Библиографическое описание:

Прошина Ю. А. Водитель автомобильного транспорта: потеря профессии на российском рынке труда и предложения по её возрождению // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 497-500.

Рассмотрены основные требования к профессии «водитель», а также что представляет собой система подготовки профессиональных водителей и есть ли в ней необходимость на сегодняшний день. В завершении статьи автором предлагается ряд мероприятий по разработке целостной системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении.

Ключевые слова: водитель автобуса, пассажирские перевозки, городской общественный транспорт, маршрутное такси, профессиональный стандарт водителя.

 

В жизнь современного города важной составной частью вошел пассажирский транспорт, основной задачей которого является обеспечение потребности населения в перевозках при систематическом улучшении качества обслуживания пассажиров. Транспортная подвижность жителей и средняя дальность их поездок растет по мере роста численности и городской территории. В соответствии с этим дальнейшее развитие, совершенствование и улучшение качества обслуживания пассажирских перевозок актуально для изучения и реализации.

Одной из основных проблем городского общественного транспорта является сильная изношенность и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Как следствие износа подвижного состава — снижается уровень технической надежности и безопасности пассажирского транспорта, возрастает поток сходов с линии по техническим неисправностям. Кроме того, в значительной степени растут затраты на эксплуатацию подвижного состава и себестоимость перевозок пассажиров. Увеличение транспортной подвижности населения, в условиях сокращения провозных возможностей приводит к росту наполняемости салонов. В часы «пик» она почти втрое превышает значения, рекомендованные Международным союзом общественного транспорта, и достигает физического предела. Не обеспечивается не только минимальный уровень комфортности поездок пассажиров, но и необходимые условия соблюдения безопасности при их перевозках [1, с.45].

Что касается пассажирских перевозок маршрутными такси, то, несмотря на положительные стороны данного вида пассажирского транспорта, такие как высокая скорость доставки, широкий охват транспортной сети города, относительный уровень комфорта, они обладают рядом негативных качеств. В процессе движения водители маршрутных такси совершают перестроений из полосы в полосу на 65 % больше, чем водители общественного пассажирского транспорта. Водители «маршруток» добиваются более высоких скоростей сообщения не за счет уменьшения количества остановок, а за счёт скоростных качеств автомобилей. Агрессивная манера вождения маршрутных такси, вызванная конкуренцией за пассажира на дороге и стремление совершить как можно большее число поездок приводит к возникновению частых аварийных ситуаций [2, с.118].

Отсутствие оборудованных для маршрутных такси остановок и наличия остановок вне плана часто приводит к повышению аварийной обстановки на дороге вследствие резкого торможения после разгона и нарушения рядности движения. Установка незаконных дополнительных мест и перевозка стоячих пассажиров является нарушением законодательства и приводит к снижению комфортабельности и безопасности поездки. Отсутствие кондуктора в салоне возлагает на водителя дополнительные обязанности, выполнение которых отвлекает его. Водители работают по 10–12 часов без какого-либо перерыва на обед, тем самым нарушая все существующие нормы труда. Это ведёт к утомляемости и как следствие повышается вероятность возникновения ДТП [2, с.120].

Таким образом, безопасность на наших автомобильных дорогах зависит не только от технического состояния подвижного состава, но и от квалификации и состояния водителей, управляющих этим подвижным составом.

Главная проблема, на мой взгляд, городского общественного транспорта и маршрутных такси — это то, что и те, и другие испытывают острую нужду в квалифицированных кадрах. Но, к сожалению, за последние годы профессия водителя потеряла свою популярность.

Каковы основные требования к профессии «водитель»? Что представляет собой система подготовки профессиональных водителей и есть ли в ней необходимость на сегодняшний день? Ответы именно на эти вопросы мне бы хотелось дать в своей статье.

Каждый день автобусы перевозят миллионы людей. В отличие от большинства единиц автотранспорта, их движение происходит по заданному маршруту и подчиняется точному графику.

Основные виды автобусных маршрутов — внутригородские, междугородние и международные. Есть также специализированные маршруты — экскурсионные, туристические, доставка детей к школам и в места отдыха, перевозка персонала предприятий и учреждений, эвакуационные и другие. Например, один из самых специализированных маршрутов в мире — доставка экипажа космического корабля к стартовой площадке на космодроме Байконур, этот маршрут был впервые открыт 12 апреля 1961 года.

Рассмотрим основные должностные обязанности водителя, а также основные требования, которые предъявляются, чтобы получить эту профессию.

Перед отправкой в рейс водитель автобуса занимается осмотром своего транспортного средства, убеждается в его исправности и соответствии требованиям, предъявляемым к транспорту, предназначенному для перевозки пассажиров.

Водитель автобуса берет пассажиров и высаживает их на остановках общественного транспорта или на автобусных станциях, предусмотренных в графике маршрута, а также, если имеется на то разрешение, — по требованию пассажиров (преимущественно маршрутные такси). При необходимости или в отсутствие штатного кондуктора, он занимается проверкой проездных билетов у садящихся в автобус пассажиров и продает их.

В обязанности водителя автобуса входит соблюдение графика движения. В то же время, он должен учитывать общую ситуацию, складывающуюся на дорогах. Особенно это касается внутригородских маршрутов с их напряженной и быстро меняющейся обстановкой. При обслуживании пассажиров  водитель   автобуса  постоянно должен быть внимателен и дисциплинирован. Для него, как ни для кого другого, недопустимо подвергать опасности своими действиями пассажиров и водителей другого транспорта.

Завершая свой рабочий день, водителю автобуса необходимо подсчитать километраж пройденного маршрута, число проданных билетов и сумму, поступившую за них. Если в этом возникнет необходимость, он заполняет отчет о выявленных за время своей работы технических неисправностях.

Для того чтобы получить работу водителем автобуса необходимо иметь специальную категорию D, свидетельствующую о высоком уровне знаний водителем своего транспортного средства, правил дорожного движения, а также владении техникой безопасной езды, обладании быстрой реакции и умении правильно действовать в случае возникновения экстремальной ситуации. Кроме того, работа водителя автобуса связана со сферой обслуживания, поэтому человек должен обладать такими качествами, как терпение, терпимость, дружелюбие; желательно также умение найти контакт с любым человеком.

Важную роль в работе водителя автобуса играют и технические знания. Он должен знать автобусное оборудование и уметь многосторонне и оперативно им пользоваться. Если при нахождении на маршруте (в первую очередь это касается междугородних и международных автобусов) возникла небольшая неисправность, водитель должен уметь устранить ее, чтобы продолжить движение.

Требования к здоровью водителей автобусов предъявляются типичные, как и к другим людям, управляющим транспортными средствами. Основу этих требований составляют приемлемое состояние зрения, слуха и скорости реакции.

Как показывает практика на сегодняшний день, профессия водителя, осуществляющего городские, пригородные, междугородные и международные пассажирские перевозки, полностью потеряла себя. Причиной этому множество факторов. Коренные жители города не идут на эту работу, в связи с низким уровнем заработной платы (в их понимании). В качестве информации можно привести некоторые статистические данные: в Волгоградской области средняя заработная плата водителя городского автобуса чуть более 20 тысяч рублей [7, с.98]; водитель автобуса регулярных городских пассажирских маршрутов Москвы за свой труд получает в 2,5 раза больше (около 50 тысяч рублей) [7, с.99]. Более того, мало кто из современной молодежи мечтает получить профессию водителя автобуса. Обычно водителями становятся либо те, кто не представляет свою жизнь без автотранспорта, либо те, у кого неплохо получается водить, но другой сферы применения своему таланту найти не удалось. А ведь водитель автобуса — это лицо транспортной компании, которая осуществляет перевозки.

В этом году в Москве было зафиксировано более 150 тысяч случаев нарушения правил ПДД, технических регламентов и правил перевозки пассажиров, совершенных водителями общественного транспорта. По данным Управления ГИБДД Москвы, основным из них является превышение скорости — 25 % случаев. Среди прочих нарушений называются неправильная очередность движения при пересечении перекрестка, выезд на полосу встречного движения, несоблюдение дистанции и другие. Одной из причин такого числа ДТП является низкая квалификация водителей [4]. Большое количество иногородних водителей, плохо ориентирующихся в столице, или вообще граждане других государств, не обладающие достаточными навыками и опытом управления крупногабаритным автобусом в условиях мегаполиса. К примеру, более половины водительского состава крупнейшего пассажирского предприятия г.Москвы «Мосгортранс» — иногородние [6].

На мой взгляд, особое внимание нужно уделять качеству подготовки кадров. В данный момент любой, у кого в правах значится открытая категория «D», может управлять городским автобусом длиною 12–15 метров. С категорией «Е» люди садятся за руль 18-метрового сочлененного автобуса. При этом срок обучения водителей автобусов на многих курсах составляет порядка 1,5–2 месяца. Чего явно недостаточно, как показывает хроника ДТП. Кроме того, существует момент разрыва между практикой и теорией. Когда в автошколе курсанты проходят практические занятия на ПАЗ-3205 с механической КПП, а на работе их выпускают на линию на длиннобазном «Волжанин СитиРитм-15» с коробкой-автомат. Хотелось бы отметить тот факт, что в Советском Союзе существовала система профессиональной подготовки водителей. С развалом страны она была полностью разрушена. Водителей общественного транспорта учили в профессионально-технических училищах или на производственных комбинатах в течение двух и более лет.

В качестве заключения своей статьи хотелось бы сказать, что сейчас нужны уже не косметические меры по постепенному «совершенствованию» системы подготовки водителей, а необходима разработка целостной системы подготовки и допуска к участию в дорожном движении.

Создание такой системы стало бы неотъемлемым условием эффективного использования бюджетных средств, которые выделяются на цели обеспечения безопасности дорожного движения.

Реализация цельной системы подготовки и допуска к управлению транспортными средствами позволит увеличить отдачу от использования бюджетных средств, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения, повысить качество работы водителей а, значит, транспортных операторов, обслуживающих все отрасли экономики страны, упрочить устойчивость социальной сферы.

Программы подготовки водителей должны опираться на требования работодателей к водителям, также очевидно, что любой здравомыслящий работодатель в первую очередь хотел бы, чтобы водитель умел «безопасным» образом управлять транспортным средством. Таким образом, профессиональные стандарты водителей — это тот самый документ, в котором цели государства и цели транспортного бизнеса удачно совпадают.

Суть профессионального стандарта — это перечень требований к водителю, разделенных по уровням квалификации и перечень компетенций под каждое требование (что водитель должен не только знать, но и понимать, не только уметь, но и применять). Стандарт является документом, определяющим минимальные требования к водителю с точки зрения эффективности перевозок и безопасности их выполнения [3, с.15].

Профессиональный стандарт водителя, на мой взгляд, должен отвечать на следующие вопросы:

-          какие функции, работы, действия должны выполняться водителем;

-          какими знаниями и навыками должен обладать водитель, чтобы обеспечить безопасность дорожного движения и соответствовать требованиям действующих нормативно-правовых актов, а также требованиям работодателя;

-          какими психофизиологическими качествами должен обладать профессиональный водитель (стрессоустойчивость, скорость реакции, толерантность к другим участникам дорожного движения, устойчивость к монотонии, др.) [5, с.14].

Концепция разработки профессиональных стандартов водителей, по моему мнению, должна опираться на полный учет требований действующих в Российской Федерации нормативных правовых документов и требований работодателей, в первую очередь по обеспечению безопасности дорожного движения. Также профессиональный стандарт водителя предназначен для формирования современных программ подготовки таких водителей транспортных средств, которые смогут обеспечить их эффективную и безопасную эксплуатацию. Кроме того, базис профессионального стандарта водителя, позволит:

-          решать задачи в области управления персоналом на транспорте (разработку систем мотивации, профессионального подбора и отбора водителей в зависимости от видов перевозок и др.);

-          поддерживать единые требования к качеству профессиональной деятельности;

-          мотивировать водителей к профессиональному росту, поскольку соответствие профессиональному стандарту дает водителю преимущества на рынке труда

-          проводить сертификацию водителей на добровольной основе — то есть оценку их квалификации (готовности водителя определенной категории ТС к качественному и безопасному выполнению своих функций).

Более того, профессиональные стандарты могут быть построены по модульному принципу: требования к водителям «непрофессионалам» (не использующим транспортное средство в коммерческих целях) дополняются «профессиональными» модулями в зависимости от категории транспортного средства. Такое построение базовых профессиональных стандартов позволило бы облегчить подготовку объединениями автотранспортных организаций своих корпоративных стандартов, а также специальных стандартов водителей по видам перевозок.

 

Литература:

 

1.         Шашкова И. Г., Бышов Н. В., Лунин Е. В., Захарова Н. Е., Рябчиков Д. С. Управление трудовыми ресурсами на предприятиях автомобильного транспорта — Рязань: ФГБОУВПОРГАТУ, 2013.

2.         Романов А. Н. Автотранспортная психология: учебное пособие для студентов Высших учебных заведений — М.: Академия, 2002.

3.         Быкова Г. П. Профессиональные стандарты водителей транспортных средств как элемент поддержки системы обеспечения безопасности дорожного движения//Грузовое и пассажирское автохозяйство- № 1–2014-С.14–18.

4.         Госавтоинспекция МВД России: Статистические отчеты [Электронный ресурс]. URL: http://gibbd.ru/stat.

5.         Вербицкая Н. О. Национальная система профессиональной подготовки водителей//Профессиональное образование. Столица. — № 11. — 2013. — С.13–16.

6.         Avtotransport: Иногородние водители автобусов [Интернет-ресурс]. www.avtotransport.org/page703.html

7.         Комаров Ю. Я. Повышение уровня безопасности на пассажирском автотранспорте с использованием комплексного подхода к профессиональному отбору водителей//Автотранспортное предприятие-№ 10–2014-С.18–22.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle