Библиографическое описание:

Шершнев П. И., Куимова М. В. Внеаудиторные мероприятия в духовно-нравственном воспитании студентов // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 568-570.

Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность — это разум воли.

Гегель Г. Ф.

Изменения в политической сфере и социально-экономическом развитии общества обуславливают интерес к проблемам воспитания молодежи. Особое внимание уделяется формированию личности студента, обладающей не только профессиональными компетенциями, но и духовно-нравственными ценностями, уважающей традиции и моральные устои.

Государство, общество, семья, искусство, наука, религия являются традиционными источниками нравственности, передаваемыми из поколения в поколение [6]. Главной целью духовного развития личности является определение смысла ее бытия и целей, формирование жизнестойкости, объективного восприятия окружающей действительности [5]. Сильная духовно-нравственная позиция необходима для достижения успеха, саморазвития и самореализации [4].

Протоирей Е. Шестун отмечает, что духовно-нравственное воспитание предполагает формирование у личности чувств долга, веры, совести, терпения, милосердия, рассудительности, способности к различию добра и зла, готовности к преодолению жизненных трудностей [10].

К. И. Аврамич отмечает, что итогом духовного воспитания личности является достижение внутреннего согласия между своим видением мира, своими чувствами и реальной повседневной жизнью; достижение гармонии между личностью и окружающими людьми [1].

Важнейшей задачей воспитания является формирование духовности, культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности [8].

Обучение в вузе направлено не только на развитие интеллектуальных способностей молодежи, удовлетворение потребностей в профессиональном самоопределении, но и на удовлетворение культурных потребностей.

Организация духовно-нравственного воспитания основывается на следующих положениях:

-        студент является не объектом, а субъектом деятельности;

-        система работы ориентируется на личность студента, его мировоззрение, опыт, интересы;

-        создание возможностей для обсуждения актуальных событий, происходящих в обществе, жизненных проблем;

-        уважение к личности студента, его мнению;

-        создание условий для повышения уровня культуры общения, овладения речевым этикетом [3].

Различные внеаудиторные мероприятия являются одним из способов воспитания нравственных качеств и достоинства личности. Их цель заключается в следующих задачах:

-        формирование представления о многообразии и взаимосвязи культур;

-        воспитание позитивного отношения к другой культуре, традициям;

-        формирование толерантного отношения к окружающим;

-        развитие взаимопонимания.

Воспитательная внеаудиторная деятельность должна быть логическим продолжением учебного процесса, основываться на реальных жизненных ситуациях и готовить студента к ним [9].

Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях способствует не только развитию духовно-нравственных качеств, но и:

-        раскрытию таланта, способностей личности;

-        развитию мыслительных способностей;

-        развитию умений выражать, аргументировать свою точку зрения;

-        саморазвитию и самоутверждению в совместной творческой, созидательной деятельности;

-        формированию морально-этических качеств;

-        формированию будущего специалиста [2, 7].

Более того, участие студентов во внеаудиторных мероприятиях может положительно сказывается на хорошей успеваемости; развивает ответственность, самостоятельность в принятии решений, умение работать в команде, любознательность, целеустремленность.

Примерами внеаудиторных мероприятий являются:

-        волонтерское движение;

-        тематические «часы», кружки;

-        тематические праздники («Посвящение первокурсников в студенты», «День рождения кафедры» и т. д.);

-        студенческие конкурсы («КВН», «Лучший студент года» и т. д.);

-        фестивали;

-        экскурсии (например, по профилю специализации);

-        конференции и т. д.

Таким образом, развитие духовно-нравственных качеств личности является необходимым для развития страны, единства народа, экономической стабильности и длится на протяжении всей жизни человека. Участие во внеаудиторной деятельности вуза стимулирует самопознание, саморазвитие, самореализацию; развивает мышление, творческий потенциал; играет важную роль в становлении личности студента; формирует мобильность и профессиональную самостоятельность выпускников.

 

Литература:

 

1.      Аврамич К. И. О духовности. Обучая, воспитывать // Совершенствование образовательной системы в Республике Саха (Якутия): материалы научно-практической конференции. Якутск, 1996. С. 31–32.

2.      Анисимова Т. С., Асеева Е. Н., Пелогенко А. Д. Духовно нравственные ценностные ориентации воспитательной системы педагогического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2014. № 1. С. 067–078.

3.      Баженова Н. Г. О воспитании духовно-нравственной культуры студентов // Высшее образование в России. 2011. № 4. С. 152–155.

4.      Ключников С. Ю. Путь к себе: Обретение духовной силы. М.: Беловодье, 2003. 608 с.

5.      Мартынова М. Д. Духовно-нравственное воспитание студентов: мировоззренческий аспект // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. Т. 9. № 8. С. 12–15.

6.      Мефодьева М. А. Духовно-нравственное воспитание студентов в условиях глобализации // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. 2014. № 3. С. 219–222.

7.      Нямаа Ц. Участие студентов во внеаудиторных мероприятиях и их развитие // Вестник Тувинского государственного университета. № 4 Педагогические науки. 2013. Т. 4. № 4 (19). С. 43–46.

8.      Репин М. В. Педагогические аспекты духовно-нравственного воспитания студентов в образовательном пространстве вуза (на примере цикла естественнонаучных дисциплин) // Казанский педагогический журнал. 2010. № 1. С. 157–162.

9.      Сорошева С. В. Духовно-нравственное воспитание студентов средних специальных учебных заведений в процессе внеучебной деятельности // Наука и образование. 2009. № 3. С. 26–28.

10.  Шестун Е. Православная педагогика. М.: Про-Пресс, 2001. 576 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle