конкурсы, выставки творческих работ.

Школьная олимпиада по технологии проводится обычно на базе учебных мастерских. В ходе ее учащиеся соревнуются в выполнении технологических операций. Проводится конкурс творческих проектов, например: «Лазанья», «Курник», «Лагман», «Паста» и т. д.

В школах (классах) с углубленной трудовой или профессиональной подготовкой сохраняют свое значение конкурсы по профессиям.

Предметная неделя по технологии призвана привлечь внимание учащихся к этой области знаний, показать их успехи в ее изучении. Каждый день недели имеет свою направленность и может включать комплексные (с привлечением учителей других предметов) уроки, викторины, конкурсы, экскурсии, выставки, мастер-классы и т. д.

В ходе проведенного исследования и для решения поставленных задач были разработаны сценарии внеклассных мероприятий: «Фестиваль кубанской кухни», «Итоговый урок-конкурс по технологии в 7 классе», сценарий урока — «Виртуальная экскурсия: «Домашнее и производственное изготовление хлебобулочных изделий»», творческий проект «Лазанья». Считаем, что разработанные сценарии мероприятий могут найти свое практическое применение во внеклассной деятельности учителя технологии.

 

Литература:

 

1.         Григорьев, Д. В. Сложные вопросы воспитания духовности [Текст] / Д. В. Григорьев // НМЖ зам. директора по ВР. — 2005. — № 3. — С.129–133.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9кл.) [электронный ресурс]. — Введ. 2010–12–17. — Режим доступа: http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/938 (10.12.14)

3.         Педагогика [Текст]: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 429 с.

4.         Положение об организации внеклассной деятельности в условиях введения ФГОС НОО [электронный ресурс] — Режим доступа: http://mougimnazia3.edusite.ru/p95aa1.html (10. 12. 2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle