Библиографическое описание:

Школьникова А. Е. Тайны жизни и смерти Сергея Александровича Есенина // Молодой ученый. — 2015. — №3. — С. 588-593.

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской губернии, в крестьянской семье. Отец Есенина, Александр Никитич, был по происхождению действительно крестьянином, но на земле никогда не работал, а работал приказчиком мясной лавки купца Крылова. Он постоянно жил в Москве и дома, в деревне, бывал крайне редко, по большим праздникам. Мать Сергея, Татьяна Фёдоровна (в девичестве Титова), первые три года после рождения первенца жила в деревенском доме мужа. Но потом, не поладив со свекровью, сбежала с сыном к своим родителям. Суровый патриарх семьи Титовых, Фёдор Андреевич Титов, оставил внука у себя, а дочь отправил на заработки в Рязань. Как Сергей Есенин вспоминает свое детство: «С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Сначала меня учил плавать один дядя. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Средь мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь! Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в закрытую церковно-учительскую школу, окончив которую шестнадцати лет, я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось. Методика и дидактика мне настолько осточертели, что я и слушать не захотел. Стихи я начал писать рано, лет девяти» [8, с. 8–10].

9 июля 1912 года он едет с рукописным сборником своих стихов «Больные думы» в Рязань, в редакцию газеты «Рязанский вестник». Но его лирика не находит там понимания. В июле 1912-го, со свидетельством о присвоении ему звания учителя школы грамоты, он уезжает в Москву. Отец устраивает его к себе, в мясную лавку Крылова. Но у Сергея уже другие планы: «Благослови меня, мой друг, на благородный труд. Хочу писать «Пророка», в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу…» (из письма школьному другу Г. Панфилову) [3, с. 25]. Сергей ссорится с отцом, уходит из мясной лавки, уезжает домой, в Константиново, через месяц снова возвращается в Москву и поступает на работу в типографию Товарищества И. Д. Сытина. Он работает, занимается самообразованием, пишет стихи.

Тайны Гениальности

Рос и воспитывался в атмосфере глубокого народного православия. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам. Учителю словесности Евгению Михайловичу Хитрову Есенин показывал свои первые стихи. В оценках учитель был строг, ведь стихи ему приносили ворохами ученики всех классов, но крайне редко в них проглядывала искра таланта. Е. М. Хитров стал литературным наставником будущего поэта. Все свои стихотворения Есенин сперва читал товарищам, а потом шел к учителю Хитрову, который любил Есенина и всегда ему помогал, когда он обращался к нему [3, с. 50].

При обращении к письмам Есенина выявляется несостоятельность многих «легенд», созданных в свое время вокруг его имени. Так, например, есенинские письма опровергают «легенду», что круг его друзей и знакомых из литературной среды был всегда весьма ограничен. Эпистолярное наследие поэта показывает, сколь многочисленны и разнообразны были его литературные связи, с какими замечательными людьми сводила его судьба.

Так, например, приехав в Петроград, 9 марта 1915 года идёт к А. Блоку и читает ему свои стихи. Блок надписывает ему свою книгу и даёт рекомендательное письмо к поэту С. Городецкому. «Ушёл я от Блока ног под собой, не чуя. С него, да с Сергея Митрофановича Городецкого и началась моя литературная дорога. Так и остался я в Петрограде и не пожалел об этом. И всё с лёгкой блоковской руки!» [8, с. 20].

В природе поэт видит источник вдохновения, он ощущает себя частицей природы. Ранняя поэзия Есенина насыщена религиозными образами. Позднее он скажет: «От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции» [8, с. 42]. И это еще один факт в биографии Есенина, который отразился в его творчестве.

Когда читаем стихи Сергея Есенина, в нашем сознании рождаются картины природы: мы чувствуем запахи цветочного нектара, жужжание пчел, журчание воды, ощущаем ласковое дуновение ветра, видим безмятежный полет облаков. Мы как будто стоим рядом с поэтом и смотрим вместе с ним на открывающиеся нашему взору русские просторы. И благодаря каждой строчке, каждому слову в сердце русского человека воспламеняется сильное чувство любви к своей Родине, искренней и чистой.

Стихи Есенина — искренняя исповедь его романтической души, которая привлекает, прежде всего, проявлением самых лучших человеческих чувств.

Тайны Любви

Анну Вольпин, первую жену Есенина, покорила его пылкость, кукольная красота и настойчивость, с которой Есенин принялся ухаживать. В Анне поэт нашел поддержку, ведь тогда молодого поэта не хотели печатать, да и вообще не воспринимали всерьез. Они поселились в съемной квартире, а через год родился ребенок, сын Юрий. В своих воспоминаниях Анна Романовна писала: «В марте 1915 года поехал в Петроград искать счастья. В мае этого же года приехал в Москву, уже другой. Немного побыл в Москве, уехал в деревню, писал хорошие письма. Осенью заехал: «Еду в Петроград». Звал с собой... Тут же говорил: «Я скоро вернусь, не буду жить там долго» [5, с. 15]. Но Есенин к Анне не вернулся.

С красавицей и будущей актрисой Зинаидой Райх Есенин познакомился в редакции газеты «Дело народа», где та работала секретаршей. Зиночкой Сергей был очарован: умная, всегда в окружении поклонников, мечтающая о сцене. Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго и счастливо [1, с. 23]. Зинаида родила поэту двух детей, которыми он гордился. И после развода с Зинаидой, Есенин неоднократно навещал своих детей, усыновлённых Мейерхольдом. Обеспечивал их.

4 ноября 1920 года на литературном вечере «Суд над имажинистами» Есенин познакомился с Галиной Бениславской. Есенин и Бениславская были близкими людьми. Он доверял ей, как себе. Она любила его больше жизни. Помогала, чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. Ни к одной женщине он не относился с таким уважением и почтением, как к Гале. Он считал ее своей женой. Несколько раз он предлагал ей официально оформить отношения [6, с. 33]. Но Галя, по словам сестры поэта, Кати, опускала длинные ресницы и говорила, что не пойдет замуж только из-за того, чтобы люди о ней лучше думали [7, с. 36]. 11 месяцев и 4 дня, прожитые Галиной после смерти Есенина. Она без отдыха разбирала архив, писала воспоминания. 3 декабря 1926 года ночью Галина Бениславская застрелилась на Ваганьковском кладбище на могиле Есенина

Самая известная муза Сергея Есенина была старше его почти на 18 лет. Они познакомились на вечере, где Айседора покорила Сергея своим танцем, а Есенин покорил ее — стихами. Поэт не понимал по-английски, а Айседора знала всего пару слов по-русски, но языковой барьер не стал препятствием для их страстных отношений. Поженившись в России, отправились на гастроли Дункан по Западной Европе и США. Более всего Есенина огорчал социальный статус: безымянный поэт в тени славы жены, знаменитой танцовщицы. Америка вызвала у Есенина еще большее раздражение. Его возмущал местный «сухой закон». Тоска по родине мучила его. «Я хотела сохранить его для мира. Теперь он возвращается обратно, так как без России он жить не может», — говорила Айседора [3, с. 175].

5 марта 1925 года — знакомство с внучкой Льва Толстого Софьей Андреевной Толстой. Софья — еще одна не сбывшаяся надежда Есенина создать семью. Ей выпал горький жребий: пережить сложность последних месяцев жизни с Есениным. А потом, в декабре 1925-го, ехать в Ленинград за его телом. Сохранение наследия С. Есенина, защита его имени от всевозможных нападок, стремление опубликовать произведения поэта стало главным делом всей дальнейшей жизни Софьи Андреевны.

Тайны Смерти

Он всегда был окружен женским вниманием, но у него была одна главная любовь, владевшая его сердцем с детства и до последнего трагического дня — любовь к поэзии.

Хроника последних дней

7 декабря через родных он дает телеграмму в Ленинград другу-поэту Вольфу Эрлиху, чтобы тот подыскал ему две-три комнаты, обещая приехать в двадцатых числах декабря. Утром 24 декабря Есенин приехал в Ленинград. Отправился не в квартиру, а в гостиницу «Англетер» в номер пять на втором этаже. Эта гостиница предназначалась для ответственных лиц, чекистов, военных и партийных работников. Человек со стороны в нее поселиться не мог. Здесь Есенин намеревался жить постоянно и издавать литературный журнал, был полон жажды работать. В воскресенье, 27 декабря, к шести вечера в номере остались втроем: Есенин, Ушаков и Эрлих. По свидетельству Эрлиха, в восемь вечера он ушел домой и не оставался ночевать у Есенина потому, что утром должен был пойти на прием к врачу. Дойдя до Невского проспекта, Эрлих якобы вспомнил, что забыл портфель, где находилась доверенность. Он возвратился обратно в гостиницу и прошел в номер к Есенину. Ушакова уже не было. Есенин сидел за письменным столом, накинув на плечи меховое пальто, и просматривал свои рукописи. Вот и все, что известно о последних часах жизни Есенина.

Выбранная мною профессия, заставляет меня изучить тайну смерти. Не связано ли это с преступлением?

Хотелось бы вам представить материалы дела из книги следователя Хлысталова, проводившего свое независимое расследование:

«Я тогда работал старшим следователем на знаменитой Петровке, 38, и расследовал сложные преступления. На мое имя поступало много писем... Я заглянул в конверт, но письма в нем не оказалось. В конверте лежали две фотографии. На первой фотографии мертвый Есенин лежит на диване или кушетке, обитой дорогим бархатом или шелком. Видимо, его тело только что вынули из петли. Волосы взлохмачены, верхняя губа опухшая, правая рука неестественно в трупном окоченении повисла в воздухе. На ней ясно видны следы глубоких порезов. И сколько я ни всматривался в фотокарточку, признаков наступления смерти от удушения петлей не видел. Не было характерно высунутого изо рта языка, придающего лицу висельника страшное выражение. На другой фотографии поэт изображен в гробу... На лбу трупа, чуть выше переносицы, отчетливо видна прижизненная травма. Про такое телесное повреждение судебно-медицинские эксперты заключают, что оно

причинено тупым твердым предметом и относится к опасным для жизни и здоровья человека. Что-то было не так. Захотелось сразу же взяться за изучение материалов о смерти Есенина.».. [9, с. 4].

Аргументы в пользу убийства:

Рис. 1 Неестественно согнутая рука поэта

 

1.                  Неестественно согнутая рука поэта. «Живой поэт мог держаться за трубу, но когда наступает смерть, мышцы ослабевают, руки должны быть опущены вдоль туловища. Почему правая рука была поднята вверх? А не могло быть, что трупное окоченение наступило в другой позе, а потом труп повесили?»

Рис. 2 Странгуляционная борозда

 

2.                  У трупа Есенина имелась странгуляционная борозда только на половине шеи. Подобная борозда образуется, если преступник веревкой душит сзади свою жертву.

3.                  Зафиксировано, что веревка, на которой якобы повесился Есенин, не имела мертвой петли, а была просто намотана на шее как шарф. Значит, на шее висельника должна быть не одна, а несколько странгуляционных борозд. Но их не было.

4.                  Судмедэксперты зафиксировали глубокие порезы на правой руке поэта. Принятое объяснение — будто бы поэт порезал вены, чтобы написать кровью последнее стихотворение «До свидания», которое в прессе окрестили предсмертным. Мог ли человек сам себе нанести столь глубокие порезы. Есенин был правшой, зачем же он порезал себе правую руку?

5.                  «Кто-то из современников выдвинул предположение, что лицо мертвого Есенина было обожжено трубой отопления, но Эрлих свидетельствовал, что вечером поэт сидел за столом в меховом пальто. Утром милиционер не снимал шинель, потому что в номере было холодно.

Описание: C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\Статья для научного журнала\фото к статье\Рисунок6.jpg

Рис. 3 Моментальный рисунок

 

6.                  Следствие упустило из виду многочисленные раны на теле убитого поэта и не стало выяснять их происхождение. Не выяснили, при каких обстоятельствах у Есенина появился синяк под глазом. Видевшие поэта вечером Устиновы, Ушаков сообщили, что у поэта вечером синяка не было. Быть может, перед смертью поэта избивали? На месте происшествия был художник Сварог, который сделал моментальный рисунок тела поэта на полу гостиничного номера. На рисунке отчетливо видно, что Есенин подвергался насилию, его одежда в беспорядке висела на частях тела. Перед фотографированием одежду привели в порядок. Номер, где умер Есенин, не был должным образом осмотрен и описан (в протокол не попало — было ли что-то украдено у Есенина, как лежали вещи, что на полу имелись пятна крови, не осмотрена труба отопления, на которой якобы повесился поэт, и т. д.)

Возможно, более точную информацию мы сможем получить тогда, когда для исследователей откроются архивы ЦК КПСС и КГБ СССР, где, несомненно, имеются тысячи документов, проливающих свет на все предположения и догадки о том, было ли это убийство или самоубийство поэта.

После всего сказанного, версия о самоубийстве поэта была поставлена под вопрос. Какие мотивы должны были быть у поэта, так любившего жизнь, чтобы повеситься? Приезжать для этого в Ленинград? Это абсурд. Смерть Есенина, с одной стороны, стала чистой случайностью, но с другой стороны, не приближал ли он эту случайность своим вызывающим поведением? Да, в своей среде он мог позволить себе все, его терпели за искренность и талант, но в среде хозяев жизни можно было вести себя вызывающе? Разве не знал Есенин, как кончают жизнь свою люди, которые пришлись не по нраву новым хозяевам жизни?

Бездомный поэт отдавал дань Бахусу но, как правило, в компании с приятелями. Он чаще всего находился на виду, на него глазели, измеряя каждый по-своему количество выпитого им спиртного. Я уверена, что образ постоянного хмельного скандалиста навязан нашей прессой и его, любившими поживиться за чужой счет, мнимыми приятелями. Духовно же симпатичные Есенину люди, искренне почитавшие его, говорят о нем с большим тактом. Актриса Августа Миклашевская, в своих воспоминаниях почти не касается хмельной проблемы, потому что она при их встречах не возникала, ибо в обществе сердечно расположенных к нему знакомых он сохранял душевное равновесие и в допинге не нуждался.

Его враги мало того, что мешали ему жить, так и еще после смерти поэта клеветали на Есенина, обвиняя его в пьянстве, хулиганстве и упадничестве.

Возвращение чистого, достойного и гордого имени великого русского поэта Сергея Александровича Есенина — это возвращение совести народа России.

С самого начала своей истории убийств коммунистическая система всегда применяла одну и ту же бандитскую тактику. Она начинала с того, что создавала в обществе негативные слухи о том, кого собиралась преследовать. Если человек был сломлен духовно, он не представлял больше угрозы коммунистической системе, но если человек оставался верен каким-то идеалам, его надлежало уничтожить, как и поступили с Сергеем Есениным, которого советская власть поставила «вне закона».

Кем бы ни был человек, поставленный вне закона, он разом перечеркивается, какими бы ни были в прошлом его заслуги. Так что, о каких-либо сомнениях в его виновности говорить не приходиться. Этот человек превращается не просто в изгоя, а в живой труп, чья смерть была только делом времени.

Замечательный русский поэт С. Есенин посвятил себя творчеству, в котором отразилась вся его жизнь, все его помыслы. Каждое стихотворение — это еще одна страница обширной книги его жизни. Эта книга открывает нам самобытный талант русского поэта. Все этапы пройденной жизни Есенина запечатлены на страницах его поэм и стихотворений. Поэтому с уверенностью можно сказать, что поэзия Есенина — это лирическое описание всей его жизни. Есенин ушел из жизни трагически, преждевременно. Но и то, что успел сделать поэт, стало нашим бесценным национальным достоянием.

 

Литература:

 

1.         Шершеневич В. Г. Великолепный очевидец // Мой век, мои друзья и подруги: Воспоминания Мариенгофа. Сост. С. В. Шумихин, К. С. Юрьев. Москва, 1990.

2.         Шумихин С. Мемуарные источники биографии Есенина. Москва, 2002.

3.         Киселева Л. А. Поэтика Есенина в контексте русской крестьянской культуры. Москва, 2002.

4.         Захаров А. Н. Хужожественно-филосовский мир Сергея Есенина. Москва, 2002.

5.         Бениславская Г. А. Воспоминания о Есенине.

6.         Наседкин В. Ф. Последний год Есенина.

7.         Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995–2002. Т. 7. Кн. 1.

8.         Хлысталов Э. Тайна гибели Есенина. Записки следователя из «Англетера». Изд М.: Яуза, Эксмо, 2005

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle