Библиографическое описание:

Зекиев Э. В., Байбуртли Ф. М. Роль учителя ОБЖ в профилактике вредных привычек // Молодой ученый. — 2015. — №2. — С. 521-523.

Человек — венец природы. В процессе эволюции организм человека приобрел такой запас прочности, который во много раз превышает те нагрузки, с которыми он сталкивается в повседневной жизни. Мозг человека — это кладовая памяти. Если мозг правильно использовать, то можно освоить программу трех университетов и отлично говорить на шести языках.

Реализация этих возможностей зависит от тех привычек, которые приобретаются в основном в детском возрасте. Умение разумно распорядиться потенциальными возможностями организма зависит от образа жизни и повседневного поведения. Привычки, сформировавшиеся в детском возрасте, не всегда бывают положительными. Часто они бывают вредными и способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможностей организма, приводят к преждевременному старению и приобретению хронических заболеваний.

Здоровый образ жизни несовместим с вредными привычками. Употребление алкоголя, наркотиков, курение сигарет негативно влияет на организм и мешает разумно распорядиться всеми его возможностями во благо себе, своей семье и своей стране.

Проблема употребления алкоголя актуальна среди детей и подростков. Основным фактором, побуждающим их к первому знакомству с алкоголем, является желание в кругу друзей «быть как все» или обыкновенное любопытство. При употреблении, алкоголя наступает эйфория, дети становятся веселыми, разговорчивыми, смелыми. Возникает иллюзия о повышении работоспособности, приводящая к переоценке сил и возможностей. На самом деле работоспособность ухудшается, умственная активность снижается. Внимание, координация, точность, мышление тормозят, что может привести к различным родам несчастных случаев. Тому есть много примеров из жизни. Треть поступивших в травматологию людей с тяжелыми травмами — люди, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения.

При длительном употреблении алкоголь поражает печень, сердце, мозг. Развивается гипертония, ишемия, снижение половой функции. Раздражая органы желудочно-кишечного тракта, алкоголь также вызывает нарушение секреции желудочного сока и выделение ферментов, что приводит к развитию гастритов, язвы желудка и даже злокачественной опухоли. Стиль жизни алкоголика неизбежно приводит к утрате активности. Жизненные ориентиры искажаются. Работа, требующая интеллектуальных усилий, становится затруднительной, возникает конфликтный характер взаимоотношений с обществом. Начинается деградация личности. Поэтому, прежде чем выпить алкогольный напиток, надо хорошо подумать: хочешь ли ты быть здоровым и успешным человеком, способным воплотить свои мечты в жизнь или хочешь уничтожить себя.

Курение — одна из самых вредных привычек. Основным компонентом табачного дыма является никотин, который во время курения через легкие попадает в кровоток, затем в мозг и другие органы. Никотин — сильный яд, смертельная доза для человека — 1 мг. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки сигарет. Кроме никотина в табачном дыме содержится угарный газ, синильная кислота, сероводород, углекислота, аммиак, эфирные масла и множество других опасных для здоровья ядов, которые вредно действуют на нервную систему, понижая работоспособность, память и внимание.

Причина курения среди подростков — это любопытство, получение удовольствия от сознания своей полноценности, самоутверждения. Также притягательным фактором является желание выглядеть взрослым, т. е. имеет место подражание, затем привычка укореняется и превращается в зависимость. Снизив привлекательность курения среди взрослых, можно устранить тягу к курению у подростков. Запрет на рекламу сигарет и пропаганда ЗОЖ тоже является профилактической мерой избавления от курения.

Учитель должен объяснить подростку, что курящий человек в среднем живет на 20–30 лет меньше, чем некурящий. 20–30 лет жизни человека не та цена, которую надо платить за привычку курить Человеческая жизнь бесценна.

Алкоголь и курение ведут к формированию наркомании, потому что механизмы возникновения зависимости схожи.

Наркомания — это заболевание, которое возникает в результате употребления наркотиков, вызывающих состояние эйфории. В последнее время в России увеличилось число наркоманов, употребляющих так называемые спайсы или курительные смеси, которые представляют исключительную опасность для молодежи.

Продажа спайсов (SPICE — в переводе с английского «специя», «пряность») осуществляется под видом благовоний преимущественно через интернет — магазин.

Сегодня мы уже сталкиваемся со случаями, когда после употребления спайса возникает заболевание шизофрения, сильнейший психоз, неконтролируемое поведение, аллергическая реакция и летальный исход.

Причин, способствующих приобщению к наркотикам, много. Это доступность наркотиков, низкая духовность молодежи, сформировавшаяся музыкальная субкультура. В современной музыке возникли целые жанры под воздействием наркотиков.

Профилактические мероприятия, проводимые учителем ОБЖ, должны быть направлены не столько на объяснение вреда психоактивных веществ, сколько о пользе ЗОЖ, формирование здорового морально — психологического климата, создание условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснение определенных норм поведения. Для привлечения детей к ЗОЖ мы предлагаем следующее:

1.                  Формирование мотивации на ЗОЖ через повышение валеологической грамотности.

2.                  На уроке проводить беседы, доклады, лекции, связанные с ЗОЖ и подкрепленные конкретными примерами из жизни известных людей (спортсменов, актеров, политиков), а лучше пригласить их и провести открытые уроки, беседы, классные часы.

3.                  Соревнования по военно–прикладным видам спорта. Такие мероприятия, как правило, интересны детям, а соревновательный эффект требует обязательной физической подготовки, в дальнейшем занятия детей спортом в различных секциях.

4.                  Проведение мероприятий по ЗОЖ (спортивных, творческих, познавательных). Нами была разработана и несколько раз проведена интеллектуально — познавательная игра «Коэффициент интеллекта». Целью игры являлось развитие познавательного интереса различным разделам науки, выявление самого эрудированного ученика, интерес к изучению художественной, научно — познавательной литературы, поддержать эмоциональный настрой и положительную мотивацию к обучению [1].

5.                  Для более успешного искоренения вредных привычек, целесообразно связаться с родителями подростков. Следует при этом учитывать, что необоснованные или нетактичные утверждения учителя могут стать поводом к конфликту между школой и семьей этого подростка. Кроме того, такие утверждения могут стать серьезным психотравмирующим фактором, приводящим к нервному стрессу.

В своей антинаркотической работе учитель должен выявить тех учеников, которым более всего угрожает судьба наркомана. Обсудить проблему как можно лучше, изучить специфику, связанную с употреблением наркотиков (социальную, медицинскую, психологическую, юридическую), предварительно продумать наиболее рациональную форму обсуждения, которая наиболее бы к нему подходила.

Учитель ОБЖ должен не забывать, что профилактика вредных привычек среди подростков — это достаточно непростой процесс, который должен быть тщательно продуманным, осторожным и максимально тактичным.

 

Литература:

 

1.         Ежемесячный журнал «Молодой ученый». Интеллектуальные игры как форма развития умственных способностей учащихся средней образовательной школы. № 1 (60)/2014 год.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle